Ситуационно-проблемные задачи с эталонами ответов
Задача № 1
В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом абсцесс нижней доли правого легкого.
Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием.
Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание ослабленное, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрируйте технику разведения и в/м введения антибиотика.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие: синдром интоксикации, лихорадка, кашель со зловонной мокротой,
заторможенность.
Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений: кровотечения, дыхательной недостаточности и др.
Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.
|
Краткосрочная цель: в течение нескольких дней количество мокроты уменьшится, к моменту выписки кашель с мокротой беспокоить не будет.
Долгосрочная цель: пациент будет обучен здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Уход во 2 периоде лихорадки. | Для облегчения состояния и снижения температуры. |
2. Контроль за соблюдением постельного режима до нормализации температуры. | Для профилактики осложнений. |
3. Придать удобное положение в постели с возвышенным изголовьем. | Для уменьшения кашля и одышки. |
4. Контроль за соблюдением диеты и передачами из дома. Питание дробное, легкоусвояемое, витаминизированное. | С целью повышения иммунитета. |
5. Обильное витаминизированное питье. | С целью дезинтоксикации. |
6. Теплое щелочное питье. | Для улучшения отхождения мокроты. |
7.Подготовить пациента к обследованиям по назначению врача: ОАК, БАК, ОАМ, анализам мокроты: общему, на бак. посев, на КУМ, Rg, спирометрии, ЭКГ. Подготовить пациента к консультации пульмонолога. | С диагностической целью. |
8. По назначению врача проводить лечение: антибиотики, дезинтоксикационная терапия, бронхолитики, муколитики, витаминотерапия, сердечно-сосудистые средства. | С целью стабилизации состояния. |
9. Обучить пациента правилам приема лекарственных препаратов. Обучить пользоваться небулайзером. | Для эффективного лечения. |
10. Проводить контроль за соблюдением СЭР: обучить пациента кашлевому режиму; обеспечить плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором; регулярное проветривание палаты; дезинфекция мокроты и плевательниц. | Для профилактики ВБИ. |
11. Обучить пациента проведению постурального дренажа, контроль за его проведением. | С целью улучшения отхождения мокроты. |
12. Наблюдать за состоянием, АД, ЧДД, пульсом, характером мокроты. | Для раннего выявления возможных осложнений. |
13. Термометрия с графической записью в температурный лист. | Для контроля за динамикой состояния. |
14.Оксигенотерапия. | Для борьбы с гипоксией. |
15.Обучить пациента дыхательной гимнастике. | Для улучшения кровообращения и лучшего отхождения мокроты. |
16.Объяснить пациенту сущность заболевания, провести беседу о необходимости диспансерного наблюдения и факторах риска по данному заболеванию. | Для достижения взаимопонимания и профилактике повторного заболевания. |
Оценка:
|
1. Пациент отмечает значительное облегчение, кашель уменьшился, мокрота к моменту выписки исчезла. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует технику разведения и в/м введения антибиотика.
Задача № 2.
Пациентка 54 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.
Пациентка предъявляет жалобы на головные боли в затылочной области, шум в ушах, снижение памяти. Болеет около 10 лет, ухудшение состояния последние 2 недели. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно.
Пациентка избыточного питания (при росте 162 см, вес 92 кг). ЧДД 16 в минуту, пульс 70 в минуту, ритмичный, напряжен, АД 190/100 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, акцент 2 тона на аорте. Живот мягкий, безболезненный. Дизурии нет.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
|
Эталон ответа
Проблемы пациентки:
Настоящие: синдром артериальной гипертензии (головная боль, повышение АД и т.д.); дефицит знаний о своем заболевании.
Потенциальные: гипертонический криз, ОНМК, ИМ, нарушение зрения, ХПН и др.
Приоритетная проблема: синдром АГ, дефицит знаний о своем заболевании.
Краткосрочная цель: к моменту выписки АД на фоне подобранной терапии снизится, пациентка продемонстрирует знания о своем заболевании.
Долгосрочная цель: Обучить здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту | Для создания психоэмоционального комфорта. |
2. Контроль за соблюдением режима. | Для профилактики осложнений. |
3. Ограничить жидкость (по диурезу + 400-500 мл) | Для уменьшения ОЦК и снижения АД. |
4. Контроль за соблюдением диеты № 10, обогащенной К. Контроль за передачами из дома. | Для улучшения деятельности ССС. |
5. По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, БАК, ОАМ, УЗИ сердца, ЭКГ, СМАД. Подготовить к консультации окулиста, невролога. | С диагностической целью. |
6. По назначению врача проводить лечение: диуретики, ингибиторы АПФ, в-блокаторы, блокаторы кальциевых каналов, препараты центрального действия, седативные. | С целью стабилизации АД. |
7. Рассказать пациенту о правилах приема лекарственных средств, их возможных побочных эффектах. | Для профилактики осложнений. |
8. Контроль за состоянием, пульсом, АД, ЧДД. | Для ранней диагностики возможных осложнений. |
9. Контроль за диурезом пациента, водным балансом, регулярное взвешивание пациентки. | Для контроля водно-электролитного баланса. |
10. Оказать помощь при гипертоническом кризе. | Для профилактики осложнений гипертонического криза. |
11. Провести беседу с пациенткой по борьбе с факторами риска АГ, обучить измерению АД, рассказать о необходимости посещения школы АГ. | Для устранения дефицита знаний. |
Оценка:
1. К моменту выписки АД стабилизировалось, пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необходимости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует технику измерения АД.
Задача № 3.
Больной 50 лет поступил в стационар с диагнозом: ИБС: Нестабильная стенокардия.
Предъявляет жалобы на приступы сжимающих болей за грудиной с иррадиацией в левое плечо и шею. возникающие при незначительной физической нагрузке.
Ранее боль купировалась приемом 1 таблетки нитроглицерина. В течение последних 2 дней боли стали продолжительнее и интенсивнее, возникают и в покое.
Для купирования приступов принимает по 10-15 табл.нитроглицерина в сутки (раньше принимал 2-3 табл. в день). Нитроглицерин купирует боль не полностью. На очередной приступ болей вызвал «скорую помощь».
Объективно: Состояние средней тяжести. Кожа бледная, чистая. АД – 140/90 мм.рт.ст, PS – 86 в мин. ЧД 16 в мин. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушенные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Отеки голеней.
ЭКГ: (-) зубец Т в отведениях V1 – V3.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрируйте технику п/к введения НМГ.
Эталон ответа:
Проблемы пациента:
Настоящие: синдром кардиалгии на фоне стенокардии.
Потенциальные: инфаркт миокарда.
Приоритетная проблема: синдром кардиалгии на фоне стенокардии.
Краткосрочная цель: в течение 30 минут купировать приступ стенокардии, к моменту выписки приступы стенокардии будут беспокоить реже.
Долгосрочная цель: Обучить здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1.Оказать помощь при приступе стенокардии. | Для облегчения состояния. |
2. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту | Для создания психоэмоционального комфорта. |
3. Контроль за соблюдением режима. | Для профилактики осложнений. |
4. Контроль за соблюдением диеты № 10 с ограничением холестеринсодержащих продуктов, обогащенной К. Контроль за передачами из дома. | Для улучшения деятельности ССС и снижения уровня холестерина. |
5. По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, БАК, ОАМ, УЗИ сердца, ЭКГ, суточное мониторирование по Холтеру, коронарография. | С диагностической целью. |
6. По назначению врача проводить лечение: ингибиторы АПФ, антикоагулянты, антиагреганты, в-блокаторы, кардиопротекторы, статины, анальгетики, седативные. | С целью улучшения состояния. |
7. Рассказать пациенту о правилах приема лекарственных средств, их возможных побочных эффектах. | Для профилактики осложнений. |
8. Контроль за состоянием, пульсом, АД, ЧДД. | Для ранней диагностики возможных осложнений. |
9. Провести беседу с пациентом по борьбе с факторами риска ИБС, обучить самопомощи при приступе, рассказать о необходимости посещения кардиошколы. | Для устранения дефицита знаний. |
Оценка:
1. Приступ купирован, к моменту выписки состояние пациента стабилизировалось. Пациент демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует технику п/к введения НМГ.
Задача № 4.
Пациентка С., 40 лет, поступила в стационар на лечение с диагнозом хронический холецистит, стадия обострения.
Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость. Считает себя больной около 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи.
Пациентка тревожна, депрессивна, жалуется на усталость, плохой сон. В контакт вступает с трудом, говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: состояние удовлетворительное, подкожно-жировая клетчатка выражена избыточно, кожа сухая, чистая, отмечается желтушность склер, язык сухой, обложен серо-белым налетом. При пальпации болезненность в правом подреберье. Симптомы Ортнера и Кера положительные. Пульс 84 уд./мин. АД 130/70 мм рт. ст., ЧДД 20 в мин.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрируйте на фантоме технику дуоденального зондирования.
Эталон ответа
Проблемы пациента
Настоящие:
- боли в правом подреберье;
- синдром диспепсии;
- нарушение сна;
- беспокойство по поводу исхода заболевания.
Потенциальные:
- риск развития осложнений (калькулёзный холецистит; перфорация желчного пузыря; эмпиема желчного пузыря; гангрена желчного пузыря).
Приоритетная проблема пациентки: боль в правом подреберье.
Краткосрочная цель: на фоне проводимой терапии боли в правом подреберье в течение нескольких дней уменьшатся, к моменту выписки беспокоить не будут.
Долгосрочная цель: обучить пациентку здоровье сберегающему поведению.
Режим по состоянию больного. | Для облегчения состояния. |
Контроль за соблюдением диеты № 5 с ограничением жирной, жареной, острой пищи, копченостей. Питание дробное, малыми порциями. Приготовление пищи на пару или отваривание. Контроль за передачами из дома. | С целью щажения печени и ЖВП. |
По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, ОАМ, БАК: билирубин, трансаминазы, белковые фракции, протромбин, сахар крови, УЗИ органов брюшной полости, холецитография и т. д. | Для уточнения диагноза. |
По назначению врача проводить лечение: антибиотики, спазмолитики, желчегонные, гепатопротекторы, ферменты (по нозологии) и т. д. | Для эффективного лечения. |
Контроль за приемом лекарств, обучить их приему и рассказать о возможных побочных эффектах. | Для эффективного лечения. |
Контроль за СЭР. | Для профилактики ВБИ. |
Контроль за состоянием, при усилении болей вызвать врача и выполнять его назначения. | Для раннего выявления возможных осложнений и своевременного оказания помощи. |
Объяснить больному методику тюбажа. | Для профилактики застоя желчи. |
Подготовить инструменты для лапароцентеза (абдоминальной пункции) и ассистировать врачу. | С лечебной целью. |
Беседы с больным и родственниками о лечебном питании, принимаемых лекарствах, фитотерапии. | С целью обучения здоровье сберегающему поведению. |
Оценка:
1. Пациентка отмечает исчезновение болей в правом подреберье к моменту
выписки. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует технику дуоденального зондирования на фантоме в
соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 5.
В эндокринологическом отделении на стационарном лечении находится пациентка М. 38 лет с диагнозом диффузный токсический зоб.
Жалобы на сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, дрожание пальцев рук, похудание, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение трудоспособности. Пациентка раздражительна по мелочам, суетлива.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные и горячие на ощупь, отмечается тремор конечностей и экзофтальм, щитовидная железа увеличена (“толстая шея”). При перкуссии - границы сердца расширены влево, при аускультации тоны сердца громкие и ритмичные, выслушивается систолический шум. Температура тела 37,20С. Пульс 105 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. ЧДД 20 в мин.
Пациентке назначено: УЗИ щитовидной железы, исследование крови на Т3, Т4, ТТГ.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрируйте на фантоме метод взятия крови из вены с целью исследования гормонов щитовидной железы.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие: Синдром гипертиреоза ( сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, раздражительность, плаксивость, похудание, дрожание пальцев рук, бессонница, увеличение щитовидной железы);
Потенциальные: риск развития тиреотоксического криза, сердечной недостаточности, нарушения функции нервной системы;
Приоритетная проблема: синдром гипертиреоза.
Краткосрочная цель: на фоне подобранной терапии симптомы гипертиреоза к моменту выписки уменьшатся.
Долгосрочная цель: обучить пациентку здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациенткой. | Для исключения физических и эмоциональных перегрузок. |
2. Обеспечить проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание. | Для устранения гипоксии, обеспечения комфортных гигиенических условий. |
3. Обеспечить пациентке дробное, легко усвояемое, богатое витаминами питание. | Для восполнения энергетических затрат, так как у пациентки высокий основной обмен. |
3. По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, кровь на Т3, Т 4, ТТГ, глюкозу, холестерин, УЗИ щитовидной железы, пункции с биопсией щитовидной железы и др. | Для уточнения диагноза. |
4. По назначению врача проводить лечение: тиреостатические препараты, бетта-блокаторы, седативные и др. | Для устранения симптомов заболевания. |
6. Наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс, ЧДД, взвешивание. | Для ранней диагностики тиреотоксического криза. |
7. Провести беседу с пациентом и родственниками о сущности заболевания, правилах приема мерказолила. | Для профилактики осложнений, активного участия пациентки в лечении. |
Оценка:
1. Состояние пациентки на фоне подобранной терапии улучшилось. Симтомы гипертиреоза не беспокоят. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует на фантоме технику взятия крови из вены с целью исследования уровня гормонов щитовидной железы в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 6.
Пациент М., 58 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом атопическая бронхиальная астма средней степени тяжести. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.
Объективно: дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту. Перкуторно: коробочный звук. Аускультативно: ослабленное дыхание, сухие свистящие рассеянные хрипы. Пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Продемонстрируйте правила проведения пикфлоуметрии.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
Настоящие: синдром бронхоспазма
Потенциальные: повторные приступы удушья, риск развития астматического статуса, сердечно-легочная недостаточность.
Приоритетная проблема: синдром бронхоспазма.
Краткосрочная цель: Снять приступ удушья в течении часа, к моменту выписки на фоне подобранной терапии будет достигнут контроль над БА.
Долгосрочная цель: обучить пациента здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Оказать помощь при приступе БА. | Для профилактики осложнений. |
2. Контроль за соблюдением режима. Исключить контакт пациента с сильно пахнущими веществами. | Для профилактики приступов удушья. |
3. Контроль за соблюдением гипоаллергенной диеты. Собрать аллергологический анамнез. Исключить по возможности контакты с аллергеном. | Для профилактики приступов удушья. |
4.Подготовить пациента к обследованиям по назначению врача: ОАК, БАК, ОАМ, анализам мокроты; Rg, спирометрии, пробам с бронходилятаторами, ЭКГ. Подготовить пациента к консультации пульмонолога. | С диагностической целью. |
5.По назначению врача проводить лечение: бронхолитики, ИГКС, галокамера. | С целью достижения контроля над бронхиальной астмой. |
6. Обучить пациента правилам приема лекарственных препаратов. Обучить пользоваться ингалятором, небулайзером, циклохалером, спейсером. | Для эффективного лечения. |
7. Проводить контроль за соблюдением СЭР: обучить пациента кашлевому режиму; регулярное проветривание палаты. | Для профилактики ВБИ. |
8. Обучить пациента проведению пикфлоуметрии, контроль за ее проведением, занесение результатов в дневник пикфлоуметрии. | Для контроля за динамикой состояния. |
9. Наблюдать за состоянием, АД, ЧДД, пульсом. | Для раннего выявления возможных осложнений. |
10.Оксигенотерапия. | Для борьбы с гипоксией. |
11.Обучить пациента дыхательной гимнастике. | Для улучшения кровообращения и облегчения дыхания. |
12.Объяснить пациенту сущность заболевания, провести беседу о необходимости посещения астма-школы. | Для достижения взаимопонимания и профилактики обострений. |
Оценка:
1. Приступ удушья купирован, к моменту выписки у пациента достигнут контроль над БА.. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует проведение пикфлоуметрии
Задача № 7.
Пациент 52 лет госпитализирован в гематологическое отделение с диагнозом: “В12-дефицитная анемия”. Два года назад пациенту была сделана резекция желудка в связи с выраженной рубцовой деформацией. Около месяца назад у пациента постепенно развилась сильная слабость, начала кружиться голова, он обратился в поликлинику и был направлен на госпитализацию.
Состояние удовлетворительное, рост 172 см, вес 71 кг, температура тела 36,6° С, живот мягкий, безболезненный, пульс 76 в мин., АД 130/85 мм рт. ст.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Продемонстрируйте технику в/м инъекции 500 мкг цианокобаламина.
Эталон ответов
Проблемы пациента
Настоящие: анемический синдром
Потенциальные: риск нарушения сердечной деятельности, риск развития инвалидности, поражение нервной системы.
Приоритетная: анемический синдром.
Краткосрочная цель: на фоне подобранной терапии проявления анемического синдрома уменьшатся в течение недели, к моменту выписки беспокоить не будут.
Долгосрочная цель: обучить пациентку здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Контроль за соблюдением диеты с повышенным содержанием вит. В 12. | Для ликвидация дефицита вит. В 12 в организме. |
2. Беседа с родственниками о передачах из дома, продуктах, содержащих вит. В 12. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита вит. В 12 в организме. |
3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4. По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, ОАМ, БАК, ФГДС, кал на скрытую кровь и др. | Для уточнения диагноза. |
5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6.По назначению врача проводить лечение вит. В 12, фолиевой кислотой. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
7. Провести беседу о причинах заболевания и его профилактике. | С целью профилактики повторных ухудшений. |
Оценка:
1. Состояние пациента улучшилось, гемограмма улучшилась.
2. Студент демонстрирует технику в/м инъекции цианокобаламина на муляже.
Задача № 8.
Пациент 48 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Симптомы появились недавно.
Сознание ясное. Рост 178 см, вес 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Продемонстрируйте на муляже технику п/к введения 12 ЕД инсулина.
Эталон ответа
Проблемы пациента:
Настоящие: синдром гипергликемии, дефицит знаний о своем заболевании,
Потенциальные: гипер и гипогликемические комы, микро и макроангиопатии, диа
бетическая стопа.
Приоритетная проблема: синдром гипергликемии, дефицит знаний о своем забо
левании.
Краткосрочная цель: На фоне подобранной терапии к моменту выписки уровень
глюкозы в крови нормализуется, к моменту выписки пациент продемонстрирует
знания о своем заболевании.
Долгосрочная цель: обучить здоровье сберегающему поведению.
План | Мотивация |
1. Контроль за соблюдением диеты №9. | Для нормализации углеводного обмена. |
2. Обеспечить пациенту лечебно-охранительный режим. | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги. |
3. По назначению врача подготовить к обследованиям: кровь на глюкозу, ОАМ, БАК, кровь на гликированный гемоглобин, ЭКГ, консультация окулиста, невролога и др. | Для уточнения диагноза. |
4. Обеспечить регулярный контроль за уровнем сахара в крови и моче. | Для коррекции дозы инсулина. |
5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами, полостью рта, ногами. | Для предупреждения присоединения инфекций. |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе. |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии. |
8. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой № 9. | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений. |
9.Провести беседу с пациентом о сути его болезни. | Для активного участия пациента в лечении. |
Оценка:
1. Пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
Задача № 9.
Пациент 36 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хронический гломерулонефрит, хроническая почечная недостаточность.
Предъявляет жалобы на резкую слабость, утомляемость, жажду и сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, снижение аппетита, плохой сон.
Сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, небольшие отеки в области стоп и голеней. Рост 166 см, вес 58 кг. Частота дыхания 24 в минуту, пульс 96 ударов в минуту, ритмичный, АД 150/90 мм рт. ст.
Врачом назначен постельный режим.
Задания
- Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
- Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы..
Эталон ответа
Проблемы пациента:
Настоящие: синдром ХПН (слабость, жажда, рвота и т.д.), снижение аппетита, нарушение сна, дефицит самоухода.
Потенциальные: нарастание ХПН, уремическая кома.
Приоритетная проблема синдром ХПН, дефицит самоухода.
Краткосрочная цель: на фоне проводимой терапии к моменту выписки проявления ХПН уменьшатся, больной сможет выполнять некоторые мероприятия по самоуходу.
Долгосрочная цель: обучить пациента поддерживать свое состояние после выписки из стационара.
План | Мотивация |
1. Обеспечить физический и психический покой, контроль за соблюдением постельного режима. | Для создания облегчения состояния. |
3. Обеспечить полноценное, дробное, легкоусвояемое питание, с ограничением соли, жидкости и животного белка в соответствии с диетой № 7. | Для повышения защитных сил организма, уменьшение нагрузки на мочевыделительную систему |
4. Обеспечить уход, как за тяжелобольным. | Для удовлетворения основных потребностей организма и профилактики осложнений постельного режима. |
5. Подготовить к обследованиям по назначению врача: ОАК, ОАМ, БАК: креатинин, мочевина, УЗИ почек, проба Реберга, проба по Зимницкому и др. | Для уточнения диагноза. |
6. По назначению врача проводить лечение по назначению врача: антигипертензивная терапия, диуретики, антиагреганты, адсорбенты, препараты железа, эритропоэтин и др. | Для облегчения состояния. |
7. Контроль за показателями гемодинамики (АД, пульс), физиологическими отправлениями (оценка их количества, цвета и запаха мочи). | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
8. Контроль за водным балансом, взвешивание больного. | Для контроля за выделительной функцией почек |
9. Промывание желудка, очистительные клизмы. | С целью дезинтоксикации. |
10. Подготовить пациента к гемодиализу. | С целью замещения функции почек. |
11. Обучить пациента образу жизни при данной патологии. | Для устранения дефицита знаний. |
Оценка: пациент отмечает значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знание о соблюдении режима, диеты. Цель достигнута.
Студент демонстрирует технику заполнения постановки очистительной клизмы на муляже в соответствии с алгоритмом данной манипуляции.
Задача № 10.
Пациентка П., 24 лет.
Поступила в отделение с медицинским диагнозом: хр. пиелонефрит, обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.
Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). Отмечает аллергическую реакцию в виде сыпи на антибиотики группы пенициллина. Работает секретарем.
Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,80С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин. Пациентке назначено забор мочи на бак.посев с помощью катетера.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
Эталон ответа
Настоящие проблемы:
- дизурия
- боли в пояснице
- синдром интоксикации
- лихорадка
Потенциальные проблемы:
- риск развития ХПН;
- риск аллергической реакции.
Приоритетная проблема: синдром дизурии.
Краткосрочная цель: на фоне проводимой терапии дизурические явления в течение нескольких дней уменьшатся, а к выписке беспокоить не будут.
Долгосрочная цель: обучить пациетку здоровье сберегающему поведению после выписки из стационара.
План | Мотивация |
1. Контроль за соблюдением постельного режима. | Для улучшения почечного кровотока и увеличения диуреза |
2. Контроль за соблюдением диеты с ограничением поваренной соли (исключить из питания острое, соленое, копченое). | Для предотвращения отеков и уменьшения раздражения слизистой чашечно-лоханочной системы. |
3.По назначению врача подготовить к обследованиям: ОАК, ОАМ, БАК, моча по зимницкому, Нечипоренко, проба Реберга, УЗИ почек и др. | Для уточнения диагноза. |
4.По назначению врача проводить лечение: антибиотики, уросептики, дезинтоксикационная терапия, антигипертензивные, мочегонные и др. | Для эффективного лечения. |
5.Контроль за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД). | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
6. Обеспечить пациента обильным питьем до 2-2,5 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника) | Для создания форсированного диуреза способствующего купированию воспалительного процесса. |
7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом, образу жизни после выписки из стационара. | Для профилактики обострений. |
Оценка:
1. Пациент отмечает значительное улучшение состояния, боли в поясничной области исчезли, дизурических явления отсутствуют. Цель достигнута.
2. Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у
женщин.
Задачи по оказанию доврачебной помощи