Время художественного подъема и роста




90-ые годы стали периодом художественного подъема современного финского танца. Хореографы начали в своей работе использовать возможности изобразительного искусства, видеотехники, новейших технических достижений. Для современных финских постановок характерно завершенное световое и звуковое оформление. Наибольший интерес представляют визуальные решения и звуковой мир произведений, вносящие свой вклад в смысловое содержание произведения.

В 1993 году вступил в силу закон о театрах и оркестрах, и экономическое положение танцевального искусства улучшилось, так как первые шесть театров танца вошли в сферу регулярных государственных субсидий. В 2001 году в сфере действия закона находились десять танцевальных театров и продюсерских центров. Это театры танца «Ролло» и «Хурьяруут» из Хельсинки, «Солнечный балет» (The Sun Ballet Company) и театр танца «Эри» в Турку, театр танца «Миними» в Куопио. В Тампере действует «Мобита/Данско», в северной Финляндии ансамбль народных танцев «Римппаремми» (Folk Dance Theatre Rimpparemmi), а в Вантаа продолжает свою деятельность театр танца «Раатикко». Театры, попадающие в сферу действия упомянутого закона, получают помимо государственной еще и муниципальную поддержку. Третьим значительным источником финансирования театров являются доходы от продажи билетов.

Новый способ продюсирования танца представляют «Зодиак – Центр нового танца» (преемник труппы «Зодиак Презентс») в Хельсинки и «Йойо» – центр танца г. Оулу. Продюсерские центры предлагают возможность работать большому количеству хореографов и танцоров-фрилансеров. Это имеет большое значение, так как в труппах помимо Финского балета обычно имеется менее двадцати постоянных рабочих мест для танцоров.

Значение танцевальной труппы Хельсинкского городского театра как флагмана современного финского танца возросло в 90-е годы при руководителе Кеннете Кварнстрёме. Его выразительные методы, отражающие настроения современности, получили отклик среди городской молодежи. Когда Кварнстрём переехал в Швецию, руководителем танцевальной труппы стал хореограф Ари Тенхула (2000).

Независимая сцена

Почти 70 процентов артистов танца работают в свободных танцевальных труппах либо в качестве независимых хореографов. Хреографы – фрилансеры и свободные труппы имеют большое значение для финского танца и активно выступают за рубежом.

В Финляндии очень сильна традиция сольных артистов. Многие хореографы сочетают танец с другими видами искусства, и это мультии межхудожественное начало вносит в произведения интересные элементы. В произведениях Лены Густавсон сочетаются современный танец и искусство светового эффекта, в соло Мамму Ранканен большую роль играет изобразительное искусство, а танец Тиины Хутчковски близок к искусству перформанса. В произведениях Вирпи Пахкинен, работающей в основном в Швеции, сочетаются восточное влияние с пластическими средствами моторного выражения. Паула Туовинен изучает женственность и финские национальные особенности в сольных и групповых произведениях, часто носящих юмористический характер. Кирси Монни создала много групповых произведений, в которых она с философской точки зрения изучает переживания личности и ее развитие в коллективе.

В конце 90-х годов в Финляндии возникло много новых свободных танцевальных групп. Томми Китти, работавший в театре танца «Раатикко», в Финском национальном балете, а позднее в качестве сольного артиста, в 90-е годы начал создавать постановки совместно с другими артистами. В этих произведениях на первый план выходят взаимозависимость и обособленность людей. «Труппа Зубочистка» Теро Сааринена (Tero Saarinen & Company Toothpick) – одна из наиболее известных на международном уровне финских трупп современного танца. В моторном языке минималистских произведений Сааринена, часто окрашенных юмором, сливаются влияния классического балета, современного танца и азиатской танцевальной традиции. Санна Кекяляйнен, арт-директор труппы «Кекяляйнен и Кd», изучает в своих произведениях проблематику бытия человека посредствам танца и экспериментального театра. Четыре хореографа — Арья Раатикайнен, Йюрки Карттунен, Алпо Аалтокоски и Катри Сойни — создали трупу под названием «Продукцию Номад». Они не только оригинальные хореографы, но и артисты, обладающие харизмой. Их постановки объединяет то, что они с юмором критикуют будни и общество, их танец основан на снах и подсознании. Из других трупп современного танца заслуживают внимания коллективы «Glims & Gloms Dance Company» из Эспоо, «M. A. Dancers», «As2Wrists Dance Company».

По мере того, как видоизменялись представления художников о танце, в Финляндии появились новые фестивали, представляющие разные течения этого искусства. Программа самого старого фестиваля танца в Скандинавии, »Куопио танцует и играет», охватывает как отечественные, так и зарубежные современные танец и балет. «Танцы полнолуния» в Пюхяярви – самый крупный в стране фестиваль современного танца. Его программа состоит в основном из современного финского танца, но ежегодно на нем бывают представлены и несколько иностранных постановок.

В Хельсинки проходит множество танцевальных фестивалей. Ежегодно здесь поочередно устраивается конкурс «Арена танца» и фестиваль «В движении в ноябре». Первый представляет собой широкий форум финского современного танца, в рамках второго в Хельсинки приезжают зарубежные труппы современного танца. Фестиваль «Шаг в сторону», который устраивается каждый второй год, посвящен новому танцу и импровизации. Международный симпозиум по джаз-танцу собирает профессионалов со всего мира. Помимо выступлений, в программу фестиваля входят обучение и семинары. Танцевальный марафон «Азия в Хельсинки» широко знакомит публику с искусством танца и оперы азиатских стран. Каждые 4-6 лет в Хельсинки проводится Хельсинкский международный конкурс балета, входящий в программу конкурсов Комитета по танцу Международного театрального института, МТИ. Помимо этого, в разных городах страны, в частности, в Тампере, Оулу и Турку, проводятся менее масштабные фестивали, программа которых состоит в основном из современного финского танца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: