ТЕМА 5: ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ




 

План

1. Цели и задачи обучения диалогической речи на уроках немецкого языка.

2. Содержание обучения диалогической речи в средней школе.

3. Методика работы над диалогической речью в школе.

 

Литература

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение,1988. – С.179-190.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия,2004. - С.190. – 223.

3. Новые государственные стандарты образования по иностранному языку. – М.: ООО Астрель: ООО Из-во «АСТ», 2004. – 380 с.

4. Примерные программы по иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – 2005. - №5,6. – С. 2 - 33.

5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение,1986. – С.69-79.

 

Устное речевое общение может протекать в диалогической и монологической форме, в их сложном переплетении. При этом диалогическая форма занимает ведущее место. Отдельные методисты отдают предпочтение обучению диалогической речи и предлагают обучать устной речи на немецком языке именно с нее (И. Л. Бим). Другая группа ученых считает, что монологическая речь должна опережать диалогическую (авторы «Общей методики…»).

Обучение диалогической речи является одной из важнейших целей обучения иностранному языку в школе. Диалогическое общение включает в себя цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения.

Отдельные выказывания, входящие в структуру диалога, называются репликами. Две или более смежные реплики, связанные между собой по смыслу, а иногда и с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных средств, называются диалогическим единством (ДЕ). Механизм взаимосвязей реплик называется реплицированием. Диалогическое единство – это еще и единица обучения диалогической речи (Н. Ю. Шведова).

Диалог характеризуется двусторонним характером, взаимосвязью слушающего и говорящего, взаимной стимуляцией, ситуативностью, лаконичностью формы и содержания, спонтанностью, непланируе-мостью, эмоциональностью, наличием разговорных фраз и клише.

Главная цель обучения диалогической речи в школе заключается в достижении коммуникативно-достаточного уровня владения диалогическими умениями. Названный уровень должен быть реальным в условиях средней школы. Он позволяет учащимся понимать других, быть понятым в диалогическом общении – простом по своему построению и по языковому оформлению.

Диалогическая речь может выступать в школе как цель и как средство обучения другим сторонам и видам речевой деятельности.

Особой формой диалогической речью является полилог. В данной форме диалогического общения участвуют одновременно несколько человек.

Обучение диалогической речи может происходить на нескольких уровнях: 1-й – уровень реплики; 2-й – уровень диалогического единства; 3-й – уровень микродиалога; 4-й – уровень развернутого диалога, свободной беседы, обсуждения и дискуссии. Каждый из названных уровней предполагает формирование у школьников определенного набора речевых действий. Набор таких речевых действий усложняется от уровня к уровню. Последний уровень в условиях средней школы можно считать трудно достижимым.

Программа по иностранным языкам для начального уровня общего образования предусматривает, что учащиеся должны уметь участвовать в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также вести беседу в связи с прочитанным или прослушанным. Школьник должен уметь участвовать в диалоге этикетного характера, уметь приветствовать, отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить, поблагодарить за поздравление, извиниться. Ученик должен уметь участвовать в диалоге-расспросе – уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? Актуальным является и диалог-побуждение к действию. Такой диалог предполагает умение обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны. Программа ставит задачу по соблюдению элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Программа по иностранным языкам для основного общего образования предусматривает, что обучение диалогической речи в 5-7-х классах и 8-9-х классах должно совершенствоваться. Особое внимание обращается на работу с такими типами диалогов, как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Программа предусматривает увеличение объема учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося (5-7-е классы) и до 5-7 реплик (8-9-е классы). Одновременно ставится задача по комбинированию разных видов диалогов. Такое комбинирование направлено на развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

Программа среднего (полного) общего образования предусматривает совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. Объем диалогических высказываний возрастает до 6 - 7 реплик со стороны каждого ученика.

На профильном уровне обучения языку происходит совершенствование умений участвовать в диалогах разных функциональных типов. Предусматривается участие школьников в полилоге, в том числе и в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм, правил поведения, принятых в странах изучаемого языка. Увеличивается объем высказываний.

Диалогическая речь, как и любой другой вид речевой деятельности, выступает как цель обучения. Это все то, о чем только что говорилось выше. Она же может быть и средством обучения сторонам и видам речевой деятельности. Эта форма речи часто является средством активизации речевой деятельности учащихся. Она используется для управления процессом усвоения и тренировки программного лексического, грамматического и фонетического материала.

Достижение поставленных целей в области обучения диалогической речи происходит на основе определенного содержания. Содержание обучения диалогической речи – это весь тот материал, на основе которого происходит формирование умений в диалогической речи.

Содержание обучение диалогической речи включает в себя три компонента: а) лингвистический; б) психологический и в) методологический (дидактический). Остановимся на характеристике каждого компонента.

Лингвистический компонент в содержании обучения диалогической речи включает ряд составных частей. Здесь можно назвать: а) лингвистические характеристики диалогической речи; б) функциональные типы диалогов; в) специальный речевой материал, характерный для диалогического общения (формулы речевого этикета); г) тематику диалогической речи; д) программный лексический и грамматический материал.

Диалогическая речь с точки зрения лингвистики характеризуется короткими и неразвернутыми предложениями. В этом виде речи больше всего используются вопросительные, восклицательные и побудительные предложения. В предложениях возможны всякого рода сокращения, усечения (элипсы) типа: I've got a…; I'll … I can't …. Недостающие члены предложения можно легко восстановливаются по ходу развертывания ситуации. Диалогическая речь тяготеет к разговорной форме речи. В этом виде речи возможны перестановки слов, частей фразы.

Учащиеся должны владеть разными типами диалогических высказываний. Это диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Каждый вид диалогического высказывания имеет свою стратегию построения, специфический набор языковых и речевых средств.

Диалогические высказывания могут содержать специальные клише, формулы речевого этикета. Это такие, как: Thank you! Thank you very much! Thank you ever so much! Thanks! Many thanks! You're welcome! May I come in? Let's have a rest! Let's play! Be careful! Fine! Wonderful! All right! OK! Good! What a glorious day today! Will you help me? It's very nice of you! What's the matter with you?

Диалогические высказывания строятся обычно по определенным ситуациям. Ситуации определены требованиями школьной программы (социально-бытовая сфера; социально-культурная сфера; учебно-трудовая сфера).

Психологический компонент обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в свою структуру включает: а) мотивы и интересы учащихся по овладению данным видом речевой деятельности; б) психологические характеристики диалогической речи; в) умения диалогической речи; г) характер взаимодействия умений диалогической речи с другими видами речевых умений.

Учебный процесс по обучению диалогической речи в условиях школы должен быть построен с учетом интересов самих учащихся. Интерес обучаемых учитывается при моделировании речевых ситуаций общения. Учебная деятельность организуется таким образом, чтобы она стимулировала учащихся по овладению диалогическими высказываниями разных типов.

Диалогические высказывания характеризуются следующими психологическими характеристиками. Диалог с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным или многосторонне инициативным. Диалогическая речь характеризуется контактностью общающихся, обращенностью реплик. В них выражается речевое и неречевое поведение партнера (партнеров).

Поскольку обмен репликами в естественном диалогическом общении протекает достаточно быстро, это предполагает спонтанность, неподготовленность речевых действий. Диалогическая речь является преимущественно ситуативной, ее содержание может быть понято часто с учетом той ситуации, в которой она создается.

Диалогическая речь характеризуется эмоциональной окрашенностью. В реальном общении учащиеся проявляют свои переживания, чувства, субъективное отношение к содержанию речи и личности партнера. Степень эмоциональности может быть нейтральной, умеренно эмоциональной и повышенно эмоциональной.

Диалогические умения представляют собой «умения строить диалогические сообщения, используя различные тактики речевого поведения обучаемых» (И. Л. Бим). Диалогическая речь базируется на таких умениях, как: а) умение формулировать запрос информации; б) удовлетворять запрос информации (коммуникативно и ситуативно адекватно отвечать на вопросы); в) сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения; г) выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения); д) поддерживать диалог; е) уметь во время выходить из диалогического общения; ж) уметь начинать и завершать общение.

Диалогическая речь постоянно взаимодействует с монологической. Это проявляется в том, что языковой и речевой материал для диалогической речи является общим. Умения диалогической и монологической речи развиваются на основе одних и тех же упражнений. Это особенно заметно на начальном этапе формирования умений. На старшем этапе обучение диалогической речи переходит в монолог. Монологическое высказывание часто включает элементы диалога. Кроме того, диалогическая речь взаимодействует с аудированием, чтением и письмом.

Методологический (дидактический) компонент включает: а) умения пользоваться различными опорами в виде наглядно представленной речевой ситуации (отдельные картинки, кадры диафильма, эпифильма, сюжетная или фабульная картинка); б) в виде реальных ситуаций; в) темы или мотивов разных (взаимосвязанных) тем; г) логико-синтаксических схем; д) образцов диалогических высказываний. В обучение диалогической речи широко используется такое средство, как памятка-инструкция.

Содержание обучения диалогической речи реализуется в реальном учебном процессе. Обучение диалогической речи начинается с определения этапов работы над этим видом умений. Различают два этапа в формировании умений такого вида: а) формирование основ обучения диалогической речи и б) совершенствование умений диалогической речи.

Обучение диалогической речи строится на основе методических принципов. 1. Создание мотивации у учащихся при обучении диалогической речи. 2. Учет в обучении диалогической речи лингвистических и психологических характеристик. 3. Овладение специфическими единицами языка, характерными для диалогической речи (штампы, клише, формулы речевого этикета). 4. Адекватность упражнений формируемым диалогическим действиям. 5. Учет разных стратегий при обучении типам и видам диалогических сообщений. 6. Обучение диалогической речи должно носить характер естественного процесса общения. 7. Учет взаимодействия диалогической и монологической форм речи. 8. Использование разнообразных видов наглядности и опор при обучении диалогической речи.

Обучение диалогической речи происходит двумя путями: а) путь «сверху» и б) путь «снизу». Некоторые методисты выделяют еще третий путь - диалог с пошаговым управлением.

Путь «снизу» можно рассматривать как естественный способ овладения диалогической речью. Он включает этапы: а) обучение реплицированию на уровне диалогического единства; б) реплицирование на уровне микродиалогов, то есть сочетание диалогических единств между собой; в) обучение ведению тематически связанных диалогов, построенных на сочетании разных видов микродиалогов.

Путь «сверху» предусматривает такую последовательность действий при работе над диалогом-образцом. Возможна следующая последовательность в деятельности учителя: а) предъявление диалога с целью понять его содержание, определить его функциональный тип, выявить ролевые позиции участников разговора, определить композиционную структуру диалога-образца; б) контроль понимания содержания диалога (путем вопросов, перевода отдельных реплик); в) фонетическая отработка реплик (чтение за диктором по ролям с последующей отработкой отдельных фрагментов; чтение без звуковой опоры); г) выделение постоянных и переменных элементов в диалоге; д) варьирование содержания диалога в аналогичных ситуациях; е) составление собственных диалогов по образцу.

При работе над диалогом с пошаговым управлением большое место отводится управлению деятельностью учащихся по формированию у них диалогических умений. Управление осуществляется через: а) учебно-речевые ситуации: в ориентирующем замечании дается указание на обобщенное содержание разговора и роли; б) ключевые слова; в) диалог в записи, кинофрагмент; г) учитель программирует своими репликами разговор, например, Учитель: «Сережа, спроси Лену, почему она вчера пропустила урок английского языка»; Сережа: «Лена, почему ты вчера пропустила урок английского языка?»; Учитель: «Лена, назови причину своего отсутствия»; Лена: «Я была больна: сильно простыла»; Учитель: «Сережа, спроси Лену, как она себя чувствует сейчас»; Сережа: «Лена, как ты сейчас чувствуешь себя?»; Учитель: «Лена ответь, что сейчас у тебя все в порядке»; Лена: «Спасибо! Сейчас у меня все хорошо!»; Учитель: «Лена, поблагодари Сережу за заботу о твоем здоровье»; Лена: «Сережа, спасибо за внимание!»; Учитель: «Сережа, ответь, что это ничего не стоит»; Сережа: «Ничего не стоит»; Учитель: «А теперь сделайте то же самое, только без моей помощи». Учащие воспроизводят диалог без подсказок учителя. После этого предлагаются аналогичные ситуации. Учащиеся составляют по ним свои высказывания.

В процессе работы над диалогической речью используются разные приемы. Это: а) слушание диалогов с кассеты и их прочтение в паузах по книге; б) слушание диалогов с кассеты и повторение реплик в паузах; в) прочтение диалогов хором за учителем; г) прочтение диалогов и выделение в них диалогических единств; д) разучивание диалогических единств и их воспроизведение; е) разучивание реплик и составление из них микродиалогов; ж) составление целостного диалога из приведенных микродиалогов; з) восстановление диалога по ключевым словам, по началу предложений, по вопросам; и) составление диалога по картинке (или по серии картинок); к) составление диалога по ситуации; л) составление диалога на основе прочитанного; м) драматизация текста.

Обучение диалогической речи не может обойтись без учебно-речевых ситуаций. А.А. Леонтьев под ситуацией понимает «совокупность речевых и неречевых условий <…>, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной коммуникативной задачей». При создании учебных ситуаций необходимо учитывать: а) компоненты речевой ситуации; б) обстоятельства действительности (обстановку); в) тему (предмет) сообщения; г) характер речевого стимула; д) ожидаемый результат в виде высказывния.

Существуют разные виды ситуаций: а) искусственные (учебные) и естественные; б) микро- и макроситуации; в) экстралингвистические (внеязыковые) и вербальные (языковые).

Учебно-речевые ситуации могут быть созданы различными способами: а) словесное описание; б) использование наглядности; в) инсценирование готовых текстов (драматизация); г) проигрывание ролевых игр; д) использование реальных обстоятельств.

Учебно-речевые ситуации как методическая категория может выступать в разных функциях: а) как компонент содержания (возможность отбирать на основе ситуаций и организовывать языковой и речевой материал) и б) как прием обучения (как средство формирования речевых навыков и умений и как средство их контроля).

При обучении диалогической речи следует обратить внимание на использование игр. Игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы: а) правильный отбор материала и б) тщательная методическая подготовка. Игры могут быть: а) языковыми; б) коммуникативными; в) ролевыми; г) деловыми.

При обучении диалогической речи можно использовать практически все виды игр. Языковые игры используются для отработки языкового и речевого материала (формулы речевого этикета), характерного для диалогической формы общения. Коммуникативные игры обучают общению через выполнение репродуктивно-продуктивных упражнений. Такие упражнения ситуативно обусловлены, связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются.

При работе над диалогической речью особое значение придается ролевым играм. Основными чертами ролевых игр являются: а) наличие проблемы, лежащей в основе игры; б) наличие определенных персонажей (ролей), имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме; в) наличие проблемной ситуации, содержащей в себе условия когнитивного конфликта.

Ролевые игры способствуют формированию важных умений в диалогической речи: а) принять и исполнить роль; б) ориентироваться в ролях партнеров; в) выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; г) проводить и отстаивать свою точку зрения; д) склоняться к компромиссу; е) предусматривать конфликт и находить пути его устранения; ж) формулировать проблему, предлагать пути ее решения; з) менять тактику поведения; и) владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение).

Проведение ролевой игры требует особой подготовки. Ее проведение предполагает наличие трех этапов: а) подготовительный; б) собственно игровой; в) контроль совершенных речевых действий.

На старшем этапе и на профильном уровне обучения языку могут использоваться деловые игры. Деловая игра – это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Основное преимущество деловой игры заключается в воспроизводстве в учебных целях реально существующих ситуаций. Материал (языковой и речевой) усваивается в профессионально значимом контексте. В этом случае языковой материал выполняет функцию инструмента профессионального общения (общение специалистов в конкретной предметной сфере, например, компьютерные технологии, экономическая деятельность предприятий разных форм деятельности).

Обучение диалогической речи основывается на определенной системе упражнений. И. Л. Бим к числу таковых относит: а) подготовительные упражнения; б) речевые упражнения; в) контролирующие упражнения.

В подготовительных упражнениях активизируется конкретный языковой материал, приобретаются навыки оперирования им. В этом виде упражнений отрабатываются элементарные речевые действия: спросить, переспросить, отрицать, подтвердить, задать вопрос, дать указание. Для этих целей И. Л. Бим рекомендует серию упражнений типа АВСД (Е).

В речевых упражнениях основное внимание говорящих направлено на изложение содержания высказываний. В упражнениях ставится коммуникативная задача, которую необходимо решать в ходе диалогической формы общения.

Большое значение придает Е. И. Пассов установкам, которые используются в упражнениях для обучения диалогическому общению. В качестве примеров можно привести следующие примеры установок: «Представьтесь своим друзьям из Германии!»; «Распросите друг друга о том, как вы провели зимние каникулы!»; «Порекомендуйте друг другу книгу для чтения!»; «Распределите обязанности по подготовке молодежного вечера!»; «Обменяйтесь впечатлениями о совместном посещении филармонии!»; «Как вы думаете: что такое истинное и ложное товарищество?».

Приведенные выше установки обеспечивают овладение разными типами диалогов и их функциями. Учащиеся овладевают диалогами, направленными на установление отношений, на интервью, на побуждение к действию, на обсуждение планов совместной деятельности; на обмен мнениями и впечатлениями; на ведение дискуссии по интересной проблеме.

Контролирующие упражнения используются на итоговых занятиях по теме. Они направлены на определение уровня сформированности диалогических умений на конкретном этапе их развития. Это в основном творческие упражнения.

Контроль диалогической речи включает количественные и качественные показатели. Количественные показатели включают в себя: 1) количество реплик со стороны каждого собеседника; 2) количество разнотипных диалогических единств; 3) количество пауз хезитации.

Качественные показатели включают: 1) спонтанность; 2) эмоциональную окрашенность; 3) умение выступать в различных ролях; 4) умение сочетать разные типы микродиалогов; 5) умение решать поставленные коммуникативные задачи в ходе диалогического общения (убедить, возразить, не согласиться, высказать свое мнение и др.); 6) грамматическую, лексическую и фонетическую правильность высказывания.

З А Д А Н И Я

для закрепления материала лекции и его

практического применения

1. Прочитайте текст лекции и ответьте на вопросы по ее содержанию.

- Что такое диалог, полилог?

- Что составляет минимальную единицу обучения диалогической речи?

- Какие особенности в содержании обучения диалогической речи Вы можете назвать?

- На каких принципах строится обучение диалогической речи?

- Какие пути существуют при обучении диалогической речи?

- Какие опоры можно использовать при работе над диалогическими умениями?

- По каким критериям можно оценить уровень сформированности диалогических умений?

Итого: 7 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: