ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Учебная практика является составной частью основной образовательной программы ВПО и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессиональную подготовку студентов бакалавров Менеджмента.
Цель учебной практики – получение первичных профессиональных знаний, умений, навыков, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», Методическими указаниями к учебной практике. В том числе:
Задачи учебной практики:
· закрепление знаний о порядке организации основных технологических операций;
· развитие умений и навыков обработки информации с использованием средств вычислительной техники;
· углубление знаний о факторах экономического окружения организации;
· развитие знаний о способах внутрикорпоративных коммуникаций;
· приобретение опыта самостоятельной деятельности по подбору и анализу информации о деятельности организации и ее внешнего окружения.
ФОРМЫПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Учебная практика направлена на приобретение студентом первичных профессиональных знаний и проводится в форме стажировки студента на рабочем месте функционального специалиста /линейного менеджера (на основании договорао прохождении практики студентов), либо в лаборатории кафедры «Менеджмент».
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
3.1. В соответствии с областью профессиональной деятельностью бакалавров менеджмента, определенных ФГОС ВПО, местами проведения практик могут быть:
– организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные);
– органы государственного и муниципального управления;
|
– на базе предприятий любой организационно-правовой формы, масштабов и видов деятельности;
– допускается прохождение учебной практики в лаборатории кафедры «Менеджмент» ФГБОУ «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».
3.2. На основании Рабочего учебного плана направления «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» учебная практика проводится во втором семестре первого курса обучения (в течение 46-47 недели учебного плана).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость Учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Продолжительность, час |
Ознакомление с целями и задачами практики. Вводный инструктаж по ТБ. | ||
Ознакомительная экскурсия по организации. | ||
Анализ внутренней среды организации | ||
Анализ внешней среды организации | ||
Сбор материала для отчета. Составление отчета по практике | ||
Зачет по практике | ||
Итого |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА ПРАКТИКЕ
В период практики студенты самостоятельно выполняют следующие виды работ:
– ознакомление с историей развития предприятия, организационно-правовой формой предприятия;
– изучение и анализ внутренней и внешней среды организации;
– сбор основных показателей предприятия для отчета;
– оформление отчета по практике.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Отчет по итогам практики оформляется на листах формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ. Форма титульного листа приведена в Приложении А.
|
В зависимости от сферы деятельности предприятия, его размера, от возможностей студента и доступности информации состав излагаемых в отчете материалов может быть изменен по согласованию с руководителем.
При выполнении заданий практики в лаборатории кафедры «Менеджмент» отчет выполняется в соответствии с методическими указаниями к Учебно-ознакомительной практике /7/.
6.1. Введение
Указывается объект практики, цели и основные задачи его деятельности.
6.2. Общая характеристика организации
В данном разделе следует представить основные качественные характеристики организации, указывается дата создания и «история» организации; происходившие изменения в организационно-правовой форме, видах и масштабах деятельности, прочие характеристики развития.
6.3. Анализ товара организации
Рекомендуется проводить анализ видов деятельности и описание рынков сбыта. В рамках анализа видов деятельности могут быть рассмотрены следующие вопросы:
· основные характеристики производимых товаров (услуг);
· структура производства и (или) продаж;
· динамика объемов деятельности.
6.4. Анализ внешней среды организации
Внешняя среда исследуется в отношении составляющих, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели (заказчики), поставщики, конкуренты.
При проведении анализа внешней среды следует реализовать как ретроспективный подход (временной «горизонт» при этом должен составлять 2-3 года), так и оценку перспектив.
Анализ покупателей направлен на выявление и описание характера отношений (долговременность, степень устойчивости, уровень привлекательности и т.п.); уровня платежеспособности покупателей; особенности поведения (например, цикличность спроса, действующие регламенты на закупки, условия оплаты и пр.). В данном разделе может быть дана оценка динамики спроса, описаны факторы общего окружения, определяющие уровень спроса со стороны потенциальных потребителей.
|
При анализе поставщиков могут быть рассмотрены организации, осуществляющие материальные поставки; подрядчики, производящие услуги для изучаемой организации; субподрядчики по основному виду деятельности; условия закупок; условия расчетов; география поставщиков.
Анализ конкурентов предполагает оценку доли рынка исследуемой организации, оценку конкурентных преимуществ и недостатков организации в сопоставлении с ее основными конкурентами по значимым для соответствующего рынка критериям.
6.5.Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды, может включить в себя следующие разделы: анализ организационно-технического уровня; анализ производственных ресурсов (материальные ресурсы, основные фонды); анализ персонала; анализ результатов деятельности.
Анализ организационно-технического уровня может включать в себя описание и оценку действующей на предприятии организационно-управленческой структуры; характеристику применяемых в организации технологий; уровень технической оснащенности производства и пр.
Анализ производственных ресурсов следует проводиться для т.н. «капиталоемких» предприятий. При этом могут быть представлены производственная, технологическая, возрастная структура основных фондов, дана оценка показателям использования основных фондов.
Анализ кадров предполагает изучение следующих вопросов:
- структура кадров (по выполняемым функциям, квалификационная, возрастная, образовательная);
- численность и движение кадров (показатели оборота по приему и выбытию, текучести кадров).
Анализ результатов деятельности может проводиться в форме оценки основных технико-экономических показателей (за период 2-3 года).
6.6. Описание трудовой деятельности.
Приводится описание бизнес-процессов исполнителя, на должности которого стажируется студент: должностная инструкция, перечень прав, обязанностей, видов деятельности, показатели отчетности о выполняемой работе. Описывается рабочее место, используемая техника.
6.7. Общие выводы и перспективы развития предприятия:
– эффективность деятельности предприятия;
– возможности роста продаж, источники роста;
– возможности снижения затрат на производство продукции;
– структурные реорганизации предприятия;
– изменения правовой формы предприятия;
– возможности развития социальной базы предприятия.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
По итогам практики студент представляет руководителю Отчет по учебной практике и проводит защиту отчета. Защита проходит на последней неделе практики. Оценка зачета дифференцированная.