Зорин СС
Визуальная экокультура наличников
Русский наличник
Всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.
Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.
Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.
Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.
В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.
|
И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!
И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.
На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.
Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.
Символика русского наличника
Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.
Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.
|
И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.
Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.
Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.
Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:
Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».
Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.
Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).
|
Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.
Солярные символы
Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).
И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.
Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.
В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.
Символы воды
Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.
Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).
В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.
И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.
Символы земли
Тоже, как и вода, имеют множество значений.
Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.
Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.
Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.
Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Женские символы
Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.
Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.
Вот так берегиня изображалась в вышивке.
Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.
Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.
Символы-звёзды
Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.
Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.
Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.
Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.
Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.
Символы животных
Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.
Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.
В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.
Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.
Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.
В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.
Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.
В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.
Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.
Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.
Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.
Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).
В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.
Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.
Различным видам птиц придаются определённые характеристики:
аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;
бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.
Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.
Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;
ворон — символ уединения и отшельнической жизни;
голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;
гусь — символ предусмотрительности и бдительности;
ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:
«Ой на Дунаечку, на бережечку,
Там ластівочка та купалася,
То не ластівочка, то Божа Мати…»
Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.
Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.
Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;
лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;
орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;
петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;
утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.
Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).
Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.
Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.
В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.
Растительные символы
Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.
Виноградная лоза — евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подаёт через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: её члены — ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения — способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете — символ земли обетованной, в Новом — рая.
Дерево — символ райского Древа Жизни.
Семь колокольчиков (цветы) — имеют двойное символическое значение: во-первых, намекают на семь скорбей Девы Марии и, во-вторых, указывают на семь даров Святого Духа.
Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.
Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).
Другие символы
Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.
Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.
Цвета
Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.
Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.
Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.
Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.
Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.
Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.
Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве
В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения в него «тьмы и навьев».
Поэтому главным мотивом резьбы было изображение природных сил — «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Сложная резьба на оконных наличниках.
Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».4. Солнышко садится и снова восходит. 5. Наличник как оберег.
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определенных символов важную роль играет местоположение самих символов.
Так, самым распространенным является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времен года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.7. Белое и бордо. Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве — в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. Выглядит громовой знак как шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак — символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.
10. Утонченная.11. Современные мотивы.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска.
Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными — это связано с историей, последующим перениманием символов и их адаптацией к собственной культуре разными народами.
Такие разные русские наличники.