IN THE FIRST DECADES OF THE XXI CENTURY




СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА В РЭУ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА

Аннотация: Автором статьи рассмотрена научная и инновационная структура РЭУ имени Г.В. Плеханова в контексте исторического развития и на современном этапе. Представлены итоги мониторинга эффективности вузов министерства образования и науки РФ по результатам на 2014 г. Проведен сравнительный анализ развития научной и инновационной деятельности в ведущих московских вузах: МГУ имени М.В. Ломоносова, Финансового Университета при Правительстве РФ и НИУ ВШЭ.

Ключевые слова: наука, инновации, исследования, организационная структура, московские вузы.

STUDENT SCIENCE IN THE RGU NAMED AFTER G.V. PLEKHANOVA

IN THE FIRST DECADES OF THE XXI CENTURY

Annotation: the authors of the article reviewed the scientific and innovative structure of the PRU named after G.V. Plekhanov in the context of historical development and at the present stage. The results of monitoring the effectiveness of universities of the Ministry of education and science of the Russian Federation on the results for 2014 are presented. A comparative analysis of the development of scientific and innovative activities in leading Moscow universities: The Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Financial University under the Government of the Russian Federation and HSE.

Keywords: science, innovation, research, organizational structure, Moscow universities.

В настоящее время Российский экономический Университет им. Г. В. Плеханова – это ведущий научно-методический и учебный центр России, проводящий подготовку научных и научно-педагогических кадров посредством аспирантуры. Главной целью научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава Университета является подготовка специалистов, которые обладают современными профессиональными навыками и квалификацией в областях экономики, товароведения, техники и технологии. Претендуя на ведущие позиции в российских и международных рейтингах, РЭУ им. Г.В. Плеханова вместе с реализацией образовательных программ развивает мощный научный центр, созданный при Университете. Большое внимание уделяется повышению компетентностного уровня научной работы профессорско-преподавательского состава. В Университете сложились и успешно функционируют научные школы и центры, сотрудники которых активно включены в работу по решению фундаментальных и прикладных проблем социально-экономического и научно-технического развития России. За последние годы вырос объем проводимых научных исследований, увеличилось количество опубликованных монографий и научных статей в системах РИНЦ, Scopus. Достижения ученых Университета представлены в многочисленных публикациях и на научных форумах, в том числе международного уровня. В состав Университета входят 7 научных школ, 11 научно-исследовательских институтов, 1 Центр коллективного пользования,15 лабораторий, 1 студенческий центр финансовых исследований и Ситуационный центр Социально-экономического развития регионов РФ [6]​​.

Согласно отчетам о научно-исследовательской деятельности МИНХ им. Г.В. Плеханова за 1987 – 1990 годы объемы научных исследований и их финансирование имели определенную динамику. В 1987 году объемы научных исследований, выполненных Научно-исследовательским отделом, составили 2 780,5 тысяч рублей, в 1988 – 3 080 тысяч, в 1989 – 3 519,4 тысячи рублей, в 1990 – 3 518,3 тысяч рублей. Если рассматривать данную деятельность с точки зрения практики, то можно отметить, что с каждым годом происходило увеличение вовлеченности студентов в научную среду- было реализовано около 20 предложений. Все эти проекты были представлены и реализованы на множественных всесоюзных выставках (ВДНХ; НТТМ и другие). С каждым годом эти показатели росли.

В последующем экономическая академия стала одной из площадок для обсуждения экономической реформы, предложенный Г. Явлинским и Абалкиным. Несмотря на перестройку и ряд иных событий, которые повлияли на советский образовательный процесс довольно болезненно, ряд вузов, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и Плехановка, смогли сохранить, несмотря на все трудности, кадровый состав с наименьшими потерями. Это и многие другие обстоятельства (в частности тот факт, что в 1990-x было защищено в стенах академии десятки диссертаций не может не говорить о высокой степени подготовки), и позволило данному учебному заведению в начале 2000-x годов совершить прорыв.

Одна из особенностей менеджмента РЭУ во втором десятилетии XXI в. – разработка инноваций в учебном процессе. Руководство вуза регулярно обсуждало и проводило анализ научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий как инновационный комплекс. В сентябре 2008 г. на должность ректора был избран Виктор Иванович Гришин. Ректор отмечает, что в рамках национального проекта «Образование» были созданы «Сетевая учебная корпорация» и Ситуационный центр РЭА имени Г.В. Плеханова. Центр инноваций, Бизнес-инкубатор, Центр ситуационного анализа и прогнозирования экономики России составляли инновационную структуру вуза. Основными задачами этих подразделений были реализация закона по созданию хозяйственных обществ в вузах, популяризация и активация инновационной деятельности молодёжи и ее предпринимательской активности. Практиковалась коммерциализация идей и технологий, а также менеджмент-проектов.

К концу 2017 г. деятельностью в сфере инноваций стали подключаться НИИ и лаборатории, нацеленные на решение широкого круга задач. Лаборатория «Облачных технологий и аналитики больших данных» создана для решения различных экономических задач посредством передовых технологий – распределённых вычислений и облачных технологий [2]. Научная лаборатория «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» нацелена на выработку механизмов функционирования современной денежной системы, консультационные услуги бизнесу по финансовым рынкам и инструментам риск-менеджмента [4]. Создание централизованной системы учёта изданий и публикаций НПР Университета при помощи Информационно-библиотечного центра и Управления по информатизации стало решением проблемы публикационной активности научных сотрудников.

Результат теоретических и экспериментальных исследований представляются профессорско-преподавательским составом, научными работниками, студентами и аспирантами. Основные научные направления вуза сформатировались и утвердились в следующих областях: экономика, менеджмент, маркетинг, образование, история, право. Среди многочисленных достижений студенческой науки в 2009 г. можно выделить сорок студенческих проектов, поданных на конкурсы, и одиннадцать грантов, выигранных студентами.

Значительно увеличился объём научно-исследовательских работ в юбилейном 2012 г., когда РЭУ исполнилось 105 лет. Структура НИР изменилась за счёт возрастания доли привлечённых средств из региональных бюджетов и негосударственных источников финансирования. Объём НИР, выполняемых по договорам с хозяйствующими субъектами, увеличился до ста десяти млн. рублей [3].

Историческая ретроспектива научно-исследовательской деятельности Плехановки показывает, что ее традиционные участники и направления сохранялись в практике вуза и развивались, приспосабливаясь к новым требованиям, связанным как с реформой образования, так и с функционированием в условиях рыночной экономики. Уровень исследования вузом вопросов НИР и НИРС, разработка решения проблем с учетом специфики вуза свидетельствовали о новом качестве менеджмента в Университете.

Итоги мониторинга эффективности вузов министерства образования и науки РФ по результатам на 2014 г. показывают, что в десятые годы XXI в. Университет организовал устойчивое развитие с учётом общемировых тенденций. Это иллюстрируют приведённые таблицы.

Таблица 1

РЭУ в мониторинге эффективности вузов МОН в 2014 г.

Наименование показателя   Значение показателя вуза Пороговое значение
1. Образовательная деятельность   77,48 64,5
2. Научно-исследовательская деятельность   136,68 136,37
3. Международная деятельность   2,9 4,02
4. Финансово-экономическая деятельность   2778,16 2139,6
5. Инфраструктура   6,34 14,09
6. Трудоустройство   99,841 99,529
7. Дополнительный показатель   4,24 4,24

Таблица 2

Динамика показателя среднего балла ЕГЭ РЭУ

Год   РЭУ Пороговое значение
  77,02  
  77,48 64,5

 

Это время для РЭУ ознаменовалось решением задач применения компетентностного подхода, модульной структуры основных образовательных программ, балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, повышения объёмов и уровня научных исследований, компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Складываются благоприятные перспективы, традиции новаторства, высокий уровень менеджмента, инновационный дух первого экономического вуза России [1].

Стратегической целью Управления является усиление роли и научного вклада Университета в научно-образовательную деятельность, социально-экономическое развитие страны и регионов. Функциями деятельности Управления являются: мониторинг и обеспечение проведения фундаментальных и прикладных исследований и разработок, соответствующих профилю деятельности Университета и научным интересам ее ученых и специалистов. Научно-технический совет координирует научную деятельность, вырабатывает приоритетные направления НИР​​, проводит экспертизу качества выполняемых исследований в Университете.

Приоритетными направлениями научных исследований РЭУ являются:

1. Развитие предпринимательства.

2. Участие государства в экономике.

3. Региональная экономика.

4. Качество жизни, качество и безопасность потребительских товаров и услуг.

​5. Статистические исследования.

6. Система управления знаниями.

7. Управление образованием и экономика образования.

В настоящее время Научно-информационный библиотечный центр РЭУ им. Г.В. Плеханова – это центр информации и культуры, способствующий распространению знаний, духовного и интеллектуального общения. Центр постоянно развивает свою деятельность, направленную на информационную поддержку науки и образования.

С июня 2012 г. НИБЦ носит имя академика Леонида Ивановича Абалкина – выдающегося учёного, видного государственного и общественного деятеля страны, выпускника нашего Университета, в котором он проработал почти четверть века, и с этого времени называется «Научно-информационный библиотечный центр имени академика Л.И. Абалкина» (сокращённо НИБЦ). Для научной деятельности студентов в университете созданы научные школы. В состав этих образований входят: Экономическая теория - (региональное представительство); Народонаселение и экономика труда, Финансы и кредит. Данные научные школы имеют особый, значительный научный потенциал для решения актуальных проблем, как в социальной, так и в экономической сферах. Особенно важна научная школа Филиала в области народонаселения и экономики труда, возглавляемую директором Филиала проф. Абдурахмановым К.Х. Кафедра «Экономическая теория» Филиала является региональным представительством научной школы «Экономическая теория» Российского Экономического университета имени Г.В. Плеханова. Особенно продуктивным для научной деятельности студентов стал 2015 год. В течение 2015 года на базе кафедры «Финансы и кредит» была создана научная школа «Финансы и кредит» и, также, начал свою работу новый Коллегиально-совещательный орган - Совет по науке и инновациям. В состав данного Совета входят ведущие учёные этого филиала. В качестве научно-исследовательских работ для студентов преподаватели филиала проводили исследования в соответствии со своими научными интересами по заданиям государственных научно-технических и фундаментальных программ исследований, грантам и инициативным тематикам [6].

Для успешного развития науки, а также внедрения ее результатов в производство прежде всего зависит от знаний, практики и умений специалистов, выпускаемых вузами. Поэтому научно-исследовательская работа (НИРС) студентов "Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова" является одним из важнейших путей в повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием. Специалисты будут способны творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса: одной из самых главных целей развития научно - технического прогресса «Стратегии развития экономического факультета до 2020 года» является возрождение и создание конкурентоспособных научных школ с разными направлениями, которые смогут продуцировать современные фундаментальные и прикладные экономические исследования.

Для этого на факультете предполагается решить следующие задачи:

1. Создать методологический семинар факультета для межкафедрального обсуждения научных вопросов и дискуссий;

2. Поддержать участие научных сотрудников в межкафедральных, межфакультетских и международных исследованиях;

3. Проводить кооперацию с естественными факультетами МГУ для реализации совместных исследований и прикладных инновационных проектов;

4. Позиционировать факультет в качестве самого авторитетного центра оценки и экспертизы для органов власти и государственного управления;

5. Совершенствовать формы взаимодействия факультета с независимыми аналитическими центрами, зарубежными университетами.

В настоящее время на экономическом факультете развитие научных исследований происходит в рамках 7-и приоритетных направлений, утвержденных Ученым Советом факультета. Для каждого из направлений на кафедрах и лабораториях разрабатываются отдельные специальные темы. В 2018 г. на экономическом факультете разрабатывается 41 тема. Они охватывают значительный круг вопросов: начиная с переосмысления концептуальных основ экономической теории до разработки прикладных исследований, направленных на решение конкретных экономических задач.

Направления и темы (НИРС):

1. Развитие экономической теории на основе системного анализа, а также формирование российской модели инновационной экономики.

2. Исторические и философские аспекты экономической теории.

3. Институциональная организация экономических систем.

4. Развитие человеческого потенциала и социальной политики России.

5. Глобализация мирового хозяйства и Россия.

6. Структурные и технологические факторы развития российской экономики.

7. Проблемы и перспективы развития цифровой экономики.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы - это является основной целью научно-исследовательской работы студентов. В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности.

Студенты ВШССН МГУ активно участвуют в научной деятельности факультета. Ежегодно учащиеся представляют результаты научной работы в рамках проведения факультетом секции «Ломоносовских чтений»: «Исследование современного общества в парадигмах социологии и экономики знания», «Современное общество как объект исследования социальных наук». Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» формирует программу своего развития до 2020 года как один из элементов государственной образовательной стратегии [5].

Научное Студенческое Общество Финансового университета при Правительстве РФ было создано начало в 1946 году. Оно ставило несомненно важные задачи: развитие научной деятельности среди студентов, вовлечение их в науку, воспитание и создание образованных, умных, эрудированных и успешных личностей. Несмотря на тот факт, что страны под названием СССР больше нет, ВУЗ продолжает следовать заветам прошлого. Теперь приоритетными для университета являются научные исследования и информационно-аналитические разработки, осуществляемые по поручению Правительства РФ.

НСО достаточно обширно, оно состоит из Информативного отдела внешних связей научно организационного, отдела контроля Активистов- Вице председателей-их два человека. Возглавляет отдел непосредственно Председатель. Стоит лучше раскрыть какими методами пользуется этот университет для достижения своих целей.

Методы достижения задачи:

1. Организация международных научных студенческих конференций.

2. Форумы, фестивали, дискуссионные клубы. Всесторонняя помощь студентам в
осуществлении их научной работы.

3. Сотрудничество с российскими, зарубежными и международными организациями, что даст огромную возможность получить необходимые связи и знания для нашего
дальнейшего продвижения.

4. Выпуск СМИ, освещающих исследовательские работу студентов.

5. Пропаганда НСО в студенческой среде через содействие исследовательским группам
и любым другим формам научной деятельности студентов.

Формами научной деятельности, которые предоставляет ВУЗ, являются:

1. Научно-исследовательская работа научно-педагогических работников и обучающихся
по профильной для Финансового университета тематике.

2. Научно-исследовательская работа студентов.

3. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

4. Организация и проведение научных мероприятий (конференций, форумов, семинаров).

5. Создание научных статей и публикаций.

В числе выпускников вуза многие известные люди страны: государственные деятели, финансисты, предприниматели, учёные, представители культуры и спорта. В рейтинге вузов России, подготовленном порталом «Типичный абитуриент», Финансовый университет занимает 5 место в рейтинге «Социально-экономические вузы». Все это в совокупности свидетельствует о высоком качестве подготовки в этом университете [7].

Студенческая научная деятельность ВШЭ достаточно разнообразна и дает большие возможности для студентов. В НИУ ВШЭ существует более 220 научных подразделений. Для этого были созданы отдельные институты: Научные институты; Исследовательские центры; Международные лаборатории; Научно-учебные лаборатории; Научные лаборатории ЦФИ.

Научная деятельность университета осуществляется в нескольких направлениях:

1. Фундаментальные исследования, нацеленные на развитие общественных наук и применение, которых используются для решения важных социально-экономических задач. Все проекты исследований всегда проходят через систему независимой внешней оценки. Проекты в основном связаны с здравоохранением, образованием, общественным благосостоянием, микроэкономикой, экономическим и технологическим развитием.

2. Прикладные исследования, помогают университету построить прочную модель взаимосвязи между наукой, бизнесом и обществом.

3. Мониторинги, служат источником важной информации для государственных служб, компаний средств массовой информации и других. Среди самых употребляемых - Мониторинг делового климата организаций реального сектора и сферы услуг, Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения, Мониторинг качества приема в вузы. В тоже время в НИУ ВШЭ регулярно проходят академические дискуссии с участием международных экспертов. Наиболее знаменитым является академическое событие-ежегодная Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества.

Студенты ВШЭ могут вступать в различные кружки и принимать участие во многих событиях. Такие как:

1. Научные кружки, семинары и клубы. На многих кафедрах факультета созданы многие кружки, клубы и семинары, в которых студенты могут принимать участие. Например, наиболее популярные из них: Клуб любителей уголовного процесса, регулярные мастер-классы «Забытые имена науки финансового права». А также научные семинары:

- «Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах – членах Таможенного союза ЕврАзЭС»;

- «Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС»;

- «Налоговые деликты: правовые пределы международного налогового планирования»;

- «Казна и бюджет: доходы от публичного имущества».

2. Научные конференции, круглые столы. Самые важные из них-это студенческие научные конференции, круглые столы, в дальнейшем участники смогут опубликовать свои доклады в сборниках. Еще ежегодная межвузовская научно-практическая конференция «Новеллы трудового права» и конференция «Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня», а также ежегодные весенние «Дни науки».

3. Конкурс научных студенческих работ (НИРС). Студенты имеют возможность принять участие в ежегодно организуемом НИУ ВШЭ конкурсе научных студенческих работ (НИРС). Победители конкурса получают специальные дипломы и призы, а также публикация работы в Сборнике научно-исследовательских работ студентов НИУ ВШЭ.

4. Ежегодный научный студенческий сборник «Право. Гражданин. Общество. Экономика».

5. Летние студенческие школы. Ежегодно ВШЭ и факультет права проводят летние студенческие школы в различных тематиках, где участвуют студенты.

6. Научно-учебные группы. В НИУ ВШЭ и на факультете преподаватели и студенты осуществляют научные проекты в рамках научно-учебных групп, финансируемых Научным фондом.

7. Международные и российские конкурсы по праву. Самые известные: конкурс по международному праву имени Филиппа Джессопа, конкурс по международному коммерческому арбитражу имени В. Виса, конкурс «Модель Международного уголовного суда», Всероссийский конкурс по конституционному правосудию.

В итоге вся научная активность студентов ВШЭ, поощряется виде ежегодно назначаемых для студентов повышенных стипендиях. Помимо всего, для студентов это возможность получить богатый опыт в научной среде и внести свой вклад в эту сферу. Также проявить себя и узнать много нового, расширить свои горизонты в науке и познакомится с новыми людьми. Студент сможет получить полезные навыки, которые помогут ему в дальнейшем. Научная деятельность ВШЭ помогает студентам стать более опытными в изучаемой среде [8].

Автор предлагает сравнить научную студенческую деятельность представленных выше ВУЗов. Каждый ВУЗ предоставляет студентам платформу для научной деятельности. Научно-исследовательская деятельность студентов РЭУ им. Плеханова организуется на базах различных научных школ. В МГУ основной платформой является НИРС – научно-исследовательская работа студентов. Каждый факультет вуза разрабатывает свои приоритетные направления, утверждаемые Ученым Советом факультета. Система НИРС позволяет студентам развивать различные виды творческой деятельности, внося в свою работу элементы научного подхода. В МГИМО Научное Студенческое общество, которое позволяет студентам публиковать свои научные работы, принимать участия в различных научных студенческих конференциях и проектах. Но наиболее благоприятную среду для развития научной деятельности студентов предоставляет НИУ ВШЭ, проводя свою научную деятельность в фундаментальных и прикладных исследованиях, а также в мониторингах. НИУ ВШЭ не только организует различные научные мероприятия, конкурсы, семинары и клубы, но и создает летние студенческие школы и поощряет студентов за научную деятельность. Таким образом, платформа, предоставляемая НИУ ВШЭ для научной деятельности студентов, на сегодняшний день является одной из лучших в России.

Список литературы:

1. Корнилова И.М. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова на рубеже XX–XXI вв.: реформы, инновации, «плехановцы»: монография / И.М. Корнилова, Т.И. Савинченко, И.В. Тарасова, А.С. Фомина. — Москва: КНОРУС, 2018. - С. 122.

2. Пуголовкина К.И., Савинченко Т.И. Тенденции в развитии высшего образования: тенденции и современность. // Россия и мир в поисках новых решений: экономика, право, гуманитарные науки. Доклады научно-практической конференции под общ. Ред. Ф.Л. Шарова. 2017. - С.374 – 377.

3. Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова – крупнейшему вузу страны – 110 лет. (Страницы истории). – М.: ЗАО «Гриф и К», 2016.

4. Савинченко Т.И., Соколов М.В. Роль МИНХ – РЭА им Г.В. Плеханова в повышении экономической эффективности предприятий промышленности и торговли в 80 – е – начало 90 – х годов XX в. // Современная научная мысль. №5/2017. - С. 56 – 64.

5. МГУ имени М.В. Ломоносова. Электронный ресурс: www.msu.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).

6. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Электронный ресурс: www.rea.ru/ru/pages/academiclife.aspx (дата обращения: 19.10.2018).

7. Финансовый университет при Правительстве РФ. Электронный ресурс: www.fa.ru/Pages/Home.aspx (дата обращения: 24.10.2018).

8. НИУ ВШЭ. Электронный ресурс: www HYPERLINK "https://www.hse.ru/". HYPERLINK "https://www.hse.ru/"hse HYPERLINK "https://www.hse.ru/". HYPERLINK "https://www.hse.ru/"ru HYPERLINK "https://www.hse.ru/"/ (дата обращения: 23.10.2018).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: