Сказанное в Харьковском Успенском соборе, 20 сентября (3 октября) 1842 года




Паки торжествуем, благодарим и молимся! Что виною нового торжества и молитв? Тоже Августейшее отроча, о рождении коего мы недавно радовались и благодарили Господа. Что нового с ним? С ним – целое новое рождение!

Следовательно, спросить кто-либо, человек родится дважды. Да братие, как христианин, каждый из нас рождается дважды, хотя яко человеки, все мы рождаемся только единожды. Это необыкновенно, чудесно, и в тоже время совершенно истинно: июо слышите, что говорит в Евангелии Спаситель и Господь наш Никодиму: «подобает, - говорит, - родится свыше» (Иоанн. 3, 7). И Никодим удивлялся и недоумевал, зачем это второе рождение? И как может человек родиться в другой раз? Но Спаситель на его недоумение отвечал повторением одной и той же истины, что каждому из нас необходимо нужно родиться в другой раз, дабы войти в Царствие Божие. Почему нужно? Потому, что наше первое, плотское рождение недостаточно для цели бытия нашего: рождение от плоти только плоть есть (Иоанн. 3, 6), а плоть и кровь Царства Божия наследити не могут (Кор. 15, 50), потому что для сего Царства, как духовного, нужно возродиться свыше от Духа, чего в плотском рождении нет и быть не может.

Для сего-то именно второго, нового духовного рождения и учреждено Спасителем нашим Таинство Крещения. Святая купель составляет таинственные ложесна, из коих выходит человек новый, возрожденный благодатью. Если бы здесь была одна вода, то осталось бы место недоумению: как вода может отрождать душу крещаемого? С другой стороны, если бы в сем Таинстве действовал один невидимый Дух, то мы лишены были бы видимого знамения тайны. Посему премудрость Божия соеинила то и другое: и чувственное для наших чувств, и духовное для нашего духа и силы Таинства. Крещаемый погружается в воду, но в сей воде сретается его Дух, от Дух, Который по свидетельству Священного Бытописателя, носился некогда над водами в первые дни мироздания и воззвал своим всемогущим действием из хаоса все благолепие видимой нами вселенной (Быт. 1, 2), - тот Дух, Который, по слову Спасителя, идеже хощет дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Иоанн. 3, 8), - тот Дух, Который глагола в Пророцех, сошел во время Крещения в виде голубине на Самого Господа, а потом в день Пятидесятницы – в виде огненных язык – на Апостолов, Коим, как премудро воспевает Святая Церковь, всякая душа живится, и Который, по замечанию Премудрого (Прем. 12, 1), есть во всех и во всем. Для такого Действователя трудно ли совершить Свое дело? Такому всемогущему Духу мудрено ли возродить и одушевить для новой жизни душу и все существо крещаемого?

Естественнее и поучительнее посему вопросить: в чем состоит сила Таинства Крещения, и какой плод его? В том, ответствуют нам богомудрые учители Церкви, что рожденный по плоти возрождается в Крещении благодатью для жизни в Духе, - в том, что Дух Божий, в силу заслуг Искупителя, Который низвел Его на землю, осеняет Собою все существо крещаемого, проницает Своим зиждительным действием весь состав его, все силы и способности, и сим самым обезсиливает в нем действие зла прирожденного и тли естественной, освобождает в нем первобытное начало добра и свободы чистой из-под влияния плоти и чувств, сообщает предрасположение ко всему благому и Святому, кладет на нем печать и знамение жизни вечной. Вышед из таинственной купели, человек престает быть диким растением, прививается к Святому обществу верующих, к самой живоносной маслине (Рим. 11, 14) – Господу Иисусу, приемля таким образом возможность посредством веры и любви впивать из нее сок жизни и износить плоды для вечности. Если, по возрасте, пришед в сознание и употребление всех сил душевных, крещаемый не расторгает сего блаженного союза со Христом – своим неверием, нечестием и нераскаянностью; то вся жизнь его бывает не что иное, как возрастание и спияние для Царства Божия.

Вот почему Крещение детей всегда составляет радость для их родителей и утешает всех добрых христиан! Вот почему и мы ныне исполняемся новою радостью, слыша, что Августейшая внучка возлюбленного Монарха нашего удостоилась благодати Святого Крещения! При всей высоте свое происхождения по плоти, она доселе только дщерию Евы; а отселе стала дщерь благодати и Церкви. О, да сбудутся над нею все желания ее Августейших Родителей! Да свершится все, что призывала на нее в своих молитвах Святая Церковь! Да возрастет она в вере и любви христианской, и да соделается украшением Царственного Дома и утехою Отечества! О сем молились мы прежде; о сем молимся и теперь, памятуя, что от судьбы державных лиц зависит судьба целых Царств и народов. Аминь.

 

Какая в словах Архипастыря любовь к своим чадам - подданным Государя, сколь много теплоты и радости!

 

К несчастью, земная жизнь Венценосной дщери оказалась краткой. Господь призвал 16 (29) июня 1849 года ее невинную душу в обители небесные, оставив Августейших родителей и любимого народом Императора в глубокой печали.

После столь внезапной и горькой кончины Великой Княжны Александры Александровны (1842-1849) никто более в Доме Романовых не решился дать своей Царственной дочери имя Святой мученицы Царицы Александры. Причиной тому стали три трагические судьбы Венценосных предшественниц почившего Царственной малютки. Вспомним о них.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: