Цель: Содействовать сплочению среди родителей, способствовать укреплению адекватной самооценки, развитию эмпатии и конструктивным формам взаимодействия с разными людьми.
Правила тренинга:
- Говорить только от своего имени
- Активно участвовать!
- Не перебивать
- Правило «СТОП»
Живя среди людей, мы часто сталкиваемся с проблемами взаимоотношений. Человек – существо социальное, и живёт рядом с себе подобными. Но как нет одинакового цветка, так и люди – все разные не только внешне, но и характерологически. Наш тренинг «Я среди людей» своим название отвечает сам за себя. Мы попробуем за короткий период нашей работы узнать больше о других и о себе, улучшить опыт конструктивного взаимодействия.
Чтобы общение приносило радость открытий, нам нужно, прежде всего, знать тех, кто находится с нами рядом.
Упражнение «Прогноз погоды»
Цель: ознакомиться с чувствами друг друга и настроится на взаимодействие.
Это может быть какая-то ассоциация с природными явлениями. Вы можете начать, например, так: «Мое настроение похоже на …»
Упражнение «Хороший мастер»
Цель: помочь участникам осознать сильные стороны своей личности.
«У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов: «Я хороший мастер…» - например, пеших прогулок, приготовления, заплетания косичек и т.п. Ведущий спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это также хорошо?»
Упражнение «Грани сходства»
Цель: способствовать созданию чувства общности, лучше познакомиться друг с другом.
Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.
|
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно.
При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?
Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т.д.
После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа мы обсудим результаты работы (во время выполнения работы можно включить легкую музыку).
После выполнения упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.
|
Информация.
Когда мы сами по себе? Изолированы? Плывём по течению посреди толпы? Всё это – аспекты одиночества, которое является более состоянием ума, чем состоянием физическим. Оно является в значительной степени чувством недостатка близких отношений, с другими людьми. Вполне возможно находиться среди людей и чувствовать себя изолированными. Если никто нас не понимает или не разделяет наших интересов, мы, вероятно, будем чувствовать себя одинокими. С другой стороны, мы, возможно, своим состоянием изолированности не позволяем людям найти с нами точки соприкосновения и иметь общение.
Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: способствовать преодолению изолированности, улучшить понимание себя и друг друга.
Чтобы преодолеть изолированность, давайте попробуем пооткровенничать друг с другом. Пред вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и продолжать фразу, начало которой написано на ней. Если вы не можете искренне ответить на вопрос, используйте технику «стоп». Карточки с фразами, которые не продолжили, откладываются в сторону. После того, как каждый имел попытку ответить, участникам задается вопрос, кто мог бы продолжить фразу, которую отложили в сторону. В конце задания проводится анализ, какие фразы было легче продолжить, а какие не
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь когда…
Я хотел бы, чтобы мои близкие знали…
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной) – это…
|
Мое самое страшное воспоминание…
В собственном характере мне больше всего нравится…
Когда кто-то, кто мне дорог, не соглашается со мной, я …
Мне нравится…
Самое яркое воспоминание детства…
Я не могу понять, почему…
Я ненавижу…
Когда я настаиваю на своем, люди…
В школе я…
Мне не удалось …
Мне нужно…
Труднее всего мне…
Больше всего от других людей мне необходимы…
Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы …
В людях мне больше всего нравится….. потому что…..
Мне очень трудно забыть…
Я до сих пор не знаю…
Мне радостно, когда…
Мне очень хочется…
Я думаю, что самое важное в жизни…
Упражнение «Групповое рисование»
Цель: помочь участникам осознать, что у каждого свое понимание и виденье жизни.
Участникам предлагается сесть в общий круг. Взять по листу бумагу и написать своё имя на обратной стороне листа. Потом каждому из участников предлагается начать рисовать какую-нибудь картинку. По команде тренера каждый отдаёт свою работу соседу справа и получает работу соседа слева и продолжает дорисовывать уже не свою работу. Упражнение-рисование продолжается до тех пор, пока к участникам не вернётся их работа.
Анализ упражнения:
· Нравиться ли вам ваш рисунок?
· Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
· Что бы вы хотели изменить в своём рисунке? Почему?
Как видно из предыдущего упражнения мы часто не ожидаем тех действий от окружающих, которые они нам предлагают и их ожидания не всегда совпадают с тем, что мы можем сделать.
В нашей жизни часто наше настроение зависит не столько от действий окружающих, сколько от нашего отношения к этим действиям.
Упражнение «Обмен ожиданий»
Цель: помочь осознать, что наши ожидания от окружающих могут не совпадать и нужно учиться верным реакциям на действия окружающих, а также правильно реагировать на их ожидания.
Разделим лист на 4 части.
Что от меня ожидают окружающие? Что из этого я могу оправдать?
Что я ожидаю от окружающих? Что они реально могут дать?
Что я могу изменить для того, чтобы этот обмен ожиданий и действий был лучше?
Упражнение «Комплимент».
Цель: способствовать развитию умения увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека.
Для создания приятного и продуктивного общения, необходимо умение увидеть положительные качества у любого человека и, главное – найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом сказать ему, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.
Необходимо настроить участников на тактичное отношение друг у другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт (как приветствовал своего соседа или забыл это сделать, смотрит в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т.д)
Упражнение «Успех в общении»
Цель: создать атмосферу для обмена успешного опыта в общении.
Скажите каждый по кругу, какие ваши личные качества вам помогают в общении, понимать других людей, устанавливать контакт, вести беседу. Старайтесь не повторяться…