1. ТЕЗИСОМ НАЗЫВАЕТСЯ…
1)положение, утверждение, мнение, которое обосновывается и которое необходимо доказать в речи;
2)логическое рассуждение, в процессе которого положение и утверждение необходимо обосновать доводами;
3)логический довод, основание, положение, которое используется для доказательства;
4)процесс передачи, истолкования и внушения информации, зафиксированной в исходном положении.
2. В ПРОЦЕССЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ НЕ ПРИНЯТО ЗАДАВАТЬ ВОПРОС ТАКОГО ПЛАНА…
1) У Вас есть диплом о высшем образовании?
2) Как Вы относитесь к последнему постановлению правительства?
3) Каковы Ваши главные сильные стороны?
4) Каковы Ваши интересы вне работы?
3. ЗАКАНЧИВАЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ, НЕ СЛЕДУЕТ…
1) благодарить за внимание;
2) заострять проблему, чтобы усилить впечатление от речи;
3) извиняться («Я вижу, что несколько утомил вас»);
4) повторять основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям.
4. Какая суета, какие хлопоты начались из-за нынешней тяжбы, – это чуть ли не все вы, афиняне, я полагаю, заметили сами, видя, сколько людей стало вам докучать, едва только вас выбрали жребием. Я тоже буду просить вас, но о том, к чему и без просьб обязывают честность и право: ни приязнь, ни лицо не ставить выше справедливости и присяги... и не забывать, что это будет на благо и вам, и всему городу...
В ЦЕЛИ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ «О ПРЕДАТЕЛЬСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РИТОР ДЕМОСФЕН ПРОВОЗГЛАШАЕТ НОРМЫ_____________ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.
1) этические;
2) коммуникативные;
3) этикетные;
4) орфоэпические.
Домашнее задание для уяснения темы занятия. Максимов В.А. Русский язык и культура речи: практикум. Задания 14.2, 14.3.
Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой: Речевой этикет в современном обществе.
Тема: «Научный стиль ».
Основные понятия и положения темы.
Возникновение и развитие научного стиля связано с расширением сфер деятельности человека. На первых порах он был близок стилю художественного повествования (научные труды Пифагора, Платона, Лукреция) и выделился в самостоятельный в александрийский период, тогда в греческом языке стала создаваться научная терминология. Образцом научного изложения стало строго логичное изложение И. Ньютона.
В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия 18 века. Значительную роль в его формировании сыграли М.В. Ломоносов и его ученики. Окончательное формирование научного стиля в России происходит во второй половине 19 века.
Научный стиль является одним из книжных стилей, обслуживает научную, учебную сферы общения, разнообразные отрасли научных знаний (точные, естественные, гуманитарные), область техники и производства.
Адресатом научной речи являются специалисты, читатели / слушатели, подготовленные к восприятию научной информации.
Разновидностями научного стиля (его подстилями) являются: собственно-научный (академический), научно-учебный, научно-популярный.
Функции научного стиля:
1) информативная — функция сообщения объективной информации в области научного знания;
2) познавательная;
3) коммуникативная.
Цель научного труда — описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.
Задачи:
1) доказательство определенных положений и гипотез;
2) выявление новых, еще неизвестных науке фактов;
3) их объяснение, последовательное описание, аргументация, обоснование;
4) систематизация научных данных и др.
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, но с расширением форм научных контактов (конференции, симпозиумы, конгрессы), возможностей СМИ возрастает роль и устной формы научного общения.
Экстралингвистические стилеобразующие черты научного стиля:
1) информативная насыщенность;
2) компрессивность, сжатость изложения содержания;
3) конкретность;
4) объективность изложения, бесстрастность;
5) безличный характер изложения;
6) безобразность (научный текст рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие);
7) скрытая эмоциональность, которая способствует большей убедительности научного рассуждения, например, в полемических работах.
Стилеобразующие общеязыковые особенности научного стиля:
1) обобщенно-отвлеченный характер изложения;
2) подчеркнутая логичность (открытая логика рассуждения, аргументированность и последовательность изложения, упорядоченность частей);
3) смысловая точность, однозначность;
4) стилистическая однородность языковых средств;
5) упорядоченный характер их использования;
6) строго нормированный литературный язык изложения;
7) установленные речевые стандарты.
Стилистически маркированные языковые средства научного стиля:
1. Лексические средства:
1) насыщенность терминами (математическими, философскими, медицинскими, лингвистическими и т. д.): 15-20 % всей лексики текста — термины;
2) большое количество книжно-письменных слов (доказательство, определять, динамика, статистический, обладать, являться, считаться, существовать);
3) преобладание абстрактной лексики над конкретной (развитие, движение, деятельность, мышление, отражение, фактор, отношение, проявление);
4) употребление слов в прямых, конкретно-предметных (номинативных) значениях;
5) отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, лексики ограниченного употребления и т. д.
Самостоятельная работа по теме: Задание 1.
1. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.
1. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло. — Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. 2. Некоторые деревья поражали своими размерами. — У него были туфли 42 размера. — Он объяснил мне, что такое ямб, хорей и другие стихотворные размеры. 3. Крышка рояля была разбита, молоточки повреждены. — В руке он держал маленький блестящий молоточек. — Мышца, прикрепляющаяся к рукоятке молоточка, может натягивать барабанную перепонку.
2. Измените сравнения так, чтобы они более соответствовали научной речи. Используйте конструкции со словами В ВИДЕ, Напоминает по форме, подобный и др., применяйте сложные прилагательные.
Конструкция, круглая, как шар; строение возвышается, как конус; новый препарат в виде порошка; корни растений, как тоненькие ниточки; тело совершает движение в виде волны.
Ситуационныезадачи. Определите стиль и тип речи.
Провозглашение независимости Косово вылилось в драму планетарного масштаба. Государства разбились на три группы: сторонников косовского суверенитета, его противников и «выжидающих». На сегодня самостоятельность Косово признали США, Австралия, Турция, Албания, Люксембург, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Австрия, Дания, Эстония, Латвия, Словения, Ирландия и Афганистан. К этой же группе собирались присоединиться Бельгия, Польша, Литва, Швеция, Финляндия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Группу противников составили Россия и страны СНГ, Китай, Венесуэла, ЮАР, Испания, Словакия, Израиль и Кипр. Колебались Греция и Канада. Так же, как во время нападения США на Ирак, полную беспомощность обнаружила ООН - её Совет Безопасности не смог дать оценку событиям в Косово, предложив странам определиться самостоятельно. Между тем обстановка на Балканах уже к концу минувшей недели стала накаляться.