С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?




Вступительное слово учителя

Государство часто бывает похоже на возглавляющую его личность. Так, благодаря личным качествам Петра I Россия, как никогда раньше заставила Европу считаться с ее интересами, стала влиять на политический «климат» всего континента. Петр I хорошо понимал: чтобы сделать Россию могучей европейской державой – ей необходим выход к морским просторам, широкий торговый обмен с мировым обществом. И стал добиваться этого любой ценой. Его не смутило то, что он, юный государственный деятель, смело ввязался в борьбу за освоение для России прибалтийского побережья у самого известного в то время авторитета Европы шведского короля Карла XII и достиг цели, победив в Северной войне, длившейся 21 год. Победа под Полтавой стала для России первым серьезным испытанием на пути к своему существованию, на пути к могуществу и славе.

 

Сравнение образов Петра первого и Карла 12. Работа в группах.

1 группа – анализ текста отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

2 группа – описание портретов Карла XII и Петра I с помощью пяти прилагательных.

3 группа – работа с историческими справками: подчеркнуть в тексте фразы, отдельные слова, характеризующие личности полководцев.

 

Обсуждение результатов работы в группах.

 

1 группа – анализ текста. Слайды 3-4.

 

Ожидаемый результат:

Петр I Карл XII
«Он весь, как божия гроза», «глаза сияют», «Лик ужасен» («прекрасен») «могущ и радостен как бой» «он бледен, недвижим», «тихо в думу погрузился», взор «смущенный», движение руки «слабое»

- Какой литературный прием использует автор для сравнения? (Антитеза).

 

Петр воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства Немощность Карла XII символизирует закат его государства

 

Группа 2. Подтверждает использование литературного приема на основе личного восприятия портретов полководцев. Слайд 5

Группа 3. Подтверждает информацией из исторической справки. Слайды 6-7

 

4. Выстраивание ассоциативного ряда по тексту отрывка, фронтальная работа. Слайд 8.

 

Каждая строчка, полстроки и даже просто слово вмещает в себя целую картину.

- Как мы ощущаем события?

- Какие приемы использовал автор?


1 вариант выбирает глаголы из данного текста

2 вариант выписывает имена существительные, отражающие картину боя 8. Закрепление и проверка усвоения изученного материала. Слайды 12-14

 

Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке.

Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I.

2. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употреб­ляемое А. С. Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником бит­вы? «Мы» — это

а) армейские командиры

б) русская армия, войска

в) Россия, ее будущее

3. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в при­веденном описании боя?...Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон...

а) зрительное восприятие

б) звуковое восприятие

в) духовное состояние

4. С.М. Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» — изобра­жение Полтавского боя как великого исторического события, поставив­шего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического со­держания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подго­товлена всем развитием петровской России, что это была битва за су­ществование целого народа, за будущность России».

а) Что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сраже­нии?

б) Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме?

5. Л.Н. Соколов замечает, что «Петр как исторический деятель и как личность — полная противоположность Карлу».

а) С какими целями участвовали в битве Петр и Карл?

б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в поэме проявляется в их внешности и поступках?

в) Как автор выражает свое отношение к императорам?

С какой целью Петр I решает «...в Европу прорубить окно»?

а) расширить торговые отношения с Европой

б) «...назло шведу»

в) так было «суждено» Петру I

г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и воз­высить ее роль на международной арене

Какой смысл вложен в строки «...Горит восток зарею новой»?

а) начало нового дня

б) алые отблески лучей солнца

в) восхождение России

наиболее ярко

 

г) отблески пожаров в Полтаве

С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?

а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей

б) спокойный, рациональный анализ

в) восхищение, упоение боем

9. Д.Д. Благой считает, что «"Полтавой" Пушкин осуществил ве­ковое задание — создать высокохудожественную героическую поэму о Петре».

а) Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» — поэма о Петре?

б) Как вы думаете, почему поэма была названа «Полтава»?

10. С.М. Петров пишет: «Петр выступает во введении и как по­коритель самой природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизаций над той Дикостью и отсталостью, которые до него веками царили "на берегу пустынных волн"».

а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы во вступлении?

б) Что рассказал А.С. Пушкин о дикости и отсталости некогда пустынных мест, преображенных волею Петра I?

в) Действительно ли, во вступлении царь показан как вопло­щение победы культуры и цивилизации?


 

Глаголы Существительные
Грянул, рубятся, прыгают, разят, колет, рубит, режет, роют, шипят и т. д Груды тел, гром, топот, скрежет, ржанье, стон, бой, клики,

 

Итоговая фраза: «и смерть, и ад со всех сторон». Слайд 9.

Вывод: текст звучит отрывисто, в такт сражению. Автор передает стремительность боя, его напряженность (бой грянул, конница летучая, и др.) и в то же время кровавую беспощадность происходящей битвы.

5. Дискуссия по предложенным цитатам. Слайд 10

1. Ю. М. Лотман замечает, что «только отказавшийся от всего личного Петр сохраняет право на память потомков».

2. А. И. Герцен писал: «Петр I — самый полный тип эпохи, при­званный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего».

(Начатая на уроке дискуссия предлагается в качестве домашнего задания: приведите аргументы «за» и «против»).

6. Итог урока. Слайд 11.

Пушкин, живущий столетием позже Полтавы, воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью»…

Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

 

7. Домашнее задание. Слайд 11.

1. Выучить наизусть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава».

2. Письменное творческое задание. Приведите аргументы «за» и «против» высказывания критиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: