Классификация методов в возрастной психологии




В психологии выделяется четыре группы методов. К первой группе методов, называемые организационные, относятся: сравнительный, лонгитюдний и комплексный.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми).

В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных» срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрасту с целью выявления динамики психического явления, которое изучается. Одним из таких исследований является работа А.А. Смирнова и его сотрудников по проблемам памяти, где сопоставляются особенности некоторых процессов мышления у дошкольников, школьников и взрослых людей.

Параллельно с сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдний метод. Он предусматривает многократное обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применение этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития.

Например, французский психолог Р. Зазю в течение многих лет исследовал одни и те же пары однояйцевых близнецов, что позволило объяснить формирование личностных отличий между ними влиянием социальной среды.

В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие представители других наук. Эти программы создаются, как и правило, для решения масштабных задач.

При комплексном исследовании одного объекта имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психологического, социального развития личности.

Ко второй, самой широкой группы методов относятся эмпирические методы получения научных данных. К этой группе относятся: методы наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, вопросники, социометрия, интервью и беседа), анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода), биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации и т.д).

Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описанием случаев, которые наиболее полно выражают типы и варианты) анализы.

Четвертая группаинтерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяют фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Рассмотрим более детально эмпирические методы исследования, которые могут и должны использоваться в практике педагога.

Метод наблюдения. Научно-психологическое наблюдения требует определенных знаний и подготовки. Чтобы успешно изучать психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимику), а главное — научиться правильно толковать психологическое значение этих внешних проявлений. Недостаточно заметить изменение в выражении лица, нужно понять, что оно означает.

Изучение психики ребенка не должно сводиться к случайным наблюдений отдельных действий, высказываний. Только систематическое, тщательно продуманное изучение ряда поступков и высказываний может выявить действительные особенности психики человека, установить закономерности развития и изменения.

Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка. Поступки и слова детей подробно записываются, а затем анализируются. Записи могут быть сплошными и выборочными. Сплошные записи используются, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения в течение дня. Эти записи обрабатываются после тщательного анализа и обобщения и служат материалом для составления характеристики ребенка.

Выборочная запись используется там, где нужно знать только отдельные проявления психической деятельности. В данном случае тетрадь для записей разделяется на графы: в одной записывается все, что показывает отношение к сверстникам, во второй — отношение к старшим, в третьей — отношение к семье и т.д.

Педагогу для познания детей необходима наблюдательность. Опытный педагог по незначительными внешними показателями может определить психическое состояние ученика. Наблюдая внешние проявления, учитель в некоторой степени способен предсказать поведение ребенка.

Приведем пример схемы дневника наблюдения (табл. 1.1):
Ценный материал дают дневники родителей, отражают развитие ребенка. Дневник, систематически заполняется, дает относительно полную историю развития ребенка.

Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы пронаблюдать формирования психических качеств, возникновение и развитие отдельных психических процессов и т.д.

Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдения. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдения — один из вспомогательных методов психологии. Оно используется как компонент других методов в виде словесного отчета подопытного.

Экспериментальный метод. Эксперимент — изучение психического явления, условия выявления и развития которого создаются искусственно, специально. Эксперименту, как правило, предшествует выявление гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.

Сравнивая экспериментальный метод с методом простого наблюдения, можно выделить определенные преимущества эксперимента:

1. В эксперименте исследователь не ожидает случайного выявления психических процессов, которые ему интересны, а сам создает условия, и вызывает эти процессы у «подопытных.

2 В эксперименте исследователь может целенаправленно изменить условия, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким приведет последствиям. Тем самым он может изменить ход психических процессов.

3. В экспериментальном исследовании должно быть обязательный учет условий протекания эксперимента.

4. Один и тот же эксперимент можно провести с большим количеством испытуемых. Это позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от того, насколько условия проведения эксперимента естественные, он делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент долгое время применялся как единственный экспериментальный метод, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов.

Зависимости от того, что является задачей эксперимента — качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом.

Тесты — это краткие экспериментальные приемы, которые применяютються для выявления уровня психического развития личности.

Впервые термин «тест» ввел американский психолог Ф. Гальтоном, а получил он широкое распространение благодаря исследованиям Д. Кеттела. Французский психолог А. Бине ввел новый вид эксперимента — синтетический эксперимент, который стал образцом теста. В 1896 г. А. Бине напечатал свою первую серию тестов для изучения личности. Но эти исследования были недостаточными, поскольку процессы изучались изолированно друг от друга.

Кроме того тесты имеют ряд недостатков. Так, в них не обосновывается, почему для исследования взяты именно эти качества, а не другие. Другим их недостатком является отсутствие психологического, качественного анализа ответов учеников.

Анкета — метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Ребенку предлагают ответить на ряд вопросов. Анкета может быть рассчитана также на получение материала, что касается других лиц.

Ценность материала, получаемого при анкетировании находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы необходим интерес и отсутствие предвзятости исследованию, доверие к исследователю.

При составлении анкеты возникают особые проблемы. По содержанию анкета должна охватывать только определенную область. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, который касается мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами: «почему именно так?» Это необходимо для того, чтобы при обработке данных можно было отвечать только «да» или «нет», подчеркнуть или вычеркнуть то или иное место в анкете. Такие данные не подвергаются никакой обработке, кроме количественной (такие вопросы называются закрытыми.

При анкетировании следует учитывать, что человеческая мысль, выраженная в форме вопроса, всегда имеет то или иное влияние на опрашиваемого, поэтому нужно максимально отграничить его от внушения. Чрезвычайно важной в методическом отношении является проблема формулировки вопроса. Можно выделить несколько форм вопросов.

Большое влияние имеют вопросы-предположения («Какие телевизионные передачи ты любишь смотреть?»), ожидающе вопросы («Не любишь ты смотреть телевизионные передачи?»), не совсем разделительные вопросы («Любишь ты смотреть телевизор или кино?»). Наименьшего внушения должны оказать полностью разделительные вопросы («Любишь ты смотреть телевизор или нет?»). Наиболее благоприятной формой вопросы есть определяющие вопросы («Что ты любишь заниматься в свободное время?»).

Перед массовым анкетированием необходимо провести пробные опыты с анкетами-проектами. После этого анкеты подвергаются окончательной редакции.

Для определения связей и отношений детей в группе используется социометрические методы. Ученикам дается задание: «Укажи, с кем бы ты хотел дружить, с кем бы ты хотел сидеть за одной партой. Или: «Тебя выбирают в комиссию по организации классного вечера. С кем бы ты хотел работать? ». Как правило, на помощь детям разрабатывается опросник, который помогает конкретизировать свои отношения.

Вопросы могут иметь следующий вид:

1) мой лучший друг.
2) мои товарищи;
3) не товарищи, но хорошие ребята.

Исследуемом нужно поставить соответствующий ранг напротив фамилии ученика.
В ходе социометрического исследования строится социографическое выражение математической обработки результатов, полученных с помощью социометрического теста. Социограма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, присутствие социометрических «звезд» (которых избирает большинство опрашиваемых), «париев» (от которых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами.

Социограма также позволяет представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, меру организованности группы в целом. При построении социограмы пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонения, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение.

Референтометрия — один из социометрических методов, направленный на выявление референтности каждого из членов группы. Референтометрия включает две процедуры: предыдущая (вспомогательная) представляет собой выяснение посредством опрашиваемого листка позиции (оценок, отношений, мыслей) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет личностей, позиция которых отражена в опросном листе, является наиболее привлекательной и интересной для других испытуемых. Данный метод позволяет выявить мотивы межличностных отношений и выбора, предпочтений в группе. Данные, полученные с помощью референтометрии, прорабатываются математически и могут быть выражены графически.

Беседа и изучение продуктов деятельности. Для изучения учащихся часто используют беседу, которая может дать ценный материал для познания ребенка. Успешность беседы зависит от степени его подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и т.д.) и от открытости ответов.

Важную роль играет беседа с учениками, во время которой раскрываются условия их жизни, влияние на них взрослых, художественной литературы и др. Такой материал позволяет выяснить особенности формирования личности учащихся: их характера, темперамента, интересов и способностей. Объективность сообщенных в беседе данных во многом зависит от такта учителя, его умение выяснять различные обстоятельства. Например, для выявления моральных чувств учеников можно провести беседу о героях просмотренного фильма или прочитанной книги.

Вторым вариантом беседы получила широкое распространение в детской психологии, является клиническая беседа, разработанная выдающимся швейцарским психологом Ж. Пиаже. Она является своеобразным сочетанием беседы с экспериментом. Ребенка ставят в условия, которые требуют от нее решения специально подобранных задач и ответов на поставленные вопросы.

Например, экспериментатор дает ребенку комок глины и просит сделать другую такого же размера и формы. После того как ребенок выполнила задачу, экспериментатор изменяет форму кусков или делит их на несколько частей, а затем ставит ребенку ряд вопросов для выяснения того, считает ли ребенок эти куски одинаковыми по массе и объему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: