Парипурна Навасана (п.34, фото 78)




Йога Айенгара: записки физиотерапевта

 

 

Эти записки представляют собой попытку внимательного стороннего разбора асан с точки зрения физического терапевта, с опорой на многолетний опыт коррекции движения.

Они предполагают разбор поз вместе с книгой Айенгара «Прояснение йоги» («Йога дипика») и написаны в виде дополнений к тексту книги. Указаны критические моменты при выполнении асан – по объемам движений в суставах (необходимым для попадания в позу), силе и координации.

Здесь разбираются исходные положения и основные координации, которые на взгляд автора, могли бы послужить основой для освоения асан.

Просто прочесть текст, даже с книгой Айенгара, будет недостаточно. Для лучшего понимания желательно попробовать сделать предложенные позы.

Вряд ли стоит рассматривать критический подход к выполнению асан таким мастером, как Айенгар, как критицизм или святотатство; скорее, это уважение к его методу, так как изучение тех или иных уровней и свойств выполнения невозможно без анализа, который совершенно необходим для усвоения материала. Дело в том, что на одном лишь подражании, без понимания и осознания выполнения, далеко не уедешь.

Основные особенности движения у Айенгара

Особенности Б.К.С.Айенгара (на момент выхода книги), насколько они видны из фотографий – это, в первую очередь, высоко стоящая грудная клетка. Можно предположить, например, что он астматик. Приподнятые в связи с этим плечи, грудной отдел позвоночника, практически фиксированный, неспособный во всяком случае к разгибанию, – все это сказывается на выполнении поз.

(Ср: «Сам Айенгар в детстве страдал многочисленными заболеваниями: малярией, брюшным тифом, туберкулезом.
Врачи сомневались, что он протянет больше 20 лет, и в 16 лет юноша начал заниматься йогой…».
Joga Journal, рус. версия, №1, 2005).

Шея в связи с этим кажется несколько укороченной. Думаю, что с этим же связано общее качество движения у Айенгара, которое можно назвать несколько экстремистским, драматичным, с выраженным стремлением к абсолютной правильности – несколько абстрактной и сильно внешней.

И еще одна проблема, также вполне выраженная – недостаточное разгибание бедер, которое явно проявляется в целом ряде позиций, там, где это разгибание требуется. Эта недостаточность разгибания тазобедренных суставов и грудного отдела позвоночника компенсируется чрезвычайно развитой подвижностью в поясничном и шейном отделах, в которых разгибание просто превосходное.

Важно научиться справляться с такими проблемами, как плохое разгибание грудного отдела и бедра, которые встречаются не только у Айенгара и, в принципе, трудно решаются.

Рассмотрим некоторые асаны по тексту книги.

Тадасана (п.1, фото 1)

Тадасана

Здесь видна относительно мелкая проблема, не очень понятная (в жизни я такую не встречал). Это правая стопа Айенгара, которая, видимо, и вызывает отчетливую асимметрию во многих положениях, якобы симметричных. Хорошо заметно, весьма своеобразное стояние пальцев в первой позе, Тадасане.

Врикшасана (п.2, фото 2)

Врикшасана

С этими особенностями, видимо, связан, я бы сказал, радикализм Айенгара, который проявляется, например, в том что второй позе, Врикшасане, присвоен всего лишь уровень сложности 1. Вполне возможно, что Айенгар родился гением и в ученики принимал только гениальных, но большинство людей, имеющих опыт занятий йогой, думаю, подтвердят, что освоение Врикшасаны занимает не одну неделю, а у Айенгара она выполняется просто на первой неделе занятий.

Отважусь высказать подозрение, что хотя программа Айенгара, тщательно выстроеннаи очень хорошо описана, но обычным гражданам вовсе нет необходимости прорываться до профессионально-спортивного качества выполнения асан. Лучше извлечь необходимую для себя пользу из доступного выполнения. Слепое следование таким образцам, как Айенгар, неизбежно приведет к неуспешности, высокому травматизму и прекращению занятий для большинства людей, испытывающих интерес к йоге. Поэтому предлагается гораздо более смиренный подход, чем, я бы сказал, у яростного Айенгара, при котором имеет смысл в первую очередь разобрать наиболее легкие подходы к основным асанам.

Выделим характерные свойства Врикшасаны. Во-первых, это баланс при вертикальной вытянутости, которая сама по себе сильно затрудняет балансирование, и второе свойство – то, что неопорная нога как ни странно в этой позе, стоит, опираясь на другую ногу. Соответственно в зависимости от доступности, для начала достаточно неопорную ногу просто поставить на носок, соединяя затем ладони над головой и поддерживая тенденцию вытяжения, и по мере возможности вначале ставить неопорную ногу сверху на другую стопу, затем можно опираться на щиколотку, и далее потихоньку подниматься вверх.

В этой асане голова у Айенгара сильно втянута в плечи. Ему не удается держать свободную голову на прямой шее при высоко поднятых плечах. Это следствие кифоза грудного отдела позвоночника и, связанной с этим недостаточной растяжке грудных мышц.

Айенгар очень хорошо поднял руки и сблизил локтевые и плечевые суставы, но дорогой ценой, получив отчетливую проблему, избежать которой можно только не форсируя выпрямление рук.
Надо заметить, что у очень многих людей и кифоз больше и грудные мышцы короче короче чем у мэтра. Да и с балансом похуже.

Соответственно можно ожидать значительные трудности при освоении этой асаны.
Предлагается следующий порядок подхода к освоению:

1. Отдельно попробовать разобраться с нижними и верхними трудностями этой асаны.
2. Освоиться с ними по отдельности.
3. Только потом осваивать позу целиком.

При освоении движения всегда надо решать только одну задачу.

Возможный порядок работы с верхними трудностями.

1. Ненапряженно позволяем себе почувствовать тенденцию выпрямления грудного отдела позвоночника и шеи, поддерживающих свободную голову.
2. Соединяем ладони над головой и мягко устремляем их вверх, не допуская подъема грудной клетки и нарушения переживания по п.1.
3. Не допуская роста скованности, дышим глубоко, обращая внимание на сохранение глубины выдоха.

Поза должна вызывать у Айенгара выраженный дискомфорт. видимо с этим связана рекомендация очень короткого (несколько секунд) выполнения. думаю этот норматив разделяют далеко не все авторитеты.
Я бы предлагал постепенно набирать 30 сек., и, со временем 2-3 мин..
Асана имеет ряд замечательных свойств и я не стал бы ею пренебрегать.

(Здесь мы несколько отступим от порядка изложения и поговорим о другой важной позе).

Парипурна Навасана (п.34, фото 78)

Парипурна Навасана

Очень интересен комментарий автора, в котором он утверждает, что это упражнение на укрепление спины. Здесь так же, как и во многих других местах не только у этого автора, исходно предлагаются упражнения, доступные только при очень высоком уровне физического развития.

Для обычных людей можно, для начала, предложить такое исходное положение: сесть на самый край табурета, вытянуть прямые ноги, выпрямиться, несколько отклонившись назад и опираясь на согнутые руки, отвести плечи и голову несколько назад, как будто на одну линию с телом, тело несколько напрячь, а ноги, опять же несколько выпрямленные, отдельно от тела напрячь и ощутить себя состоящим как бы из 2-х частей – корпус вместе с тазом, что крайне важно, и ноги. Теперь можно попытаться приподнять прямые ноги, не допуская никаких движений в корпусе. Это значит, что голова не должна закидываться, грудь подниматься, таз опрокидываться и т.д.
Необязательно поднять ноги, нужна попытка. Можно попробовать за счет попытки приподнимания выпрямленных ног наклонять таз вперед без напряжения спины, покатать таз вперед-назад, играя напряжениями ног. Как и во всех прочих случаях, крайне желательна внешняя помощь и коррекция положения. После принятия удовлетворительной позы хорошо задержать напряжение на стандартные 20-30 сек.

Поза эта – одна из важнейших, и интересное утверждение, что она относится к спине, совершенно правомерно, так как функционально основой этой позы являются подвздошно-поясничные мышцы, соединяющие бедра с тазом и поясницей, лежащие на задней внутренней поверхности таза и поясницы. Их напряжение в этой позе воспринимается как напряжение спины. Адекватная координация сгибания бедра – одна из самых больших, в принципе, проблем в этом упражнении, выделена как центр событий, поэтому трудно переоценить его значение.
Здесь очень существенно, что мышцы живота, постепенно напрягающиеся по мере реализации попытки поднять ноги, не должны сокращаться или растягиваться. Это один из самых важных тренингов в этом упражнении.
Продолжим разбор доступных способов выполнения асан в порядке, предлагаемом Айенгаром. Итак, третья поза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: