Укажите две характеризующие его черты (признаки).




Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) Дан ответ, например:

- описываемое в задании явление - социальная мобильность, одна из ее форм - миграция.

 

2) Приведены характерные черты, например: приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как:

- групповую (охватывает множество людей);

- территориальную (географическую) (люди меняют местожительства);

- горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Могут быть приведены иные формулировки.

Задание 27 № 1589 Нередки ссоры и кон­флик­ты между друзьями, свя­зан­ны­ми узами мно­го­лет­ней дружбы. Ученые-социологи опро­си­ли две груп­пы людей (20–25-ти лет и 40–50-ти лет), задав им общий вопрос: «Как вы обыч­но поступаете, если у вас с вашим другом, близ­ким человеком про­изо­шла ссора?»

Результаты опро­са были обоб­ще­ны и со­став­ле­на диаграмма «Отношение к кон­флик­там и ссо­рам с друзьями» (%).

 

 

Укажите два ос­нов­ных различия в по­зи­ци­ях респондентов в оцен­ке конфликтов с друзьями. При­ве­ди­те не менее двух объ­яс­не­ний данных различий.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) Ука­за­ны два отличия, например:

– мо­ло­дые люди в боль­шей степени максималисты, они не склон­ны к компромиссам, они полагают, что важ­нее настоять на своем, чем со­хра­нить дружбу;

– люди сред­не­го возраста боль­ше дорожат дружбой, боль­шин­ство опрошенных ре­спон­ден­тов среднего возраста, в от­ли­чие от молодежи, полагают, что друж­ба важнее взгля­дов и позиций.

2) При­ве­де­ны объяснения, например:

– с воз­рас­том люди понимают, на­сколь­ко важно иметь друзей, их друж­ба проверена временем. Если они со­хра­ни­ли друзей с молодости, значит, дей­стви­тель­но были тер­пи­мы к инакомыслию, слу­ша­ли друзей и при­ни­ма­ли их точку зрения;

– мо­ло­дежь пока не имеет до­ста­точ­но­го нравственного и со­ци­аль­но­го опыта, более эго­и­стич­на и склон­на слушать пре­жде всего самих себя; цен­ность дружбы мо­ло­де­жью осознается пока не пол­ной мере, так как пока мало пережито.

Могут быть при­ве­де­ны иные объяснения.

Задание 27 № 1885 В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

 

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

– социальные нормы;

– социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример.

Задание 27 № 1922 В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано социальное явление.

- социальная стратификация

2. указаны три факторы, определяющих это различие, допустим:

- экономический

- политический

- профессиональный

Могут быть названы иные факторы

Задание 27 № 2456 В ходе социологического опроса 2007 г. (Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде.

(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.)

Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

Пояснение.

В от­ве­те должны быть сле­ду­ю­щие элементы:

1) три вывода, допустим:

− боль­шин­ство россиян (независимо от пола) считают, что муж­чи­ны и жен­щи­ны имеют рав­ные права;

− в то же время среди мно­гих опрошенных жен­щин распространено мнение, что жен­щи­ны имеют мень­ше прав, чем мужчины;

− среди муж­чин больший про­цент чем среди жен­щин считают, что жен­щи­ны имеют боль­ше прав, чем мужчины

2) обос­но­ва­ние одного из них, например:

− Тот факт, что боль­шее число муж­чин (чем женщин) считают, что у жен­щин больше прав, может быть объ­яс­нен следующим: ре­спон­ден­ты исходили из того, что во мно­гих семьях ав­то­ри­тет матери го­раз­до выше ав­то­ри­те­та отца.

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны и обос­но­ва­ны другие адек­ват­ные выводы.

Спрятать пояснение ·

Задание 27 № 2457 в одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

− социальные нормы;

− социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример

Задание 27 № 3476В стра­не Н. со­хра­нил­ся старинный сва­деб­ный обычай упла­ты калыма за невесту. Как правило, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся родителями же­ни­ха и невесты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на свадьбе. Жен­щи­на переезжает в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем строить карьеру, по­лу­чать образование.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся данная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, приведённой в задании.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

 

1. Дан ответ, допустим:

- семья от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му (патриархальному) типу.

2. При­ве­де­но обоснование, например:

- в семье, упо­мя­ну­той в задании, не­рав­но­прав­ное положение жен­щи­ны с мужчинои, жен­щи­на полностью ма­те­ри­аль­но зависит от мужа и его семьи.

3. Ука­за­ны признаки, допустим:

- в тра­ди­ци­он­ных семьях су­ще­ству­ет четкое рас­пре­де­ле­ние гендерных ролей и до­маш­не­го труда, жен­щи­на занимается до­маш­ним хозяйством и детьми;

- жен­щи­ны и млад­шие члены тра­ди­ци­он­ной семьи не могут на рав­ных с муж­чи­нои принимать уча­стие в при­ня­тии решении о жизни семьи;

- как правило, тра­ди­ци­он­ные семьи многопоколенные, сов­мест­но проживает не­сколь­ко поколении родственников.

 

Задание 27 № 3663 Английский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и воспитания, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное существо, по­ни­ма­ю­щее суть культуры, в ко­то­рой он родился. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное явление, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гидденс. Ука­жи­те любые два субъекта, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- со­ци­аль­ное яв­ле­ние - социализация.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие субъекты:

- семья;

- школа;

- окру­жа­ю­щая среда.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

- пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция про­ис­хо­дит в семье;

- школа и со­ци­аль­ное окру­же­ние очень важны на этапе вто­рич­ной социализации.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Задание 27 № 3739 При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

Пояснение.

В от­ве­те могут быть указаны:

1. Предписанный - статус, в ко­то­ром че­ло­век рож­ден или ко­то­рый на­зна­ча­ет­ся ему попро­ше­ствии вре­ме­ни - про­ис­хо­дит из семьи служащих.

2. Достигаемый - статус, ко­то­рый че­ло­век по­лу­чил бла­го­да­ря своим усилиям, же­ла­нию или ве­зе­нию

- спе­ци­а­лист с выс­шим образованием;

- замужем;

- имеет двух детей.

Может быть при­ве­ден сле­ду­ю­щий при­мер от­но­си­тель­но до­стиг­ну­то­го статуса:

Родители имеют право и обя­за­ны вос­пи­ты­вать своих детей.

Родители несут от­вет­ствен­ность за вос­пи­та­ние и раз­ви­тие своих детей. Они обя­за­ны за­бо­тить­ся о здоровье, физическом, психическом, ду­хов­ном и нрав­ствен­ном раз­ви­тии своих детей.

Родители имеют пре­иму­ще­ствен­ное право на вос­пи­та­ние своих детей перед всеми дру­ги­ми лицами.

 

Ро­ди­те­ли обя­за­ны обес­пе­чить по­лу­че­ние детьми ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния и со­здать усло­вия для по­лу­че­ния ими сред­не­го (полного) об­ще­го образования.

 

Задание 27 № 3887 Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- процесс: со­ци­аль­ная мобильность;

- виды со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в дан­ном примере:

1. вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая - когда устро­и­лась на ра­бо­ту официанткой;

2. вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая - когда стала киноактрисой.

Задание 27 № 4370 В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- тип семьи - парт­нер­ский или демократический;

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие признаки:

- нет чет­ко­го раз­де­ле­ния се­мей­ных обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские (муж го­то­вит ужин);

- сов­мест­ное об­суж­де­ние проблем.

Любой признак: привлечение детей к участию в семейных советах

Задание 27 № 4444 В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния домашних обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют возникшие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть указаны:

 

- тип семьи - парт­нер­ский или демократический;

 

Могут быть ука­за­ны следующие признаки:

 

- нет чет­ко­го разделения се­мей­ных обязанностей на муж­ские и жен­ские (муж го­то­вит ужин);

 

- сов­мест­ное обсуждение проблем.

Задание 27 № 8974 Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) способ: уход из конфликтной ситуации;

2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;

3) наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.

Элементы ответа могут быть даны в других формулировках

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 3.

Задание 27 № 9774 В популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и. брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два

Минуса).

Пояснение.

Правильный ответ должен солержать следующие элементы:

1) «плюсы», например:

— люди более ответственно подходят к созданию семьи;

— супруги вынуждены находить пути разрешения всех семейных конфликтов и примирения;

2) «минусы», например:

— даже если оба супруга понимают, что сохранение семьи невозможно, они вынуждены жить вместе, не могут создать другие семьи и обрести личное счастье;

— ситуация постоянных конфликтов родителей, которые хотят, но не вправе расстаться, травмирует детей.

Могут быть приведены другие «плюсы» и «минусы»

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 20.

Задание 27 № 9915 В популярном ток-шоу обсуждалась тема занятости женщин в сфере общественного производства. В частности, было высказано мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите по два возможных аргумента сторонников и противников этого мнения.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

1) сторонников, например:

— есть физически тяжёлые работы, которые особенно опасны и вредны для организма женщины;

— есть виды деятельности, выполнение которых требует риска для жизни женщины, который общество не должно допустить;

2) противников, например:

— в современном обществе провозглашено равноправие мужчин и женщин, поэтому нет «женских» или «мужских» сфер деятельности;

— есть масса примеров успешной конкуренции женщин с мужчинами в традиционно «мужских» профессиях.

Могут быть приведеныдругие аргументы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: