Музыка
Дата: 23.11.2020. 1 класс
Тема: Мелодия – главный носитель содержания в музыке.
П. И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (слуш.)
В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»; «Два весёлых гуся». (исполн.)
Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Сегодня мы убедимся и докажем, что мелодия есть в любом произведении.
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора
Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».
Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (наверное, произведения этого альбома будут рассказывать о детях)
Правильно! Этот альбом состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.
Прослушайте «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, перейдя по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo
- Как звучал марш?
- Какой темп был? (подвижный, быстрый)
- Какой характер? (радостный)
- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
- Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
Попробуем найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Получается?
|
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
- Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Правильно! Пока будет звучать вальс, попробуйте двигать руками под эту музыку.
Прслушайте «Вальс» П.И.Чайковского
https://www.youtube.com/watch?v=NvhtT3lWPVkhttps://www.youtube.com/watch?v=NvhtT3lWPVk
Какие движения вы выполняли? (движения полёта, кружения, лёгкости,)
Скажите, можем ли мы напеть мелодию вальса? (конечно, она легкая, плавная скользящая)
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях.
Сегодня на уроке мы с вами также исполним всем с детства знакомые песни. Первая песня – это песня Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик». Я думаю слова этой песни вам хорошо знакомы. Исполните ее, перейдя по ссылке:
https://ok.ru/video/2395686179139
Также, пропойте песню-потешку «Два веселых гуся», перейдя по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=OQRNkqc4l-U
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали, что мелодия есть в любом произведении)
- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш и вальс)
- Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
- Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
- Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
В свободную минуту посмотрите видео, перейдя по ссылке оно поможет вам лучше понять, что такое мелодия:
https://www.youtube.com/watch?v=JMhEGxTuLqE&feature=emb_logo