Цели обучения данного урока | Различать естественные и искусственные источники света. | ||||
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: | ||||
• назвать естественные и искусственные источники освещения; • узнавать источники света. | |||||
Большинство учащихся смогут: | |||||
• сказать, что свет – это энергия; • различать естественные и искусственные источники; • определить какие из источников дают света больше; • осознать, что эксперимент является источником информации. | |||||
Некоторые учащиеся смогут: | |||||
• назвать свойства света; • запомнить дополнительную информацию по теме урока. | |||||
Языковая цель | Развитие навыков: объяснять, что такое свет, давать развернутые ответы, используя научную терминологию. | ||||
Основные термины и словосочетания: | |||||
свет, энергия, источники света, искусственный и естественные источники света. Полиязычие: жарық – свет –light. | |||||
Используемый язык для диалога/письма на уроке: | |||||
Вопросы для обсуждения: | |||||
Где мы можем получить информацию? Что такое свет? Какие бывают источники света? От чего зависит освещенность? | |||||
Предшествующие знания | Знание естественных источников света – солнце, луна. Умение проводить простейшие эксперименты. | ||||
План | |||||
Планируемое время | Запланированная деятельность (впишите свои задания вместо указанных ниже) | Ресурсы | |||
I. Создание положительного эмоционального настроя. | (К) Педагог создает благоприятную атмосферу для работы на уроке. Приём корзинка пожеланий -Положите в эту корзинку свои пожелания себе и одноклассникам на этот урок. | Музыкальный фон. корзинка | |||
0–1 мин II. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. 2–5 мин | 1. – Посмотрите, у меня в руках коробка. В ней есть отверстие. Посмотрите, что лежит в коробке? - Почему не видно? -Что поможет нам, увидеть предмет в коробке? (Свет.) Учитель открывает коробку. В коробке свеча, спички, фонарик, зажигалка. - Что нам поможет увидеть предметы, не открывая коробку? - Как сделать, чтобы в коробке было светло, не открывая коробки? (Зажечь фонарик и опустить в коробку.) УЧИТЕЛЬ ЗАЖИГАЕТ ФОНАРИК И ОПУСКАЕТ В КОРОБКУ. Дети по очереди смотрят в коробку. – Почему мы теперь увидели предметы в коробке? (В коробке стало светло.) - Что же мы сегодня будем исследовать? (Свет.) - Определяют тему исследования – свет. - Какова цель нашего исследования? Мы узнаем, что такое свет Выясним, какой бывает свет. Проведем эксперименты со светом на предмет выяснения, какой источник выделяет больше света, а какой меньше. | Коробка с дырочкой Спички, свеча, фонарик | |||
Середина урока III. Работа по теме урока 6–30 мин 3-5 мин Конец урока IV. Итогурока. Рефлексия. 31–35 мин | (Ф). 1. – Что такое свет? Темнота? - Чем отличаются свет и темнота? - Отчего всем нам светло? А как наступает темнота? - А можно ли сказать, что ночью абсолютная темнота и ничего не видно? Почему? - Какие источники света вы можете назвать? Что нам светит ночью? 2. - Какие предметы были в коробке? свеча, спички, фонарик, зажигалка. - Чем можно объединить все эти предметы? - А чем они отличаются? Проблемный вопрос: - Какие источники света являются природными, созданными природой? - Какие источники света искусственные, т.е. созданы руками человека? Вывод:свет бывает искусственный и естественный. Сообщение педагога. Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором готовили пищу и грелись. От костра в пещере было светло и тепло. Прошло много-много лет, люди стали жить в домах. Костер пришлось спрятать в печь из камня и кирпича. Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Спросить детей, много ли света давала свеча? С помощью демонстрации показать неудобство свечи в использовании. (Э)Зажечь свечу, подставить под пламя стекло или блюдце. Определить, что на блюдце? (Сажа.) Подвести к выводу: если в комнате горит много свечей, то становится тяжело дышать, кружится голова. 3. Презентация «Источники света» Сообщение педагога. Со временем люди изобрели керосиновую лампу. Рассмотреть на картинке или показать настоящую и рассказать, как она работает. В домах стало намного светлее. А на улице? Вот и придумали люди уличные фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек, взбираясь по лесенке зажигал, каждый фонарь, а утром тушил. Это было неудобно. Что придумали люди потом, узнаете из загадки: Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (фонарь) К) Создателем электрической лампочки стал русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Он первым в 1879 году предложил откачивать из стеклянной колбы воздух и спираль изготовил из металлической нити. Томас Эдисон усовершенствовал лампу Лодыгина и в 1880 году поставил их в производство. К) Исследовательская работа. Пронаблюдаем за различными источниками света исоставьте диаграмму «Что даёт нам больше света». Перед вами свеча, фонарик, электрический свет в классе, солнце за окном. Покажите на диаграмме по мере возрастания различные источники света. Сравните. Сделайте вывод. Диаграмма, выполненная первокласссниками 4. Работа с учебником. - Рассмотрите картинки. Что вы видите? - Назовите источники света, данные в учебнике. - Какие из этих источников естественные? Искусственные? 5. Прием ТРКМЧП(Технология развития критического мышления через чтение и письмо) «Чтение с остановками». - Что такое свет? - Для чего нужен свет людям? Растениям? - Чем освещали помещения люди в прошлом? -Как освещают помещения сейчас? - Что нам дает тепло? - Все ли предметы, излучающие свет, дают нам и тепло? 6. Прием ТРКМЧП «Чтение с остановками». «Горячий и холодный свет» - Какие предметы выделяют тепло? - Что мы чувствуем от огня, спички, свечи? СВЕТ бывает и холодным – рыбы, растения, насекомые, лампы, газы. 7. (ПР) Работа в парах. 1) На основе прочитанного, увиденного создайте коллаж «Свет бывает разный», распределив картинки по группам – естественные и искусственные источники света. Работа в парах, которая позволила выполнить формативное оценивание, кто достиг цели, а кто стремится (И, Ф)«Корзина знаний». Учащиеся «складывают» в корзину то, что понравилось и запомнилось на уроке. Педагог предлагает выбрать смайлик. Если смайлик улыбается, значит цели достиг, если смайлик грустит, значит стремится. | Учебник, презентация Стеклянные пластинки | |||