Историко-художетсвенный анализ




Аннотация хорового произведения

«Ныне отпущаеши»

Г. Рютова

Содержание

1.Историко-художественный анализ……………....…………………………3

2.Музыкально-теоретический анализ………………………………………..6

3. Вокально-хоровой анализ……………………………………………….…9

4. Исполнительский анализ……………………………………………….….10

5. Дирижерские трудности. Технические и исполнительские трудности...12

Заключение……………………………………………….….….….…….…...13

Литература…………………………………………………………………….15

 

Историко-художетсвенный анализ

 

 

Песнь Симеона БогоприимцаНыне отпущаеши… ») — приводимые в Евангелии от Луки слова Симеона Богоприимца, которые он произнёс в Иерусалимском Храме в день Сретения (Лк. 2:29-32). Песнь вошла в состав богослужебных песнопений христианских церквей (Православной, Католической, Англиканской и ряда древневосточных).

 

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ;

я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́нiе Твое́,

е́же еси́ угото́валъ предъ лице́мъ всехъ люде́й,

светъ во открове́нiе язы́ковъ, и сла́ву люде́й Твои́хъ Изра́иля.

 

Неотъемлемая часть каждой вечерни является молитва Симеона Богоприимца (в зависимости от степени торжественности богослужения или местных традиций она так же может либо петься, либо читаться). "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…". Праведному Симеону было открыто, что он не умрет, пока сам не увидит пришедшего на землю Христа. Это обетование исполнилось, и Господь "отпускает" его из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную, чтобы так же, как принял Его в образе Младенца на руки Симеон, принять в объятия Своей любви его святую душу.

"Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля",— свидетельствует далее Симеон. То есть увидели мои глаза Тебя, пришедшего спасти весь мир, каждого человека, Свет, Который просветит познанием истины язычников и явится славой для верных Богу из числа иудеев.

Эта песнь — как бы голос всех праведников Ветхого Завета, духовными очами своими также узревших чаемого ими Спасителя. Но вместе с тем она и напоминание для нас о конце нашей собственной жизни, побуждение к тому, чтобы задуматься о том, с чем будем отходить в вечность мы: сможем ли сказать, подобно праведному Симеону "Ныне отпущаеши … с миром", или же скорбь от сознания своей неготовности к смерти овладеет нами.

После этого звучат отпустительные тропари — особые краткие песнопения, посвященные воспоминаемым в этот день года святым или празднику, которые завершает тоже Богородичен, тропарь в честь Божией Матери.

Георгий Иванович Рютов (1873 - 1938) - известный московский регент, композитор духовной музыки, разделивший судьбу многих своих коллег, которые были вынуждены прервать дело всей своей жизни в советское время.

Г. И. Рютов родился в крестьянской семье в селе Алешино Бронницкого уезда (ныне Воскресенского района) Московской области. В 20 лет он поступил на трехлетние музыкальные курсы при Русском хоровом обществе в Москве, руководимые М. М. Ипполитовым-Ивановым, и окончил их с отличным аттестатом учителя хорового пения. В 1900 году Г.И.Рютов поступает в регентские классы при Придворной певческой капелле, возглавляемые тогда С. В. Смоленским.

После революции руководит хоровыми кружками в клубах, но не оставляет церковного пения: работает регентом у хоросодержателя Захарченко. Когда капелла распалась, создает свой хор, который пел в домовом храме Коммерческого училища (теперь Институт имени Плеханова), а так же в церквах Параскевы Пятницы, Воскресения Словущего, Флора и Лавра, мученика Иоанна Воина на Якиманке, священномученика Ермолая на Садовой-Кудринской и других.

Хор Г. И. Рютова был очень известен в Москве, в нем пели будущие солисты Большого театра А. Чаплыгин, С. Стрельцов, Д. Волков, часто солировали Антонина Нежданова и Александр Пирогов, а протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов занимался у Г. И. Рютова постановкой голоса. Возможно, это было в 20-е годы, когда Георгий Иванович был регентом в храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в Сущеве (главный придел Живоначальной Троицы). Также он возглавлял хор церкви Иверской иконы Божией Матери на Ордынке.

Есть сведения, что Г. И. Рютова со своим хором приглашали на Духов день в храм Сошествия святого Духа на Даниловском кладбище. В хоре пела и его жена Полякова, по мнению слышавших ее — лучшее церковное сопрано Москвы. Г. И. Рютов создал около трех десятков духовных песнопений, в которых ясно ощущается стиль начала ХХ века.

Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, молитва Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни. Высокопоэтический характер этой молитвы-песни в музыкальном прочтении Георгия Рютова становится особенно возвышенным, колоссальным, даже концертным. Хоровая фактура произведения очень плотная, в смешанном составе используется до 7 голосов, применяются тембровые краски женских и мужских голосов. Сдержанный темп (от умеренного до широкого), яркий динамический, мажорная тональность подчеркивают степенный и величественный характер песнопения и раскрывают образно-содержательную сторону произведения более ярко и значимо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: