Для нормального функционирования производства вне зависимости от организационно-правовых форм необходимо соблюдение, по крайней мере, условия соответствия профессионально-квалификационного уровня рабочей силы сложности трудового процесса.
Выбор видов трудовой деятельности осужденных к лишению свободы диктуется целями лишения свободы, исходя из необходимости сохранения и совершенствования профессионально-квалификационных характеристик лиц; отбывающих наказание.
К моменту ареста или осуждения 40,6% осужденных были заняты различными видами трудовой деятельности или обучения (рабочие, служащие, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющее основной доход от занятий в сельском хозяйстве, учащиеся профтехучилища, средней школы, вспомогательной школы, спецшколы, спецПТУ (для трудновоспитуемых подростков), техникума, вуза, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, в домашнем хозяйстве и иной деятельностью), 56,4% не имели определенных занятий и 0,5% отбывали наказание в виде лишения свободы.
Из приведенных данных видно, что наиболее высокий удельный вес среди осужденных приходится на лиц, занятых до осуждения на рабочих профессиях. Далее следуют лица, не имевшие до осуждения определенных занятий. Эти две категории осужденных среди лиц, участвующих в переписи составляют 97,0%[4]. В условиях рыночных отношений весьма сложным условием классификации является отнесение осужденных к группе лиц без определенных занятий. Традиционно к ней относили лиц, не имевших постоянного места жительства, или не состоящих на учете в кадровом аппарате предприятия или учреждения любой организационно-правовой форм. В настоящее время к этой категории относятся лица, так же не имеющие постоянного места жительства или не имеющие постоянного заработка, не состоящие на учете в службе занятости как безработный и не платящие налогов по результатам трудовой деятельности.
|
Исходя из столь значительного удельного веса этих двух групп осужденных представляется целесообразным работу по трудовой реабилитации в местах лишения свободы строить таким образом, чтобы лица, имеющие определенный уровень профессиональной подготовки, имели возможность повысить ее уровень (а это почти половина всего контингента), а для второй группы должны быть созданы условия по формированию положительной установки на труд и получения знаний и умений для выполнения трудовой деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке труда.
Возможности получения профессиональных знаний и повышения уровня квалификации неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Структура/занятости осужденных в зависимости от отраслевой принадлежности производства приведена на диаграмме 2[5].
Диаграмма 2. Структура занятости осужденных в зависимости от отраслевой принадлежности производства
В период проведения переписи осужденных 45,4% участвовавших в переписи осужденных не работали, однако постоянную занятость имели всего лишь около половины всего контингента (44,8%). Интерес представляет информация об обеспеченности работой в зависимости от трудоспособности.
Хотя в соответствии с действующим законодательством осужденным мужчинам старше шестидесяти лет, женщинам старше пятидесяти пяти лет, инвалидам первой и второй групп, женщинам с беременностью свыше четырех месяцев, женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, разрешается трудиться по их желанию, проблемы трудовой занятости этих категорий осужденных существенно обострились в новых экономических условиях и в очень сложной ситуации оказываются сегодня лица с ограниченной трудоспособностью.
|
Проведенные нами исследования показали, что в результате необеспеченности работой либо из-за низких заработков, отсутствия материальной помощи со стороны родственников лица с ограниченной трудоспособностью, отбывающие наказание в местах лишения свободы, поставлены в неравные, более худшие материальные условия по сравнению с остальными осужденными. Проблема состоит в том, что осужденные с ограниченной трудоспособностью в современных условиях не конкурентоспособны на рынке труда, поэтому они не могут реализовать права и гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, трудовым законодательством, Уголовно-исполнительным кодексом и другими законодательными актами по вопросам социального обеспечения профессионального обучения, трудовой деятельности и охраны здоровья[6].