Урок в 4 классе
Тема урока: "Музыкальное искусство разных стран мира
Художественно-педагогическая идея урока: музыка - искусство человеческого общения!
Задачи урока:
а) познакомить учащихся с особенностями японской музыки,
б) выявить сходство и отличие японской и русской музыки,
в) добиваться в вокально-хоровой работе кантилены, выразительности исполнения,
г) дать характеристику творчества И.О.Дунаевского,
д) познакомить ребят с новой гранью творчества Д.Б.Кабалевского.
Ход урока:
1. Вход в класс:
001 звучит И. Дунаевский "Летите, голуби", смотрим слайд с картины П. Пикассо "Голубь мира".
- Понравилась музыка?
- Чем?
- Какую картину увидели?
- Какой характер в музыке?
- Какие краски?
- Кто написал? (Показываю портреты И.О.Дунаевского).
Учитель: И.О.Дунаевский - один из самых жизнерадостных авторов, король песенного марша, автор музыки к кинофильмам "Веселые ребята", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Волга-Волга", "Мы за мир" и другим.
001 Поем интонацию "Летите, голуби"
Учитель: - Одинаково летели голуби? Покажите рукой мелодию.
-В чем проявляется фантазия автора в этой песне? (Интонация взмаха крыльев).
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой музыки? (Будем путешествовать).
3. Учитель: Сегодня мы свой привет и дружеские пожелания шлем жителям Страны восходящего солнца.
- О какой стране я говорю? (О Японии).
Смотрим на карте: Япония расположена на берегу моря.
- Что вы знаете о культуре, быте японцев? (В жилищах мебели почти нет, на полу - ковер и ваза с цветами).
- Давайте украсим класс по-японски. (Ставлю вазу, составляю цветочную композицию - икебану).
- Любимые цветы японцев - хризантемы. (Прикрепляю цветы в японский уголок).
- У нас в гостях девочка из Японии. Поприветствуем ее. (Выходит школьница в японском костюме, приветствует гостей, учителя, детей).
УЧИТЕЛЬ:Предлагаю провести интервью с нашей гостьей:
- Как называется японский национальный костюм? (Кимоно).
УЧИТЕЛЬ - Ваш любимый напиток? (Кипяченое молоко).
УЧИТЕЛЬ - Любите ли вы стихи? (Прочитайте).
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя-гордеца.
Как вы это понимаете?
Учитель: Давайте поблагодарим нашу гостью.
Да, японцы тонко чувствуют красоту. Живописные работы любят выполнять акварелью, не смешивая краски, прорисовывая мелкие детали. (Показываю).
4. Учитель: Кто назовет любимое дерево японцев? (Вишня-сакура).
День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться цветок. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой... (Звучат голоса птиц).
Сразу все согласно и неслышно,
Словно кто-то дал команду тут,
Белые и розовые вишни
Надо всей Японией цветут!
(Я. Смеляков)
002 Звучит японская народная песня "Вишня".
Учитель: Увидевший прекрасное, является участником его создания.
- Что было красивого в музыке, что мы увидели? (Как распускаются цветы вишни).
- Красота была яркая, броская или нежная? (Хрупкая, нежная, лепестки тянулись к солнцу).
- Видно ли это в нотах? (Да).
5. Учитель: Японцы любят любоваться полнолунием. Море у подножия горы Фудзиямы кишит лодками, люди пускают фонарики по воде.
- Как вы думаете, зачем? (Хотят увидеть счастье).
- Давайте и мы к ним присоединимся. Послушаем "Вариации" Д. Кабалевского.
Вариации - это форма музыки, которая состоит из темы и ее видоизмененных повторений.
Написал вариации ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (1904-1987)-- РУССКИЙ КОМПОЗИТОР,ОКОНЧИЛ МОСКОВСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ. С САМОГО НАЧАЛА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОЯВЛЯЛ К ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКЕПРОИЗВЕДЕНИЙ.
003 Слушаем "Вариации" Д. Кабалевского.
Учитель: Удалось нам услышать счастье? (Нет).
- Что же помешало, кто почувствовал? (Что-то страшное).
- Что знакомо вам в музыке?
- Что изменилось?
Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце - страшное, траурный колокольный звон.
- Мелодия звучала один раз или несколько? (Несколько).
- Были ли изменения?
- Как называется такое построение музыки? (Вариации).
"Вариации" Д.Б.Кабалевский написал после поездки в Японию. Там он узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки.
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!?»
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Она вынесет все, переждет -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
7. Учитель: Жизнь продолжается, музыка помогает нам в этом. Наша японская гостья исполнит для нас танец с зонтиком.
004(Звучит "Веточка вишни).
8. Вывод: читаем хором музыкально-педагогическую идею урока:
"Музыка прежде всего - искусство человеческого общения".
Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов?
Все мы любим милую "Катюшу".
Любим слушать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
А друзьям - отваги придает.
- О чем стихи? (О песне, которая помогала воевать). Поем 1 куплет песни.
Учитель: В Японии любят петь русские песни, есть клуб любителей русской песни "Катюша". Хотите там побывать? Там вас ждет подарок за хорошую работу сегодня на уроке.
005(Звучит "Катюша").
9. Заключительное слово: Россияне любят японскую музыку. Я надеюсь, что далекая Япония приблизилась к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка - это свободный белый голубь. Всего вам доброго! (Звучит "Вишня").