Какое воздействие на разум человека оказывает общение с другими людьми и как это сказывается на его жизни?




 

3.1. В зависимости от того, с кем человек общается, его разум будет очищаться или наоборот оскверняться. Очищение разума будет приводить к тому, что его видение будет меняться, приближаясь к видению освобождённой души. Соответственно чистоте разума, у человека возникает различное видение того, что является счастьем и как результат этого, различные устремления в жизни. Существуют четыре основные концепции в понимании счастья:

 

· Концепция, ведущая в духовный мир звучит так: «Я хочу только одного: с любовью и преданностью, бескорыстно служить Верховной Личности Бога и Его преданным. В этом мое счастье».

· Концепция, ведущая к благости и счастью в этом материальном мире, провозглашает: «Я хочу жить по высшим, божественным законам и хочу жить на благо всех людей, и в этом вижу своё счастье».

· Концепция счастья, в едущая к страсти и напряжённой жизни, насыщенной взлётами и падениями, означает: «Прежде всего, надо стать самому счастливым. Нужно добиться для себя и своей семьи счастья в этом мире, все остальные - на втором плане. Добиваясь своего счастья, я буду делать это честно в соответствии с законами справедливости той страны, в которой живу».

· Концепция счастья, ведущая к деградации сознания, всевозможным трудностям и страданиям звучит так: «Я хочу и буду счастливым. Буду наслаждаться, как мне хочется, никто не сможет помешать мне в этом. И мне не важно что думают об этом другие».

 

3.2. С духовной точки зрения, общение с теми, кто устремлён к последним трём материальным концепциям счастья и называется асат-санга, поскольку приковывает человека к материальному миру. С другой стороны, общение с преданными, стремящимися к чистому преданному служению Верховной Личности Бога, называется сат-сангой или по-другому садху-санга. Поскольку человек – это общественное существо, общение оказывает на него очень сильное влияние.

«Человек – это общественное существо, поэтому общение оказывает очень сильное влияние на его характер и поведение. Так, бизнесмены, общаясь друг с другом, развивают в себе деловые качества, а люди, любящие выпить, собираются вместе в барах и ресторанах. Существует много разных видов общения, каждый из которых способствует развитию у человека определённых привязанностей. В результате общения с материалистами у нас развивается привязанность к удовлетворению чувств (тамо-дварам йошитам санги-сангам), а если мы общаемся с садху (святыми преданными), перед нами открываются врата к освобождению (мокша-дварам апавритам)». Учение Господа Капилы, текст 20, комментарий Шрила Прабхупады

 

Так в зависимости от того, с кем общается человек, в его разуме возникает та, или иная концепция счастья. Поскольку решимость действовать приходит из разума, человек начинает совершать соответствующие действия ради достижения счастья и запутывается в сетях кармы — действий и их последствий. Но если человек будет общаться со святыми, его разум очистится и, постепенно пройдя все ступени развития сознания, он достигнет высшего совершенства жизни.

 

4. Ступени развития сознания человека

4.1. В «Тайтирийа Упанишад» перечисляется 5 таких ступеней:

 

Анна-майа – Зависимость человека от пищи (анна - означает «пища»). В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Поэтому, всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть. Человек на этом уровне уподобляется животному. Иногда даже взрослые люди обладают таким низким уровнем сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими грубыми чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют «нецивилизованными».

Прана-майа – Осознание собственного существования и других различных проявлений жизни (прана – означает «жизненная энергия»). Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди уже следуют, по крайней мере, правилам мирской марали и поэтому их называют «цивилизованными».

Мано-майа (гьяна-майа) – Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной марали.

Вигьяна-майа – Интеллектуальный уровень, на котором человек, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Ананда-майа – Уровень чистого сознания или «Сознания Кришны», на котором человек обретает вечное существование в блаженстве и знании. В «Веданта-сутре» говорится – ананда-майо ‘бхийасат – Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому человек может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майа. На этом уровне он развивает свои вечные взаимоотношения с Господом, преданно служа Ему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: