Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно




Институт мировой экономики и информатизации

Реферат

Студента

По предмету:

«Уголовный процесс»

На тему:

«Стадия предварительного расследования»

Преподаватель: д. ю. н. Шаталов А. С.

Г. Москва

План

Введение

I. Понятие стадии предварительного расследования

II. Виды предварительного расследования

III. Виды дознания

IV. Сроки предварительного следствия

V. Приостановление предварительного следствия

VI. Формы окончания предварительного следствия.

Заключение

 

Литература

 

 

Введение

Как известно, собирание основного объема доказательственного материала по уголовному делу происходит на стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.

 

 

I. Понятие стадии предварительного расследования

 

 

Предварительное расследование представляет собой дея­тельность органов дознания и следователя по собиранию, провер­ке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обес­печению возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Указанная деятельность должна проходить в условиях за­конности, охраны прав и законных интересов участников процес­са и иных участвующих в производстве по делу лиц.

Быстрое, полное и объективное расследование преступле­ния обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершавшего преступление.

Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие (гл. 23 УПК). Сделанные органами дознания и следова­телем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать лицо винов­ным в совершении преступления правомочен только суд (ст. 49 Конституции РФ). При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст. 301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объ­ективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.

II. Виды предварительного расследования

 

Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания. Название формы рассле­дования соответствует названию органа, выполняющего определен­ные полномочия. Орган следствия - следователь (ст. 127 УПК) дознание ведет орган дознания, дознаватель (ст. 117 УПК). Пред­варительное расследование может осуществляться и путем со­вместной деятельности, во взаимодействии этих органов в преде­лах стадии расследования.

Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.

Вместе с тем имеются определенные различия между до­знанием и следствием: по кругу дел, отнесенных к подследствен-ности каждого из них, в сроках дознания и следствия и в некото­рых других процессуальных правилах, о чем будет сказано ниже.

Важно обратить внимание на то, что особенности дознания обусловлены особенностями задач и функций тех органов, на ко­торые возложено дознание.

Основным видом предварительного расследования является предварительное следствие, осуществляемое специально создан­ными для этого вида деятельности органами. Следователи дей­ствуют в прокуратуре и в системе МВД. К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, пред­ставляющих значительную сложность в расследовании и по пре­ступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание.

Дознанию, как виду предварительного расследования, при­надлежит существенная роль в выполнении задач данной стадии процесса.

Являясь процессуальной деятельностью, дознание осу­ществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным в УПК (ст. 118-120 У ПК).

В обнаружении и расследовании преступлений, отнесенных к ведению органов следствия, значительная роль принадлежит дознанию, поскольку органы, его осуществляющие в силу основ­ных своих полномочий, первыми обнаруживают совершенное преступление, возбуждают дело, совершают неотложные след­ственные действия по закреплению следов преступления, задер­жанию подозреваемого, пресечению преступления, а затем пере­дают его по подследственности - следователю.

Взаимодействие органов следствия и дознания проявлется и в праве следователя давать поручение органу дознания прове­дения отдельных следственных действий, розыска обвиняемого тогда, когда дело находится в производстве следователя. По де­лам, отнесенным к подследственности органов дознания, они про­водят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд. При характеристике видов предварительного расследования необходимо обратить внимание на то, что для успешного выполнения процессуальных действий органам и до­знания и следствия используются возможности проведения опера­тивно-розыскных мероприятий (например, оперативно-розыскными подразделениями криминальной милиции и другими органами МВД, органами пограничной охраны, органами федеральной службы контрразведки РФ - ст. 11 Закона РФ «Об оператив­но-розыскной деятельности в РФ» от 13 марта 1992 г.). Так, опе­ративно-розыскные подразделения криминальной, милиции могут

проводить опрос граждан, наводить справки, вести наблюдение и др. (ст. 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13 марта 1992 г.).

Указание в уголовно-процессуальном законе на возмож­ность проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. 118, ч. 4, ст. 127 УПК) свидетельствует о ее роли в расследовании и рас­крытии преступлений, но не придает ей процессуального харак­тера. Данные, полученные в ходе оперативно-розыскных меро­приятий, могут быть использованы как доказательства только после их получения и проверки следователем по правилам УПК.

III. Виды дознания

 

Дознание как вид процессуальной деятельности по рассле­дованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным утоловно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, а рас­пространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:

1. Дознание по делам, по которым производство предвари­тельного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

2.Дознание по делам, по которым производство предвари­тельного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

 

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно

 

В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного след­ствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами утоловно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетель­ствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потер­певших и свидетелей..

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по «горячим следам», т. е. незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень след­ственных действий, которые органы дознания вправе произво­дить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расши­рительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы до­знания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показы­вает, что законодательство, регламентирующее полномочия орга­нов дознания по производству неотложных следственных дей­ствий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые ока­жутся неотложными в конкретном деле, т. к. нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, ко­торые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказа­тельств «по горячим следам».

В целях обеспечения прокурорского надзора за закон­ностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форме должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уго­ловного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотлож­ные следственные действия ранее этого срока, он обязан немед­ленно направить дело следователю, не ожидая указания проку­рора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от результата проведенного до­знания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совер­шившее преступление, орган дознания может производить ро­зыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступ­ника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, дознание по делам, по которым предвари­тельное следствие обязательно, состоит:

в возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;

в выполнении поручений и указаний следователя о произ­водстве оперативно-розыскных и следственных действий;

в оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: