Личность психолога–консультанта как основной инструмент консультирования. Феноменология профессионального взаимодействия с клиентом




Сессия 2

В практике кризисного психологического консультирования основополагающим является вопрос определения значимости роли личности консультанта для построения эффективного консультативного контакта. Самый общий ответ о роли личности консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в осознании ответственности за свою жизнь, выявлении своих внутренних резервов, устранении факторов, мешающих их использованию и принятии решения о дальнейших своих действиях. Для решения этой задачи необходимо определить следующие три позиции. Кем является консультант для клиента и для себя, что он делает, чтобы обеспечить максимальный уровень раскрытия клиента и насколько личность консультанта обеспечивает первое и второе положение данного предложения для эффективного консультативного контакта. Иными словами основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта, а его профессиональная эффективность определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, авторы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. Без последнего фактора консультирование становится бездушным, механистичным и малоэффективным процессом. Ведь, собственно, взаимодействие консультанта и клиента является в первую очередь «отношением», и только после «технологией». А изменения в состоянии и поведении клиента происходят вследствие отношения принятия со стороны консультанта.

Что бы ответить на вопрос «Кем является консультант?» опишем модель личности эффективного консультанта. Речь идет, конечно, о некоей «идеальной» модели, к которой стремиться каждый эффективный консультант в некотором приближении, дополняя ее собственными находками и особенностями. Требуемые качества, совершенно не обязательно могут быть «врожденными», а развиваться в течение жизни и профессиональной практики.

В современной консультативной психологии проведен ряд исследований сочетания свойств и качеств личности психолога, которое является оптимальным для поддержания консультативного контакта и достижения целей консультирования. Анализируя работы Ф. Адлера[1], А. Айви[2], Х. Буркса и Б. Штеффера[3], Дж. Бъюдженталя[4], Р. Кочюнаса[5], В. Меновщикова[6], Р. Мэя[7], Р. Нельсона–Джоунса[8], К. Роджерса[9], Д. Блохера[10], К. Кельзо и Б. Фретца[11], Р. Джоржа и Т. Кристиани[12] попробуем сформулировать факторы, образующие примерную модель личности эффективного консультанта. Описание модели личности эффективного консультанта начнем с черт, мешающих установлению эмпатийного контакта и отношений доверия, затрудняющих продвижение динамики консультативного процесса: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег.

Таким образом, мы приблизимся к модели личности эффективного консультанта.

1. Аутентичность (соответствие самому себе) означает, что психолог - консультант ведет себя в соответствии с теми чувствами, которые испытывает, не прячась за «маски». При решении возникающих жизненных задач позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы и принимает на себя ответственность за свой выбор.

2. Уважение к собственному опыту – это искренность и осознанность в восприятии собственных чувств и мыслей. Только уважающий свой, пусть даже негативный, опыт консультант способен с пониманием и уважением отнестись к переживаниям клиента по поводу его трудной жизненной ситуации. Только осознавая, а, не подавляя свои эмоциональные реакции можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства иррационализируются и становятся источником неконтролируемого поведения.

3. Самопознание увеличивает возможность осознанного поведения. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно, каковы его жизненные ценности и принципы, в чем его сила и слабость в межличностных отношениях. Причем этот процесс осознавания является динамическим.

5. Толерантность к неопределенности. Единственным постоянством профессии психолога - консультанта является ее постоянная изменчивость, создаваемая неопределенностью при взаимодействии с клиентами. Такие качества, как уверенность в своих профессиональных и личностных силах, интуиция и адекватность чувств, умение принимать адекватные решения и способность к полезному риску, позволяет переносить напряжение и неизвестность.

6. Осознание личной ответственности за собственные действия, позволяет свободно и сознательно соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивную конфронтацию, конструктивно воспринимать критику.

7. Система ценностей консультанта напрямую влияет на эффективность консультативного процесса.

Существуют две крайние позиции в отношении того, в какой степени ценности консультанта должны быть проявлены им в процессе консультирования. Одна из них — во время консультирования специалист должен быть ценностно-нейтральным [13]. Преимущество этого мнения в том, что в процессе консультирования клиент имеет возможность сформулировать собственную уникальную систему ценностей.

На противоположном полюсе находится позиция консультанта – педагога. Согласно этому мнению консультант открыто демонстрирует клиенту свою систему ценностей, поскольку нейтральность в ценностных вопросах побуждает клиента считать приемлемым пагубное с моральной и правовой точек зрения поведение.

Такой подход позволяетконсультанту действовать в рамках социально-психологической парадигмы, предполагающей неприятие насилия одной личности над другой и деструктивного и саморазрушающего (например, суицидального) поведения, помогает поставить перед клиентом вопрос о пагубных с моральной и правовой точек зрения видах поведения (например, в случае консультирования по вопросам воровства у детей и подростков). Открытое демонстрирование консультантом своих ценностей может быть эффективно в случае консультирования по вопросу поиска клиентом собственных ценностей и жизненных смыслов, так как дает представление об уникальности личных смыслов и ценностей и активной роли личности в их поиске и создании.

В реальной ситуации консультирования невозможно полностью исключить ценности консультанта, если консультирование понимать как отношения двух людей. Консультант должен четко знать свои ценности и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто в непонимании клиентом собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений. Консультант должен осознавать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания собственной позиции клиентам.

8. Способность к эмоциональной близости. Эффективному консультанту свойственна глубина отношений с другими людьми и преодоление страха эмоциональной близости и отвержения.

9. Постановка реалистичных целей в работе вытекает из осознания консультантом ограниченности своих возможностей. Ни один консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ и ему приходится отказываться от стремления стать совершенным.

10. Эмпатичность является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта. О ней более подробно написано в главе о построении терапевтического климата.

Обобщая описанные выше требования, предъявляемые к личности психолога - консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это, прежде всего, личностно и социальнозрелый человек. Личная зрелость консультанта проявляется в том, что он успешно решает свои жизненные проблемы по мере их возникновения, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Социальная зрелость консультанта проявляется в том, что он способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде, при этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами эффективного человека. К такой модели и стоит стремиться консультанту, если он желает быть не техничным ремесленником, а мастером психологического консультирования[14].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: