Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее.
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.
Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.
Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.
|
Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.
За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
· Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
· Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
· Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
· Федеральный закон «Об образовании»;
· Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
· Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
· Федеральный закон об опеке и попечительстве
В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.
Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).
|
Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:
· право жить и воспитываться в семье;
· право на общение с родителями и родственниками;
· право на защиту;
· право на имя, отчество и фамилию;
· право выражать свое мнение;
· право на имя, отчество и фамилию;
· имущественные права, включая права собственника.
Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.
Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка.Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).
В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.
Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.
|
Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.
В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.
Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".
Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.
В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.
Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.
Задача омбудсменов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.
3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства.
Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.
Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.
Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от "негосударственного сектора": средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.
Кроме того, без поддержки обычных людей - каждого человека в отдельности - Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.
Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.
При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве - ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.