Руководящие органы. Их цели и функции




 

Конвенцией, учреждающей ВОИС, предусматривается образование четырех руководящих органов:

Генеральной Ассамблеи;

Конференции;

Координационного комитета;

Международного бюро.

Генеральная Ассамблея

 

Генеральная Ассамблея является международным органом ВОИС, который наделен полномочиями по решению основных вопросов деятельности этой организации. В соответствии со ст.6 Конвенции, учреждающей ВОИС, Генеральная Ассамблея решает, в частности, следующие вопросы:

назначает по представлению Координационного комитета Генерального директора ВОИС;

рассматривает и утверждает отчеты Генерального директора ВОИС и дает ему все необходимые инструкции;

рассматривает и утверждает отчеты Координационного комитета и дает ему соответствующие инструкции;

принимает трехгодичный бюджет расходов, общих для союзов;

одобряет предлагаемые Генеральным директором ВОИС мероприятия, касающиеся осуществления международных соглашений;

принимает Финансовый регламент ВОИС;

определяет рабочие языки Секретариата;

приглашает государства стать сторонами Конвенции.

Генеральная Ассамблея состоит из государств, являющихся сторонами Конвенции, учреждающей ВОИС, и являющихся членами какого-либо из союзов, находящихся под административным управлением ВОИС.

Каждое государство, независимо от того, является ли оно членом одного или более союзов, имеет в Генеральной Ассамблее один голос.

Конференция

 

Конференция является органом ВОИС, состоящим из государств, выступающих сторонами Конвенции об учреждении ВОИС вне зависимости от их членства в каком-либо союзе, находящемся под административным управлением ВОИС.

В соответствии со ст.7 Конвенции, учреждающей ВОИС, Конференция решает следующие вопросы:

обсуждает проблемы, представляющие общий интерес в области интеллектуальной собственности, и может принимать соответствующие рекомендации с учетом компетенции и самостоятельности союзов;

принимает в пределах бюджета Конференции трехгодичную программу юридико-технической помощи;

принимает поправки к Конвенции, учреждающей ВОИС;

определяет государства, не являющиеся членами ВОИС, а также межправительственные и международные направительные организации, которые могут быть допущены на заседание Конференции в качестве наблюдателей.

Каждое государство - член ВОИС имеет в Конференции один голос.

Координационный комитет выступает в качестве консультативного и исполнительного органа Генеральной Ассамблеи и Конференции.

В соответствии со ст.8 Конвенции, учреждающей ВОИС, Координационный комитет решает следующие вопросы:

дает советы органам союзов, Генеральной Ассамблее, Конференции и Генеральному директору ВОИС по всем административным, финансовым и другим вопросам, представляющим общий интерес для двух или более союзов или одного или более союзов и ВОИС;

готовит проект повестки дня Генеральной Ассамблеи;

готовит проект повестки дня, а также проекты программы и бюджета Конференции;

на основе трехгодичного бюджета расходов, общих для союзов, и трехгодичного бюджета Конференции, а также на основе трехгодичной программы юридико-технической помощи принимает соответствующие годовые бюджеты и программы;

до истечения срока полномочий Генерального директора ВОИС, или когда его пост становится вакантным, представляет Генеральной Ассамблее кандидата для назначения его на этот пост;

если пост Генерального директора ВОИС становится вакантным в период между двумя сессиями Генеральной Ассамблеи, назначает исполняющего обязанности Генерального директора на срок до вступления в должность нового Генерального директора ВОИС.

Координационный комитет

 

Каждое государство, независимо от того, является ли оно членом одного или обоих исполнительных комитетов Парижского и Бернского союзов, имеет в Координационном комитете один голос.

Международное бюро

 

Международное бюро выполняет функции Секретариата ВОИС. Оно возглавляется Генеральным директором ВОИС и согласно ст.9 Конвенции, учреждающей ВОИС, готовит проекты бюджетов и программ, отчеты о деятельности ВОИС, доводит их до сведения правительств заинтересованных государств и компетентных органов союзов и ВОИС.

Международное бюро выступает в качестве депозитария большинства соглашений, административное управление которыми осуществляется ВОИС.

ВОИС выполняет большую работу по обеспечению признания существующих международных соглашений в области интеллектуальной собственности, по их обновлению и пересмотру, по разработке новых международных договоров. Так, за последние годы под эгидой ВОИС заключены: Договор по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., Договор по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г., Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г.

Признавая важную роль ВОИС в деле взаимопонимания и сотрудничества между государствами и в интересах их взаимной выгоды, многие страны между тем не вполне удовлетворены ее деятельностью. Причиной тому является угроза коммерческим интересам государств, являющихся экспортерами результатов интеллектуальной деятельности. Таких государств меньшинство, в то время как правила международных соглашений диктуются большинством государств-членов ВОИС, являющихся импортерами интеллектуальной продукции. Указанные обстоятельства не в последнюю очередь послужили причиной смещения сферы коммерциализации интеллектуальной собственности под эгиду новой международной структуры - Всемирной торговой организации (ВТО).

Присоединение сферы интеллектуальной собственности к системе ВТО осуществлено путем включения в Приложение 1 Марракешского заключительного акта об учреждении ВТО Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность. Экономическими причинами указанного присоединения помимо защиты коммерческих интересов производящих интеллектуальную продукцию стран стала высокая доля в мировой торговле товаров, усложненных "интеллектуальным компонентом" и защищенных патентами и охранными документами на средства индивидуализации произведенной продукции, а также наличие значительного по объему сектора контрафактной продукции, допускаемого и даже поощряемого в некоторых странах, например в России и Китае.

Следует подчеркнуть, что предшественник ВТО - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. - охватывало сферу отношений в области международной торговли только материальными благами, не включая в зону своего действия права на продукты интеллектуальной деятельности.

Несмотря на то, что ВТО включила в сферу своей компетенции международную торговлю правами на объекты интеллектуальной собственности, ВОИС продолжает играть главенствующую роль в вопросах реализации действующих и разработке новых соглашений в области правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому считается, что сама интеллектуальная собственность напрямую не входит в сферу компетенции ВТО и касается последней лишь в части, связанной с международной торговлей. Это обстоятельство предопределяет сложный характер взаимосвязи основных принципов ВТО и норм соответствующих международных соглашений по вопросам сотрудничества в области интеллектуальной собственности.

С 1 января 1996 г. вступило в силу соглашение между ВОИС и ВТО, которое предусматривает сотрудничество в реализации Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: