Тема четверти: Между музыкой разных народов нет непереходимых границ.




Урок в 4 классе

Тема урока: "Музыкальное искусство разных стран мира

Художественно-педагогическая идея урока: музыка - искусство человеческого общения!

Задачи урока:

а) познакомить учащихся с особенностями японской музыки,

б) выявить сходство и отличие японской и русской музыки,

в) добиваться в вокально-хоровой работе кантилены, выразительности исполнения,

г) дать характеристику творчества И.О.Дунаевского,

д) познакомить ребят с новой гранью творчества Д.Б.Кабалевского.

Ход урока:

1. Вход в класс:

001 звучит И. Дунаевский "Летите, голуби", смотрим слайд с картины П. Пикассо "Голубь мира".

- Понравилась музыка?

- Чем?

- Какую картину увидели?

- Какой характер в музыке?

- Какие краски?

- Кто написал? (Показываю портреты И.О.Дунаевского).

Учитель: И.О.Дунаевский - один из самых жизнерадостных авторов, король песенного марша, автор музыки к кинофильмам "Веселые ребята", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Волга-Волга", "Мы за мир" и другим.

001 Поем интонацию "Летите, голуби"

Учитель: - Одинаково летели голуби? Покажите рукой мелодию.

-В чем проявляется фантазия автора в этой песне? (Интонация взмаха крыльев).

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой музыки? (Будем путешествовать).

3. Учитель: Сегодня мы свой привет и дружеские пожелания шлем жителям Страны восходящего солнца.

- О какой стране я говорю? (О Японии).

Смотрим на карте: Япония расположена на берегу моря.

- Что вы знаете о культуре, быте японцев? (В жилищах мебели почти нет, на полу - ковер и ваза с цветами).

- Давайте украсим класс по-японски. (Ставлю вазу, составляю цветочную композицию - икебану).

 

- Любимые цветы японцев - хризантемы. (Прикрепляю цветы в японский уголок).

 

 

- У нас в гостях девочка из Японии. Поприветствуем ее. (Выходит школьница в японском костюме, приветствует гостей, учителя, детей).

 

 

 

УЧИТЕЛЬ:Предлагаю провести интервью с нашей гостьей:

- Как называется японский национальный костюм? (Кимоно).

УЧИТЕЛЬ - Ваш любимый напиток? (Кипяченое молоко).

УЧИТЕЛЬ - Любите ли вы стихи? (Прочитайте).

Как вишни расцвели!

Они с коня согнали

И князя-гордеца.

Как вы это понимаете?

Учитель: Давайте поблагодарим нашу гостью.

Да, японцы тонко чувствуют красоту. Живописные работы любят выполнять акварелью, не смешивая краски, прорисовывая мелкие детали. (Показываю).

4. Учитель: Кто назовет любимое дерево японцев? (Вишня-сакура).

 

 

День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться цветок. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой... (Звучат голоса птиц).

Сразу все согласно и неслышно,

Словно кто-то дал команду тут,

Белые и розовые вишни

Надо всей Японией цветут!

(Я. Смеляков)

002 Звучит японская народная песня "Вишня".

Учитель: Увидевший прекрасное, является участником его создания.

- Что было красивого в музыке, что мы увидели? (Как распускаются цветы вишни).

- Красота была яркая, броская или нежная? (Хрупкая, нежная, лепестки тянулись к солнцу).

- Видно ли это в нотах? (Да).

5. Учитель: Японцы любят любоваться полнолунием. Море у подножия горы Фудзиямы кишит лодками, люди пускают фонарики по воде.

- Как вы думаете, зачем? (Хотят увидеть счастье).

- Давайте и мы к ним присоединимся. Послушаем "Вариации" Д. Кабалевского.

Вариации - это форма музыки, которая состоит из темы и ее видоизмененных повторений.

Написал вариации ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (1904-1987)-- РУССКИЙ КОМПОЗИТОР,ОКОНЧИЛ МОСКОВСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ. С САМОГО НАЧАЛА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОЯВЛЯЛ К ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКЕПРОИЗВЕДЕНИЙ.

003 Слушаем "Вариации" Д. Кабалевского.

Учитель: Удалось нам услышать счастье? (Нет).

- Что же помешало, кто почувствовал? (Что-то страшное).

- Что знакомо вам в музыке?

- Что изменилось?

Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце - страшное, траурный колокольный звон.

- Мелодия звучала один раз или несколько? (Несколько).

- Были ли изменения?

- Как называется такое построение музыки? (Вариации).

"Вариации" Д.Б.Кабалевский написал после поездки в Японию. Там он узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки.

Кто сказал: "Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя!?»

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время!

Она вынесет все, переждет -

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

7. Учитель: Жизнь продолжается, музыка помогает нам в этом. Наша японская гостья исполнит для нас танец с зонтиком.

004(Звучит "Веточка вишни).

8. Вывод: читаем хором музыкально-педагогическую идею урока:

"Музыка прежде всего - искусство человеческого общения".

Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов?

Все мы любим милую "Катюшу".

Любим слушать, как она поет.

Из врага выматывает душу,

А друзьям - отваги придает.

- О чем стихи? (О песне, которая помогала воевать). Поем 1 куплет песни.

Учитель: В Японии любят петь русские песни, есть клуб любителей русской песни "Катюша". Хотите там побывать? Там вас ждет подарок за хорошую работу сегодня на уроке.

005(Звучит "Катюша").

9. Заключительное слово: Россияне любят японскую музыку. Я надеюсь, что далекая Япония приблизилась к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка - это свободный белый голубь. Всего вам доброго! (Звучит "Вишня").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: