Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)




Иванов А. Г.

Тема: ВРАЧЕВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРЕ, ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ) И ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Процесс разложения первобытно-общинного строя и образование древнейшего рабовладельческого общества лучше всего может быть прослежен в истории народов, живших на обширной территории от пустыни Сахары на западе, до берегов Тихого океана на востоке. Издавна в Европе страны Северо-Восточной Африки, Восточного Средиземноморья, Передней, Южной и Восточной Азии назывались восточными. Поэтому, история древнего Востока есть первая страница во всемирной истории классовых обществ и государств.

 

Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе

Одним из величайших достижений эпохи рабовладения было изобретение письменности. Сначала появилось наиболее простое письмо – пиктография, а затем более сложное – иероглифическое и клинопись. Дошедшие до нашего времени древние памятники медицинской письменности: египетские папирусы, глиняные таблички Вавилона и Ассирии, рукописные книги, являются основными источниками информации о развитии врачевания в рабовладельческих государствах древнего Востока.

В эпоху рабства в классовом обществе формируются два философских мировоззрения: материализм и идеализм. Причем, воззрения древних философов и врачей первоначально имели стихийно-материалистический характер, так как вели свое начало отнаивного реализма первобытных людей. В рабовладельческих государствах народная медицина продолжает оставаться основой формой врачевания. Естественнонаучной основой народной медицины является древняя натурфилософия, объединявшая в себе все естественные науки своего времени. Впоследствии, медицина первой выделилась из натурфилософии и стала самостоятельной наукой.

В течение длительного времени в рабовладельческом обществе медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом и храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой или храмовой медицины. С возникновением и развитием религии изменились представления о причинах здоровья и болезней. В мифологических представлениях появились злые боги болезней и добрые боги здоровья. Жрецы считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя их указаниям, возвращать утраченное здоровье. Кроме культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях, формируется эмпирическое врачевание, основанное на многовековом практическом опыте народа.

Появление классов и государств послужили предпосылкой к появлению врача-профессионала. Это был врач-универсал, который лечил все болезни, мужчин и женщин, взрослых и детей. Однако в древнем Египте в IV тысячелетии до н. э. среди врачей уже появляется узкая специализация. Профессия врача не только становится самостоятельной, но и получает признание со стороны государства.

В эпоху рабовладения формируются две системы подготовки врачевателей:

1. Школы при храмах;

2. Семейные школы.

В рабовладельческом обществе начинают формироваться основы врачебной этики, и закладываться основы классового подхода к врачеванию.

 

Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – обширная область между реками Тигр и Евфрат (южная часть современного Ирака) является одним из древнейших очагов цивилизации. Богатейший археологический материал дает основание считать Месопотамию первобытным очагом культурно-исторической жизни человечества. На территории Месопотамии сформировались государства: Шумер (около III тысячелетия до н. э.), в последствии Вавилония (начало II тысячелетия до н. э. – VI в. до н. э.) и Ассирия (XV – VII вв. до н. э.).

Источниками информации о врачевании в древней Месопотамии являются клинописные тексты, выполненные на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, данные археологических исследований, свидетельства историков и ученых древности.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Еë текст был составлен в III тысячелетии до н. э., который является самым древним руководством по изготовлению и применению лекарств растительного, минерального и животного происхождения. Врачеватели Шумера использовали в своей практике семена, корни, ветки, кору и смолы различных деревьев и растений. Так, древнешумерийские фармацевты пользовались кассией и чебрецом, они умели изготовлять различные мази, настойки и отвары, к которым добавляли щелочь и соль. Популярными были при лечении многих болезней лук и чеснок. Как лечебное средство при некоторых заболеваниях использовались финики. В состав лекарств включались молоко, шерсть, панцирь черепах и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Табличка не содержит указаний при каких заболеваниях различные лекарства должны были применяться. Это связано с тем, что в тот период истории Месопотамии знания передавались устно, а записывались лишь конкретные, точные сведения.

Недостаток местных лекарственных средств компенсировался их ввозом из Индии, Ирана, стран Средиземноморья и Египта, чему способствовало выгодное географическое положение государств Междуречья на мировых торговых путях.

В Шумере выработались строгие гигиенические традиции, основанные на многовековом народном опыте: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в употреблении определенной пищи и т.п.

Достижения шумеров в области врачевания, арифметики, геометрии, сельского хозяйства, литературы и искусства послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии и Ассирии.

Одним из источников изучения состояния врачевания в Вавилонии является свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Будучи одним из наиболее выдающихся правителей древности, Хаммурапи объединил разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство. Как мудрый правитель, он уделял большое внимание хозяйственной, финансовой, военной и судебной сферам государственной деятельности. Законы царя Хаммурапи являются древнейшими из сохранившихся законодательств мира и ярко отражают общественные отношения той эпохи. Они включают около 300 параграфов, некоторые из них касаются правовых аспектов деятельности врача в Вавилонии. Кроме этого, встречаются указания на специальные глазные и зубные операции.

При археологических раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (около 668–626 гг. до н. э.) в городе Ниневие была обнаружена древнейшая «библиотека» – собрание клинописных текстов, составленное из тщательно обожженных глиняных табличек. Около 1000 табличек посвящено медицине, причем, большинство из них являются отражением жреческой медицины.

Жреческая медицина подходила к определению состояния здоровья и болезни с религиозных позиций. Именно в Месопотамии зарождается астрология, основанная на длительном наблюдении за разливами рек Тигра и Евфрата, которым соответствовало определенное положение звезд на небе. С точки зрения астрологов именно звезды управляют миром и всем, происходящим на Земле, включая разливы рек, здоровье и болезни людей. Поэтому, все следует делать сообразно положению звезд. Исход болезни определялся при помощи специального астрального календаря, учитывающего положение светил на небе. С расположением звезд связывались возникновение и ход эпидемий («мора»), которые часто поражали страны древнего Востока. Широко применялось гадание на различных органах жертвенных животных. Считалось, что лечебные приемы изначально известны богам, а задача врачей состоит лишь в познании таинства богов. Отсюда и основные приемы врачевания: ношение амулетов, чтение молитв и заклинаний, жертвоприношения, а также применялись средства народной медицины (растительного, животного и минерального происхождения).

Так, при лечении болезней использовались лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена, овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соль), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, масло, кровь, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа ягненка). Особенно широко применялись вода и масло. Очевидно, поэтому врачевателей называли «знающий воду» или «знающий масло». Врачеватели сами собирали и готовили лекарственные средства, варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили в клизмах, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

Анатомия была развита слабо и некоторые анатомические знания были связаны с жертвоприношениями. На глиняные таблички наносились рисунки сердца, кишок и других органов. На рисунках печени показаны отростки, линии, доли, желчный пузырь и протоки с указанием их длины.

При определении симптомов заболеваний выделяли лишь основные органы, например, сердце, печень, почки. Особое место занимала печень, считавшаяся главным органом тела, и служила для гаданий.

Необходимость диагностики при помощи установления симптомов привела к первым попыткам изучения болезней и реальной борьбы с ними. Врачи Вавилонии считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано … если врач не узнает её существа». Некоторые тексты содержат описания признаков (симптомов) различных заболеваний, например, боли в желудке, жжение, рвота, желтуха, изменение цвета языка, метеоризм, понос, снижение аппетита, мышечные боли, насморк, выделение мокроты, кашель, ломота в конечностях. Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, озноб, холодный пот. Весьма образно показаны симптомы «удара» (инсульта), приведшего к параличу: «… губы поражённого сведены, глаз закрывается … рот скован и он не может говорить». Ярко описывается особая болезнь «височной жилы», возможно, связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, что вызывало помутнение зрения.

При распознавании болезни врачеватели особое значение придавали состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове. Виду ног, ладоней, движению или покою тела, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовалась кровь, моча, молоко женщин.

Врачеватели Вавилонии и Ассирии пытались лечить болезни сердца, почек, глаз, ушей, опухоли, водянку, мочеполовые и женские болезни. В медицинских текстах можно обнаружить некоторую, часто непоследовательную, попытку систематизации. Так, например, описание болезней органов дыхания объединено одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда дыхание его рта затруднено». В особый раздел выделены болезни внутренних органов: печени, желчного пузыря и сердца. Наконец, в специальном трактате описаны болезни «большой жилы», похожие по своим признакам на воспаление нервов, подагру и ревматизм.

При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства и сооружений общественной гигиены: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Имелись законы об выдворении из городов больных заразными болезнями и в первую очередь – «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» зачастую обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

Светских врачевателей в Вавилонии и Ассирии было очень мало и врачеванием в основном занимались жрецы, которые получали образование при храмах. Передача медицинских знаний осуществлялась в достаточно узком кругу посвященных в секреты врачевания. В текстах древней Месопотамии о медицинских школах для подготовки врачевателей не упоминается, видимо, они ещё не существовали.

Общественное положение врачевателей во времена царя Хаммурапи было весьма высоким. В случае успешного излечения больного они получали достаточно высокое вознаграждение. Так, на один сикль (около 8 граммов серебра) можно было купить 300 литров зерна, а годовая норма мужчины составляла 550 литров в год. Столь высокая оплата связана с большим риском в профессии врачевателя из-за существовавшего в то время закона «талиона», который заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»).

На протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии. Вместе с клинописью широко распространялись и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: