Итоговый контроль знаний: Тестовые задания по теме




1. ТЕЗИСОМ НАЗЫВАЕТСЯ…

1)положение, утверждение, мнение, которое обосновывается и которое необходимо доказать в речи;

2)логическое рассуждение, в процессе которого положение и утверждение необходимо обосновать доводами;

3)логический довод, основание, положение, которое используется для доказательства;

4)процесс передачи, истолкования и внушения информации, зафиксированной в исходном положении.

2. В ПРОЦЕССЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ НЕ ПРИНЯТО ЗАДАВАТЬ ВОПРОС ТАКОГО ПЛАНА…

1) У Вас есть диплом о высшем образовании?

2) Как Вы относитесь к последнему постановлению правительства?

3) Каковы Ваши главные сильные стороны?

4) Каковы Ваши интересы вне работы?

3. ЗАКАНЧИВАЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ, НЕ СЛЕДУЕТ…

1) благодарить за внимание;

2) заострять проблему, чтобы усилить впечатление от речи;

3) извиняться («Я вижу, что несколько утомил вас»);

4) повторять основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям.

4. Какая суета, какие хлопоты начались из-за нынешней тяжбы, – это чуть ли не все вы, афиняне, я полагаю, заметили сами, видя, сколько людей стало вам докучать, едва только вас выбрали жребием. Я тоже буду просить вас, но о том, к чему и без просьб обязывают честность и право: ни приязнь, ни лицо не ставить выше справедливости и присяги... и не забывать, что это будет на благо и вам, и всему городу...

В ЦЕЛИ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ «О ПРЕДАТЕЛЬСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РИТОР ДЕМОСФЕН ПРОВОЗГЛАШАЕТ НОРМЫ_____________ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

1) этические;

2) коммуникативные;

3) этикетные;

4) орфоэпические.

Домашнее задание для уяснения темы занятия. Максимов В.А. Русский язык и культура речи: практикум. Задания 14.2, 14.3.

Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой: Речевой этикет в современном обществе.

 

Тема: «Научный стиль ».

Основные понятия и положения темы.

Возникновение и развитие научного стиля связано с расширением сфер деятельности человека. На первых порах он был близок стилю художественного повествования (научные труды Пифагора, Платона, Лукреция) и выделился в самостоятельный в александрийский период, тогда в греческом языке стала создаваться научная терминология. Образцом научного изложения стало строго логичное изложение И. Ньютона.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия 18 века. Значительную роль в его формировании сыграли М.В. Ломоносов и его ученики. Окончательное формирование научного стиля в России происходит во второй половине 19 века.

Научный стиль является одним из книжных стилей, обслуживает научную, учебную сферы общения, разнообразные отрасли научных знаний (точные, естественные, гуманитарные), область техники и производства.

Адресатом научной речи являются специалисты, читатели / слушатели, подготовленные к восприятию научной информации.

Разновидностями научного стиля (его подстилями) являются: собственно-научный (академический), научно-учебный, научно-популярный.

Функции научного стиля:

1) информативная — функция сообщения объективной информации в области научного знания;

2) познавательная;

3) коммуникативная.

Цель научного труда — описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.

Задачи:

1) доказательство определенных положений и гипотез;

2) выявление новых, еще неизвестных науке фактов;

3) их объяснение, последовательное описание, аргументация, обоснование;

4) систематизация научных данных и др.

Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, но с расширением форм научных контактов (конференции, симпозиумы, конгрессы), возможностей СМИ возрастает роль и устной формы научного общения.

Экстралингвистические стилеобразующие черты научного стиля:

1) информативная насыщенность;

2) компрессивность, сжатость изложения содержания;

3) конкретность;

4) объективность изложения, бесстрастность;

5) безличный характер изложения;

6) безобразность (научный текст рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие);

7) скрытая эмоциональность, которая способствует большей убедительности научного рассуждения, например, в полемических работах.

Стилеобразующие общеязыковые особенности научного стиля:

1) обобщенно-отвлеченный характер изложения;

2) подчеркнутая логичность (открытая логика рассуждения, аргументированность и последовательность изложения, упорядоченность частей);

3) смысловая точность, однозначность;

4) стилистическая однородность языковых средств;

5) упорядоченный характер их использования;

6) строго нормированный литературный язык изложения;

7) установленные речевые стандарты.

Стилистически маркированные языковые средства научного стиля:

1. Лексические средства:

1) насыщенность терминами (математическими, философскими, медицинскими, лингвистическими и т. д.): 15-20 % всей лексики текста — термины;

2) большое количество книжно-письменных слов (доказательство, определять, динамика, статистический, обладать, являться, считаться, существовать);

3) преобладание абстрактной лексики над конкретной (развитие, движение, деятельность, мышление, отражение, фактор, отношение, проявление);

4) употребление слов в прямых, конкретно-предметных (номинативных) значениях;

5) отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, лексики ограниченного употребления и т. д.

Самостоятельная работа по теме: Задание 1.

1. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.

1. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло. — Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. 2. Некоторые деревья поражали своими размерами. — У него были туфли 42 размера. — Он объяснил мне, что такое ямб, хорей и другие стихотворные размеры. 3. Крышка рояля была разбита, молоточки повреждены. — В руке он держал маленький блестящий молоточек. — Мышца, прикрепляющаяся к рукоятке молоточка, может натягивать барабанную перепонку.

2. Измените сравнения так, чтобы они более соответствовали научной речи. Используйте конструкции со словами В ВИДЕ, Напоминает по форме, подобный и др., применяйте сложные прилагательные.

Конструкция, круглая, как шар; строение возвышается, как конус; новый препарат в виде порошка; корни растений, как тоненькие ниточки; тело совершает движение в виде волны.

Ситуационныезадачи. Определите стиль и тип речи.

Провозглашение независимости Косово вылилось в драму планетарного масштаба. Государства разбились на три группы: сторонников косовского суверенитета, его противников и «выжидающих». На сегодня самостоятельность Косово признали США, Австралия, Турция, Албания, Люксембург, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Австрия, Дания, Эстония, Латвия, Словения, Ирландия и Афганистан. К этой же группе собирались присоединиться Бельгия, Польша, Литва, Швеция, Финляндия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Группу противников составили Россия и страны СНГ, Китай, Венесуэла, ЮАР, Испания, Словакия, Израиль и Кипр. Колебались Греция и Канада. Так же, как во время нападения США на Ирак, полную беспомощность обнаружила ООН - её Совет Безопасности не смог дать оценку событиям в Косово, предложив странам определиться самостоятельно. Между тем обстановка на Балканах уже к концу минувшей недели стала накаляться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: