Цели: научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций




Конспект внеурочного занятия


Класс: 1

Направление: спортивно-оздоровительное направление

Тема: «Шахматная доска и фигуры»

Цели: научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи:

 

Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.  
№ п/п Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Мотивационный этап Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. Отгадайте ребус - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами?   -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами?   (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)
Основной этап Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. Король живёт на улице «b» в доме № 7. Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4. Ладья живёт на улице «е» в доме № 5. Слон живёт на улице «f» в доме № 8. Конь живёт на улице «g» в доме № 2. Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Кр - Король С - Слон Ф - Ферзь К - Конь Л - Ладья п. - пешка Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. Игра «Шахматный почтальон»Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. Правила шахматной нотацииДля чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
  1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.
  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».
Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии. Начинаем с белых: Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6. С фигурами, кажется, всё. Что дальше? Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся: пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3. Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7; пп. b7, c6, f7, g6, h7. Несколько полезных советов: Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур. Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии. Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:
  1. путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);
  2. забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;
  3. ленимся записать позицию соперника.
Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл. Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
     
Рефлексивный этап Что нового вы сегодня узнали на уроке? Продолжите: Я узнал… Я научился… -Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? Отвечают на вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: