Задание 1.
Сопоставьте данные ниже тексты; укажите их лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические различия; определите экстралингвистические факторы, обусловившие характер отбора и организации языковых средств в каждом тексте.
а) Солнце любимое, солнце осеннее!
Не кручинься над лесом пустующим:
Горе горькое радости тленнее,
Не горюй же над миром горюющим!
Не одно ты в просторах темнеющих
Заблудилось и мчишься пустынями:
За тобой на лугах зеленеющих
Люди мчатся за веснами синими.
б) Солнце для человека – и источник тяжких испытаний, и бесценный дар. На широте Ашхабада на каждый квадратный метр земли в сутки приходится 7 – 8 тыс. ккал. солнечного тепла или втрое больше, чем на широте Москвы. Такого количества тепла достаточно, чтобы испарить трехметровый слой воды, вызвать смертельные ожоги на коже человека, солнечный удар - перегрев всего организма.
Но без солнечного тепла невозможна жизнь. Жгучее солнце в Средней Азии может быть и благом: здесь очень короткий солнечный сезон. Солнце позволяет высушить виноград, абрикосы, персики, дыни, получить сухой изюм, урюк и курагу, сушеную дыню. Но это все пассивные способы пользования солнечным теплом. Наука работает, и небезуспешно, над использованием солнечных лучей для тепловых электростанций.
На очереди прямое превращение солнечного тепла в электроэнергию, космическая гелиотехника уже пользуется этим, но для промышленности и населения городов это еще дорого. Техническая сторона задачи известна, но к.п.д. термоэлектрогенератора еще низкий, и потому "желтый" уголь пока остается резервным топливом.
в) Солнце – центр, тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектр, класса G 2; масса М 0 = 2? 10 30 кг, радиус R 0 = 696 т. км 3, ср. плотн. 1,41? 10 3 кг/м 3, светимость L 0 = 3,83? 10 кВт, эффективная тем-pa поверхности (фотосферы) 5770°К.
Период вращения (синодич.) изменяется от 27 сут. на экваторе до 32 сут. у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2. Хим. состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90 %, гелий – 10 %, остальные элементы – менее 0,1 % (по числу атомов). Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центр, области С., где темп-pa превышает 10 млн.°К... Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R 0 – конвекцией.
Задание 2.
Прочитайте отрывок из книги "Юности честное зерцало". В чем специфика данного текста? Каковы его основные языковые особенности?
Когда прилунится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси. Первый не пей, будь воздержан и бегай пьянства; пей и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем и не пей, пока еще питци не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свинья, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот...
Интерактивные формы работы. Работа в группах
Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ по плану, данному в предыдущем задании. Отметьте в текстах стилистически маркированные единицы и определите характер их окрашенности.
Итоговый контроль знаний. Тестовые задания по теме.
1. ОСНОВНЫМИ ЖАНРОВЫМИ РАЗНОВИДНОСТЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОДСТИЛЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ...
1) резюме, запрос, коммюнике;
2) заявление, расписка, справка;
3) патент, расписка, хроника;
4) закон, указ, постановление.
2. НЕВЕРНО ОТМЕЧЕНЫПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ В РЯДУ...
1) оценочность, многозначность, экспрессивность;
2) аббревиатуры, сложносокращенные слова, заимствования;
3) отвлеченность, абстрактность, книжность;
4) обобщенность, терминологичность, однозначность.
3. К ЖАНРАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ ОТНОСИТСЯ...
1) элегия;
2) патентное описание;
3) договор;
4) устав.
4. СТИЛЬ, КОТОРОМУ ДОЛЖНЫСООТВЕТСТВОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ...
1) научным стилем речи;
2) официально-деловым стилем речи;
3) публицистическим стилем речи;
4) разговорным стилем речи.