И подрастающего поколения




Роль концепции в развитии казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска Союза казаков России

В совершенствовании гражданско-патриотического, духовно- нравственного, культурно-исторического воспитания казаков

и подрастающего поколения

Последнее десятилетие прошлого века стало в России началом кардинальных изменений в общественных отношениях. Подул ветер перемен, сменилась идеология, стала меняться экономическая основа государства. Заявило о себе и казачество, до того времени находившееся в положении, когда одно только упоминание о нём могло привести к негативным последствиям. Летом 1990 года в Москве состоялся первый учредительный Большой круг, на котором был создан «Союз казаков», положивший начало возрождению казачества на современном этапе развития России. В ноябре этого же года была принята «Декларация казачества России». В ней отмечалось, что казаки вновь, как и прежде, в годину смуты и тяжёлых для России испытаний, готовы верой и правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу – пахарю и воину. Результатом этой деятельности стало принятие закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»,[1] в статье 2 которого, казачество было отнесено к культурно-этнической общности людей. Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 года

№ 632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества»[2] и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года № 3321-1 «О реабилитации казачества»[3] за казачеством были закреплены такие права, как: возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общественных прав человека; установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и так далее.

Вольное казачество отстояло для России весь юг, оно жило на берегах Дона и Волги, Днестра и Кубани, Терека и Урала, в кубанских степях и кавказских предгорьях. Казаки освоили Сибирь, пришли на Дальний Восток еще за 200 лет до его присоединения. За 100 лет до Витуса Беринга открыли пролив, отделяющий Азию от Америки. Свой след оставили и на островах Северного Ледовитого океана. С тех незапамятных времён они твёрдо обосновались по берегам Оби, Иртыша, Катуни, Енисея, Ангары, Лены, Амура и Байкала, сохраняя повсюду свою культуру, особые нравы и обычаи, своеобразные песни. Вместе с тем в историческом масштабе казачество как явление и до настоящего времени остается не раскрытым и до конца не познанным не только у нас в России, но и в мировой истории. Вопросами его исторической сущности занимались и занимаются великие историки и исследователи прошлого и настоящего. Среди них: Г.Ф. Миллер,

В.О. Ключевский, В.Н. Татищев, Н.В. Карамзин, С.М. Соловьев, А.Н. Радищев, А. Ригельман, Ф.А. Щербина, М. Грушевский, В. Чернявский, Д.И. Яворницкий, Л.Н. Гумилев, Тур Хейердал и многие другие. Продолжают этим заниматься и современные исследователи истории.

В Российской Федерации и в Ямало-Ненецком автономном округе, начиная с 90-х годов прошлого столетия, идёт процесс возрождения российского казачества и укрепление его роли как составной части гражданского общества. Но и в настоящее время казаки искусственно разделены к великому сожалению, принцип «разделяй и властвуй», применяемый ещё за много столетий до Рождества Христова, успешно используется и сейчас. На наших глазах идёт попытка искусственного создания нового типа казачества. В основе его руководства очень часто стоят случайные люди, непонимающие казачество, неумеющие даже сформулировать понятие «казак», незнающие его духовно-нравственные основы.[4] Хотелось бы, чтобы чаяния ушедших в мир иной казаков, патриотов своей Отчизны были услышаны сегодняшними структурами власти, которые занимаются формированием казачества, при этом изобретают новые направления, не связанные с его традиционными историческими формами, исключая исконные казачьи Войска и объединяя их в одно.[5] При этом вводятся вместо культурно-исторических традиций казачества понятие «казачьего компонента».[6] Ещё в сентябре 1992 года А.Г. Мартынов, атаман Союза казаков, в «Российской газете» писал: «Трудно возродить то, что целенаправленно уничтожалось в течение предыдущих семидесяти лет». Но и всяческие придумки сверху чреваты последствиями и непониманием в исконной казачьей среде.

При этом нельзя не вспомнить и слова донского казака К. Каклюгина, сказанные им в 20-е годы прошлого века в зарубежье: «Казачество – своеобразная, крепкая и сильная духом и телом бытовая группа русского народа. Она как активная сила займёт почётное место и сыграет видную роль в будущем строительстве Российского Государства. Она может и должна быть использована, не может не быть использована в этом великом деле. Но казачество необходимо брать таким, какое оно, с особенностями его быта и управления, с его Выборными Атаманами и только через Выборных Атаманов, как его естественных вождей». [7] И пожелания публициста, донского казака И.И. Куницына: «Надо только, чтобы в свободной России казачество твердо держалось своих исконных традиций, три века назад уже осуществлявшихся: народоправства, социального братства и политического равенства». [8] Вторит им и обращение казака-иммигранта в 1987 году: «Братья казаки! Берегите же свои святыни! Верьте в величие своих устоев жизни! Боритесь за них! Укрепляйте их, прежде всего в ваших собственных душах и сердцах!» [9].

И вот уже около 30 лет в стране идёт возрождение и становление российского казачества, у истоков которого стоял Союз казаков России. Эти процессы повсеместны. Идут они и в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором 17 октября 1992 года была учреждена Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России, объединившая в последствии казачьи округа в городах Салехард, Надым, Губкинский, Муравленко, Ямальском и Красноселькупском районах. Основа их составов – это потомки казачьих родов с Дона, Кубани, Терека, Урала и Сибири.

В этой связи к приоритетным направлениям дальнейшего продвижения казачьей идеи на Ямале среди казаков Обско-Полярной казачьей линии относятся: возрождение духовности,патриотизма, казачьей культуры, традиций, совершенствование межнациональных отношений на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года № Пр-2789,[10] Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666)[11], работа по вхождению во власть и, конечно же, изучение истории казачьего феномена, как в целом по России, так и в части Сибирского казачьего войска и его подразделений на местах. Эти приоритетные направления, определены в казачьей концепции и стали основой работы казачьих общин Обско-Полярной казачьей линии на Ямале. [12] Остановлюсь на основных направлениях в работе по реализации концепции в казачьих общинах:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: