ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА




Смысл рождественских праздников

Историческая цель и догматический смысл праздников Рождествен­ского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подроб­ностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, "чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью", – как прекрасно сказал известный богослов Бернард Ботт. (Смотрите 1 главу Евангелия от Иоанна.)

Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздни­ков. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Тэоф а ния (Богоявл е ние)? Вопросы можно продолжать до беско­нечности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане2. А для этого нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не уразумел, что смысл праздника Рождества не в ёлке, колядках и рождественском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислушаться к голосу Церкви и стать прилежным учеником её великих богословов.

8.I.10. Ю. Рубан

_______________________________________________

2 В праздничном песнопении (кондаке) Богоявления мы свидетельствуем и обещаем: «Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: "Ты пришел, Ты явился, Свет неприступный!"» При этом мы воспеваем Бога не просто осмысленно (без чего молитва превращается в бессмысленный концерт), но, согласно греческому тексту, даже э н эпигн о сей – «в высшем разуме», который мы получили через Откровение! Исполняем ли мы это обещание на деле?


Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА

Общее понятие
о Рождественском цикле

Как известно, богослужебное чествование важнейших празд­ников не ограничивается одним днём. В первую очередь это относится к торжествам, выра­жающим важнейшие догматы Христианства как религии Спа­сения – к Богоявлению, то есть явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мёртвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продол­жительный и тщательно разра­ботанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом» (мы будем говорить о нём позднее). Рождественский цикл (точнее – период) по разным причинам не получил такого законченного оформления.

Древние богослужебные источники свидетельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэоф а ния, или Епиф а ния («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]»), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Ср е тение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – производные от этих основных (смотрите ниже). В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэоф а нию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобраз­ным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Господня.

Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.

Современный православный цикл рождественских праздников и воспоминаний можно представить в таком виде[1].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: