Июля 1956 г я приступила к своим обязанностям.




Ухтинской

Школы-интерната N 5

(ранее школа-интернат N 1)

 
 

 
 

П о окончании Коми пединститута в 1950г. Министерство просвещения Коми АССР направило меня, молодого специалиста, в г. Ухту директором школы рабочей молодежи пос. Водный.

В 1952г меня назначили заведующим Ухтинского роно, позднее гороно.

П о решению XX съезда КПСС в 1956г в Советском Союзе стали создаваться школы нового типа, школы-интернаты для детей-сирот, детей-инвалидов войны, детей из многодетных семей.

П ервой в Коми АССР подобная школа открылась в г. Ухте. По решению Ухтинского горкома партии меня назначили директором этой школы.

 
 

14

июля 1956 г я приступила к своим обязанностям.

Ш кола-интернат разместилась в здании бывшей средней школы N 3, бывшем пришкольном интернате СШ N 1. Это было 2-х этажное деревянное здание, расположенное на нынешней ул. им. Горького. К началу учебного года была готова деревянная столовая. На первом этаже учебного корпуса разместились классные комнаты, на втором этаже -спальни для старших учащихся. Младшие школьники жили в 2-х этажном деревянном доме.

В 1962г мы получили новый спальный корпус на 300 воспитанников, а в 1970г –новое кирпичное здание столовой на 150 мест, спортивный зал и галерею, соединяющую все здания школы-интерната. Так постепенно школа приобрела современный вид.

П одбором педагогического коллектива новой школы занимался лично министр просвещения Коми АССР С. В. Рудаков. К нам были направлены лучшие учителя городских школ. Приёмом воспитанников занималась комиссия во главе с инспектором Министерства просвещения Р. Л. Поповой.

П еред учащимися выступили инспектор Минпроса Р. Л. Попова,

 

 
 

 

я, представители Ухтинского роно, министерства просвещения Коми АССР.

В первый учебный год приняли 156 учащихся в 6 классо-комплектах. Многие из детей были переростками, но старались в учебе, были дисциплинированными учащимися.

М ного трудностей мы испытали в первый и последующие учебные годы: обустройство спален, комнат отдыха, классных комнат; организация питания детей; обеспечение их одеждой и обувью; создание детского коллектива и традиций школы, индивидуальная работа с каждым ребенком.

У чебный 1961-1962гг школа начала с 365 учениками в составе 10 классо-комплектов; в некоторых классах было по 40-42 учащихся, по 20-22 ученика в спальнях.

В феврале 1962г к нам было направлено более 100 детей из 4-х детских домов и 2-х приемников республики. Дети имели большие пробелы в знаниях, им не были привиты элементарные навыки культурного поведения. Большинство из них, за свою короткую жизнь не видевшие ласки и заботы, были грубы, капризны, замкнуты. Короче были “запущены” как в бытовом, так и педагогическом отношении. В итоге в 1961-62 учебном году была крайне низкая успеваемость, хотя до этого (в 1960-1961 уч/году не успевало только три ученика).

Э

ти дети потребовали много душевных сил, педагогического мастерства учителей. Начинать пришлось с самого основного: воспитания поведения. Стали проводить уроки культуры с практическим показом: как вести себя на уроках, переменах, в спальне, улице. Обучать правилам хорошего поведения за столом, в театре. Но этому предшествовало внимательное изучение личного дела каждого ребенка, положительных и отрицательных черт характера, неоднократные беседы с детьми. Налажена переписка с детскими учреждениями, из которых прибыли дети, с родителями, если они были. Проводилась большая работа по ликвидации пробелов в знаниях благодаря дополнительным занятиям по предметам, кружковой работе. Многие из воспитателей так освоили учебные программы, что помогали учащимся практически по всем предметам.

В се это потребовало годы кропотливой работы от педагогического коллектива. Мы обратились к трудам Макаренко, изучали передовой опыт работы школ страны. Но самое главное, это была любовь к детям в сочетании с требовательностью и терпением.

 
 

И

наши труды не пропали даром. Большинство детей превратились в хороших, организованных и cтарательных учеников. А, самое главное, появился школьный коллектив со своими традициями, опытом совместной жизни. В этом неоценимую помощь оказали старшие ребята, учащиеся первых лет обучения, пионерская и комсомольские организации, шефы Ухтинской ТЭЦ, родительский комитет.

Б ыло организовано шефство старшеклассников над младшими классами, индивидуальное наставничество коммунистов школы, комсомольцев предприятий, лучших родителей над “трудными ” детьми. Большую помощь в работе с “трудными” подростками оказывала детская комната милиции (С И Тарасовская, П Грищенко), с которой школа поддерживала тесные и постоянные контакт.

П едагоги школы так продумали внеклассную работу, что ребята не сидели без дела и после уроков. Даже самые неорганизованные ребята постепенно втягивались в школьную жизнь.

П од руководством старшего воспитателя Е П Выборовой был создан комсомольско-пионерский патруль, который следил за порядком в школе, поведением учащихся во внеурочное время (в учебном корпусе, спальнях, столовой, на улице и тд). Для ребят из патруля даже придумали специальную форму.

Т рудовые бригады раз в неделю убирали пришкольную территорию, учебный и спальный корпусы; помогали завхозу, кастелянше, портнихе. Оказывали посильную помощь учителю труда в мастерской по ремонту мебели, оборудования, застеклению окон.

Р езультаты работы трудовых бригад, дежурств подводились на общешкольной линейке, лучшие поощрялись. Бригадам, отдельным школьникам вручались вымпелы, выносились благодарности. Учащиеся поощрялись культпоходом в кино. Лучшие спальни поощрялись картинами, покрывалами на кровати, тюлевыми накидками на подушки, проигрывателями, магнитофонами.

В то время материальная база школы была очень слаба, но дети это понимали и берегли мебель, школьные помещения. Постепенно школа пополняла свой фонд: приобретались мебель, оборудование, мягкий инвентарь. Несмотря на ограниченный бюджет школы, государство выделяло средства для приобретения праздничной одежды для всех детей: шерстяные платья для девочек, костюмы для мальчиков. Помимо того была приобретена пионерская форма с пилотками. И наши дети выглядели не хуже обычных школьников на параде в день рождения пионерской организации-19 мая.


В первые десять лет школа-интернат имела небольшое подсобное хозяйство: лошадь, поросят, кроликов; картофельный и сенокосные участки. Дети с удовольствием ухаживали за животными, работали на уборке картофеля, заготовке сена. Вся продукция подсобного хозяйства поступала в школьную столовую для питания детей. Впоследствии из-за отсутствия необходимых условий для содержания животных, за неимением соответствующей базы подсобное хозяйство было ликвидировано.

С о временем в школе оборудовали хранилище для учебно-наглядных пособий по всем предметам, кабинеты по химии, физике, иностранному языку, домоводству. Планировалось создание кабинетов биологии и математики. Занимались оформлением комнат отдыха в спальном корпусе. Много сил вкладывалось в создание уюта в спальнях детей. Лучшими спальнями были спальни воспитателей Ямцуновой, Тыриной, Шитовой, Новодворской, Лекановой, и других.

 

 

Ш

 
 

кола жила интересной, насыщенной жизнью. Почти все ученики занимались в кружках Дома пионеров и секциях детской спортивной школы. Особого внимания заслуживает наша самодеятельность. Заводилами выступали учитель пения И. Н. Король, музыкальный работник Н. Л. Кудрявцева. Каждый ребенок мог найти занятие по душе. Общешкольный хор охватывал 100 учащихся, ансамбль старшеклассниц, хор младших учащихся, танцевальный ансамбль…

Постоянно проводился общешкольный смотр пионерского строя и песен.

 
 

П

оявились и свои звезды, как солистка Алла Протасова. В городских смотрах школьной самодеятельности мы занимали первые места. Для кого то из ребят участие в самодеятельности определило выбор профессии. Так, Алла Протасова, Белоголов окончили Сыктывкарское музыкальное училище и стали музыкальными работниками: А Протасова в деткомбинате п Шуда-Яг, Белоголов –в музыкальной щколе Ухты.

Н

ельзя забывать о спортивной жизни школы. Наши спортсмены занимали призовые места не только в Ухтинском районе, но и среди школ-интернатов Республики. Ежегодно проводились военно-спортивная игра “Зарница”, “День здоровья”. Ребята были на первых местах при подведении общегородских итогов в игре “Зарница”.

М ного сил развитию школьного спорта отдавала учитель физкультуры А. Н. Лысцова

М ногие воспитатели вели кружковую работу для детей (вязание, выжигание, выпиливание – Е. П. Выборова, фотокружок, шахматный -И.П. Тырина, настольный теннис, умелые руки, рисование, столярный, предметные кружки). За годы работы в школе педагоги сами научились многому. Например, И. П. Тырина научилась играть в шахматы, настольный теннис, стрелять и, к тому же, судить эти виды соревнований. Е. П. Выборова научилась выжигать и выпиливать по дереву.

З а время существования школы-интерната (25 лет) привились свои праздники и традиции: празднование дня рождения воспитанников, ежегодный праздник «За честь школы-интерната», спортивные праздники.

 

О

дин раз в месяц школа чествовала своих именинников, родившихся в этот месяц. Торжественная часть проходила в зале или клубе. Обычно я поздравляла каждого именинника, затем им вручали подарки (от школы или шефов), а после вручения –концерт для именинников: песни по заявкам, стихи, составленные воспитателями или учениками, танцы, массовые игры. После торжественной части именинников ждал праздничный ужин в столовой. Накрывался длинный общий стол, на скатерти именинников ждали вкусный ужин и лакомства: сладкий пирог, торт, конфеты, фрукты.

 

И

нтересно проходили спортивные праздники. 23 февраля все собирались в спортзале. Учитель физвоспитания А. Н. Лысцова выступала с небольшим докладом о спортивных успехах школы, затем вручались грамоты лучшим спортсменам, значки ГТО. Приказом по школе объявлялись благодарности лучшим спортсменам. После торжественной части учащиеся выступали со спортивными номерами, проводились игры.

 
 

П

амятны наши ежегодные праздники “За честь школы”, которые проводились в 20-х числах мая. К этому празднику заранее готовились, подводились итоги работы школы за год. Торжественное собрание открывала я -директор школы. В моем докладе отмечались достижения в учебно-воспитательной работе, улучшение материальной базы школы, успехи воспитанников, трудовые дела наших ребят, словом всё, чем жила наша школа. Зам директора по учебной части М Я Смирнова зачитывала приказ по решению педсовета о занесении двух лучших учащихся в Книгу Почета. В этот день Книга стояла на почетном месте в раскрытом виде. Зачитывался приказ о поощрении лучших учащихся в учебе, общественных и трудовых делах, спортивных достижениях. В приказе не забывали отметить лучших дежурных по школе, столовой, лучших художников, лучшие трудовые бригады, классы, лучшие спальни. Поощрения были разные: благодарность с занесением в личное дело, коллективное посещение кинотеатров, экскурсии в города Республики, или страны, мебель и инвентарь для спален, оборудование для классов (проигрыватель, магнитофон, телевизор). В этот день выставлялись работы учащихся (домашние задания, контрольные работы), поделки, рисунки, вышивки, швейные изделия и т.д. На праздник обязательно приглашались шефы, выпускники прежних лет. Они, в свою очередь, вручали, ребятам подарки, грамоты.

 

 
 

З а время моей работы в школе отметили два юбилейных праздника: “Десятилетие школы” и “Двадцатилетие школы”. Эти праздники проходили в торжественной обстановке, подводились итоги работы за прошедшие годы. Организовывались выставки творческих работ учащихся, давались интересные концерты учащихся. Гостями праздника были шефы, ветераны школы, выпускники разных лет. В эти дни звучало много тёплых слов от бывших воспитанников школы в адрес учителей и воспитателей, заменивших им родителей. Наша выпускница Алла Протасова исполняла любимую песню “ мама”. C каким волнением и трепетом её все слушали.

 

 
 

 

 


В течение 25 лет в школе побывало много гостей. В первый организационный учебный год гостями школы были журналисты одного из печатных изданий ГДР и журнала “Смена” (Москва). На базе нашей школы проводились республиканские и межобластные семинары воспитателей, старших воспитателей, директоров школ-интернатов начиная от Мурманской области и кончая Костромской, Владимирской областями.

п

очти каждый год проводились проверки деятельности школы-интерната Минпросом Коми АССР, РСФСР, ЦК КПСС. И наша школа почти всегда была в числе лучших школ в Республике.

В этом большая заслуга ветеранов нашей школы:

ü Зам директора по учебной работе М Я Смирновой;

ü Ст. воспитателя Е П Выборовой;

ü Воспитателя и бывшего партсекретаря Р М Лекановой;

ü Воспитателей Е С Тихоновой, заслуженного учителя Коми АССР,

И. П. Тыриной, В. И. Шитовой, А. В. Кочура, А. П. Высочиной,

Ю. Ф. Колядич, Э. Г. Канда,;

ü Учителя английского языка Р Д Курышевой, учителя биологии Г С

ü Березиной, учителя истории Е А Левиной, О М Пальшиной.

 

Эти люди проработали по 18, 21, 23, 25 лет, Отдали детям лучшие годы своей жизни, душевную теплоту, cердце, знания.

Осенью 1974г. я вышла на пенсию, передав школу новому директору Екишеву Адольфу Николаевичу.

Позднее директором школы-интерната стал Ю А Корепанов. При них в школе оборудованы учебные кабинеты, по всем предметам, оформлены зал, коридоры, клуб, столовая.

В настоящее время в школу пришли новые педагоги со свежими силами, энергией, молодостью. Им есть, что перенять у педагогов-ветеранов.

Почти десять лет школу возглавляет Валерий Николаевич Кротов, болеющий за дела школы и своих воспитанников. Под его руководством достроен III этаж учебного корпуса, оформлены рекреации, залы, кабинеты.

 


Июля 2001г Ухтинской школе-интернату N 5 исполнилось 45 лет. За годы работы из стен школы-интерната вышли сотни выпускников. Большинство из них нашли свое место в жизни, создали семьи. И все они получили путевку в жизнь в стенах родной школы.

А И Дуркина,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: