Тематика общего введения к Августину и его историческому наследию




Августин Аврелий

Augustinus Aurelius (354–430)
«Исповедь»
(Confessiones)

 

Предварительные замечания

 

Творчество Августина приходится на эпоху поздней античности и раннего средневековья. Для философии это означает встречу идеала созерцательного времяпрепровождения вдали от политической и прочих видов общественной деятельности и активного строительства нового общества с христианскими ценностями. В сочинениях Августина по-новому ставятся и находят разрешение практически все вопросы античной онтологии, гносеологии и этики. Помимо философских проблем много места отводится экзегетике (истолкованию) Св. Писания и положительному построению христианского богословия личности и истории. Августин — ключевая фигура в понимании тематической специфики Западной философии, в частности, постановки вопроса самосознания.

Для методического использования выбраны несколько глав (книг) «Исповеди», в которых наиболее ярко раскрываются особенности христианских антропологии, космологии и богословия. В частности подробно рассматриваются самопознание, богопознание, психология и онтология времени.

 

Тематика общего введения к Августину и его историческому наследию

1. Творческое наследие Августина: основные сочинения и их темы.

2. К какому периоду истории европейской мысли относится творчество Августина?

3. Значение философии и богословия Августина для западной культурной традиции.

4. Августин и неоплатоническая философия.

5. Августин и картезианство.

6. Учение Августина о Боге.

7. Учение Августина о человеке.

8. Учение Августина о творении.

9. Историософия Августина.

 

 

Общие вопросы к произведению «Исповедь»

1) Причины написания сочинения.

2) Что означает исповедная форма изложения, избранная Августином?

3) Философское значение «Исповеди» для европейской культуры:

а) «Исповедь» как литературный жанр;

б) принцип самосознания, выраженный в «Исповеди».

4) Жизненный путь Августина: основные события и отображение их в «Исповеди» (1-9 кн.).

5) Что есть человек в понимании Августина. Структура личности, иерархия познавательных способностей человека (10 кн.).

6) Учение о воле. Онтологический и антропологический аспекты зла (7-8 кн.).

7) Роль и значение памяти в познании. Проблема беспамятства и ее гносеологический смысл (10 кн.).

8) Онтология времени. Время и душа человека (11 кн.).

9) Отношение Бога и мира. Принцип тварности (в сравнении с платонической и аристотелевской концепциями) (11-12 кн.).

 

Подробные вопросы по тексту *

 

Книга десятая (память, самопознание, Богопознание)

 

a) Как выражено Августином самопознание? (I,1)

b) Что значит «исповедоваться»? (II,2)

c) Кому адресована «Исповедь» Августина? (III,3–4)

d) В чем польза «Исповеди»? (IV,6)

e) В какой мере искушаем человек? (V,7)

f) Что именно подразумевается под понятием «Бог»? (VI,8–9)

g) Где можно найти Бога? (VI,10)

h) Что хранится в памяти? (VII–VIII)

i) Как характеризует Августин отношения памяти и ума?

j) Где могут находиться научные знания? (IX–X)

k) Что значит «обдумывать» (cogitare)? (XI)

l) Каким образом содержатся в памяти математические законы? (XII)

m) Может ли память ошибаться? (XIII)

n) Какие чувства хранятся в памяти?

o) Как видит себя память: в образе или без него? (XV)

p) Характеристика забывчивости. (XVI,24–25)

q) Что может быть выше памяти? (XVII)

r) Можно ли узнать Бога, если не помнить о нем? (XVII)

s) Смысл притчи о драхме: кто кого символизирует? (XVIII)

t) Что такое счастливая жизнь (beata vita)? Где ее полнота? (XIX–XXII)

u) Почему люди в некоторых случаях предпочитают избегать истины? (XXIII)

v) Как понимать присутствие в душе человека Бога? (XXIV–XXVII)

 

Книга одиннадцатая (анализ времени и креационизм)

 

a) Как ставится вопрос о соотношении времени и вечности: источник знания человека о них? (I,1)

b) Как Бог соотнесен с вечностью и временем?

c) Что является источником для размышления над творением? (II,2)

d) В чем критерий истинности того, что написано о творении? (II–III)

e) Как Бог творит небо и землю? Годится ли аналогия с изготавливающим что-либо мастером? (V–VI)

f) Посредством чего творится мир?

g) Что является началом «неба и земли»? (VII–IX)

h) Можно ли говорить о проявлении во времени воли Творца, или она вечна, как и Он сам? (Х)

i) Чем качественно отличается вечность от времени? (XI,13)

j) Существовало ли время до творения «неба и земли»? (XIII,15)

k) Что такое время? Для чего оно существует? (XIV)

l) Что мы можем измерять? (XV)

m) О каких трех временах может идти речь? (XVI–XX)

n) Откуда могут быть пророчества?

o) Что такое «настоящее»? (XXI)

p) Протяженность чего измеряется в настоящем? (XXII–XXVII)

q) Какая психическая функция связана с протяженностью настоящего? (XXVII,36)

r) Что обладает длительностью? (XXVIII)

 

Книга двенадцатая и тринадцатая (описание этапов творения и их постижение)

 

a) Имеет ли мир начало, или существовал всегда (+ см. начало 11 кн.), и как соотнесены субстанция Творящего и творения?

b) Посредством чего творится мир?

c) Что такое небо и земля в первом стихе Кн. Бытия?

d) Что такое «небо небес» и идет ли об этом речь в 1 гл. Кн. Бытия?

e) Что означает выражение «земля же была безвидна и пуста», и что означает «тьма над бездною»?

f) Что означает сотворение «из ничего»?

g) О каком свете идет речь в 1 гл. Кн. Бытия с 1–3 стих.

h) Что означает первый день творения, и что может означать перечисление 6-ти дней творения?

i) Символическое значение 4-го дня творения.

j) Что такое Троица и в чем находит Августин Ее отражение в человеке?

k) Что означает 7-й день покоя Господа?

l) Как можно охарактеризовать заключительные слова книги?

 

Литература к последнему разделу:

 

1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991 (1998); М.: Республика, 1992; СПб.: Азбука, 1999; (www.magister.msk.ru/library/bible/comment/augustin/augus01r.htm).

2. Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: РХГИ, 2002.

3. Баткин Л. М. Не мечтайте о себе. М.: РГГУ, 1993.

4. Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. СПб, 1999.

5. Неретина С. Верующий разум. Архангельск, 1995.

6. Никитин В. К антропологии блаженного Августина // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М., 2004.

7. Селиверстов В.Л. Этюды по онтологии Аврелия Августина. СПб., 2008.

8. Уваров М. Архитектоника исповедального жанра. СПб, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: