Характеристики и виды родительской любви.




Родительская любовь как психологический феномен.

А. С. Спиваковская определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья.

По мнению В. А. Сухомлинского, родительская любовь есть могущественная сила воспитания, это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Родительская любовь обеспечивает наличие чувства безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу.

Родительская любовь, как всякий динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое включает: становление, формирование и преобразование.

Становление — созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.

Формирование — оформление, обретение формы и совершенствование родительской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

Преобразование — саморазвитие, смена основного направления родительской любви.

На основе этого можно выделить три составляющие родительской любви:

1. Биологическая составляющая. Включает инстинктивный (биологический) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности «любить» своего ребенка.

2. Психологическая составляющая включает эмоционально-чувственный (эмоциональная сфера сознания родителя) и когнитивный компоненты.

Эмоционально-чувственный — это сфера глубоких личностных, субъективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием-неудовольствием, комфортом-дискомфортом, стеничностью-астеничностью; воспоминаниями, предчувствиями родителя по поводу ситуаций взаимодействия с ребенком. Эмоционально-чувственный компонент включает: инстинктивно-аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др.).

Когнитивный компонент (рациональный) психологической составляющей родительской любви предполагает наличие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения), а также способность контролировать и регулировать проявление родительской любви. Представления о том, что есть родительская любовь, в сознании родителя отражены в когнитивных репрезентациях.

3. Социальная составляющая включает поведенческий компонент, семейные нормы и правила.

Поведенческий компонент предполагает проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.

Социальная составляющая реализуется во взаимодействии родителя и ребенка, семьи и общества в целом. Необходимой составляющей взаимодействия родителя и ребенка является общение. Стиль общения родителя и ребенка отражает качественный характер родительской любви.

Кроме того, социальная составляющая родительской любви реализуется в семейных нормах и правилах.

Характеристики и виды родительской любви.

Леонтьев выделил основные характеристики:

1. Контекстуальность — она проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуации детско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту ситуацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и трансформациям в ней.

2. Интенциональность — целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление движения — направление на ребенка.

Житейские характеристики:

1. Родитель, любящий своих детей, дорожит ими. Он высоко их ценит и отводит им высший приоритет. Помимо супруга дети значат для него все. Все остальное должно быть на втором месте. Дети — это сокровище мамы и папы.

2. Родитель предан своим детям, он нежно заботится о них и внимателен к их нуждам и чувствам. Он защищает своих детей и бдительным оком следит за их безопасностью. Если было бы нужно, он без малейшего колебания отдал бы свою жизнь, чтобы защитить их от зла или сделать их счастливыми. Он проявляет свою любовь с теплотой и нежностью. Все эти реакции возникают естественным образом — без усилий или предварительных раздумий — из сильного и нежного чувства.

3. Родитель, который сильно любит своего ребенка, будет делать все для его блага. Иногда это означает, что родителю придется страдать и идти на жертвы ради благополучия ребенка. Иногда это подразумевает, что ребенку придется бороться с трудностями или принимать последствия своего поведения. Какими бы ни были обстоятельства, любящий родитель стремится делать то, что будет для ребенка лучше всего, послужит его благополучию, успеху и счастью.

А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:

 

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в проблемах.

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанно оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т. п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

6. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».

7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула:«мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от чудовища».

https://lektsii.org/16-69080.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: