Домашнее задание для уяснения темы занятия




Задание 1. Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета его семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте, где это необходимо, предложения.

1. В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный. 2. Он стоически сопротивлялся ударам судьбы. 3. Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то. 4. Строительство кинотеатра, начатое в мае, форсируется ускоренными темпами. 5. Гринев – полный контраст Швабрину. 6. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 7. Речь многих студентов конспективна. 8. Удобрения были вовремя транспортированы на поля. 9. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. 10. Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву. 11. Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой: Использование речевых штампов в средствах массовой информации.

Тема: «Выразительность речи ».

Основные понятия и положения темы.

Выразительностьречи определяется как «точность словесного обозначения предмета или явления, представления или понятия» (Г.З. Апресян).

«Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображенной картины, события, действующего лица» (Л.А. Горбушина).

Выразительные возможности языка иногда сводят к так называемым изобразительно-выразительным средствам, т. е. тропам и поэтическим фигурам. Однако выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная (просодическая), стилистическая.

Существуют условия, определяющие степень выразительности речи:

• самостоятельность мышления;

• неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит и пишет, а также кому и что говорит и пишет;

• хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

• понимание свойств и особенностей языковых стилей;

• тренировка речевых навыков;

• сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительнее, т. е. психологическая установка на выразительность;

• использование языковых средств, способных сообщать речи выразительность.

Выразительность устной речи во многом зависит от умения говорящего использовать языковые средства и стилевые возможности языка. Она усиливается интонацией – совокупностью совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация фактически оформляет речь, помогает активизации ее коммуникативной функции, функции общения между людьми. С. Волконский писал: «Голос – одежда, интонация – душа речи».

Очень большое влияние на выразительность речи оказывают метафоры (мысли летят, рыбье молчание, деревянный взгляд, кошачья походка и т. д.), пословицы и поговорки (ум хорошо, а счастье лучше; горьким лечат, а сладким калечат).

Иногда встречаются примеры неудачного использования образных слов, что можно наблюдать в речи абитуриентов: «Есенин сравнивал березку с русской девушкой, описывая ее словами: грустная, плакучая, могучая, кипучая», «И литература, надев солдатскую шинель и сапоги, на долгие годы ушла в окопы и блиндажи» и т. д.

Самостоятельная работа по теме:

Выполнение упражнений.

Приведите к данным заимствованиям русские синонимы, укажите семантико-стилистические различия между ними. Объясните, почему приведенные слова закрепились в русском языке.

Импорт, экспорт, интервенция, эквивалентный, фатальный, коммюнике, инфантильный, агрессивный, аванзал, аванпост, сервис, круиз, мотель, кемпинг, комфорт, компромисс, агитировать, дебатировать.

Ситуационные задачи: Составьте текст, используя средства выразительности, которые вам известны.

Итоговый контроль знаний: Тестовые задания.

НАЗОВИТЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ АВТОР.

1. Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов)

1) гипербола;

2) сравнение;

3) метафора;

4) эпитет.

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает (Былина)

1) олицетворение;

2) сравнение;

3) эпитет;

4) гипербола.

3. Задремали звёзды золотые (С. Есенин)

1) олицетворение;

2) метафора;

3) антитеза;

4) эпифора.

4. Впереди – пустынный сентябрьский день (К. Паустовский)

1) эпитет;

2) сравнение;

3) парцелляция;

4) метафора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: