Образование как средство развития человека – формирование инвестиций в человеческое развитие




 

Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительности».

Помимо того, что образование превращает человека в более производительного работника, оно развивает в нем предпринимательские эффекты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной лаг между открытиями и всеобщим применением, то есть оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в науке и технике, они первые внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности.

В теории человеческого капитала проблема производственного опыта является одной из самых сложных при изучении процессов формирования рабочей силы. Общетеоретическая разработка проблем инвестирования производственного опыта принадлежит Г. Беккеру, которую усовершенствовал Дж. Минцер. Центральным моментом теории инвестирования подготовки на производстве является выделение, как отмечалось ранее, специальной и общей подготовки на производстве.

Человеческий капитал это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Этот капитал формируется в процессе образования и используется человеком в определенной сфере общественного производства.

Итак, основную роль в формировании и развитии человеческого капитала играет образование. Концепция человеческого капитала предполагает, что вложения человеком средств в образование производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем. Здесь, как и в случае с любыми другими инвестициями, человеку необходимо определить экономическую эффективности вложений в себя самого, в свой человеческий капитал.

Под экономической эффективностью принято понимать соотношение между величиной полезного результата (как степени достижения поставленной цели) и затратами на получение этого эффекта. Это правило справедливо и при оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал. Экономический эффект образования для работника измеряется прежде всего приростом его дохода в будущем.

В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе сложных расчетов. Обычно человек использует те или иные субъективные оценки, а также сравнивает дополнительные доходы в будущем от полученного образования с затратами на него.

Можно предложить следующий способ оценки эффективности инвестиций в образование: суммарные дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием высшего образования, должны существенно превышать суммарные расходы на получение этого образования. Тогда, с точки зрения собственника, инвестиции эффективны. На основе этого же принципа легко посчитать срок окупаемости инвестиций в образование.

Человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток В (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ.

 

Рисунок 1 – Альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений

 


Очевидно, что суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работников со средним общим образованием.

В Казахстане по данным последней переписи населения 2001 г. почти 61% всего населения в возрасте 15 лет имело среднее обязательное образование, 23% – среднее специальное и 18% – основное высшее. Образование населения Казахстана в 2009 году можно охарактеризовать данными (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Уровень образования Республики Казахстан

 

Естественно, что любое реформирование страны вызывает необходимость реформирования ее отраслей и требует определенных затрат на этот процесс. В Казахстане проблемные вопросы переходного периода привели к тому, что общие затраты государства на образование резко снизились не только в абсолютном размере, но и в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Так, если в 1990 г. они составляли 8,2% от ВВП, то в 1994 г. – только 3,2%, в 2001 г. – 4%, а в 2009 г. – 4,2%.

Одновременно снижение государственных затрат на образование уменьшило уровень доступности бесплатного образования для населения Казахстана и породило развитие коммерческих платных образовательных услуг, появление которых было связано со следующими процессами, происходящими в стране:

- переходом на рыночную модель экономики;

- развитием частных форм собственности;

- появлением свободы выбора населением форм приобретения образования;

- вхождением национального образования в мировую образовательную систему;

- стратегическим приближением казахстанского образования к современным европейским стандартам оценки его уровня и качества;

- расширением экономической самостоятельности учебных заведений;

- переходом на многоуровневую систему подготовки профессиональных кадров.

В результате была создана и продолжает строиться новая модель национальной системы образования, финансируемая в меньшей своей части за счет государственного бюджета, а в большей – за счет платных образовательных услуг.

Стратегия реформ образования страны, разработанная в рамках стратегического плана «Казахстан – 2012», определила следующие задачи:

- улучшение качества образования как первостепенную задачу;

- введение мер, обеспечивающих доступ к образованию всех народов, проживающих в Казахстане, и всех групп населения;

- обеспечение взаимодействия воспитания и образования;

- содействие интеграции образования и науки;

- обеспечение мобилизации ресурсов на повышение эффективности образовательной системы;

- повышение эффективности финансирования образовательной системы;

- решение ряда других организационных мер, направленных на улучшение образования в Республике Казахстан.

 

 


Заключение

 

Таким образом, в заключении стоит сделать следующие выводы:

1. Выбирая вуз, необходимо получить информацию о наличии у него государственной лицензии. Обязательно поинтересоваться, какой преподавательский состав в учреждении и какова программа обучения на факультете. Также стоит постараться собрать информацию о выпускниках вуза (насколько удачно они трудоустроены).

Необходимы и различные профориентационные программы, и рейтинги вузов (только объективные), и ведение статистики о востребованности на рынке тех или иных специалистов.

3. Многие компания на сегодня должны поменять свое отношение к студентам. В японской системе менеджмента существует семейная преемственность, когда отец приводит сына на предприятие, и от этого результаты только улучшаются. Я в корне не согласна с мнением некоторых работодателей, что не нужно брать на работу специалистов без опыта. Наоборот, у выпускников свежие головы, интенсивное мышление, и они как губка впитывают в себя новые знания. Тем более что во многих серьезных компаниях сейчас проводится ротация. На позицию менеджера часто предпочитают взять того же секретаря, воспитанного в стенах компании, нежели человека со стороны. Ведь воспитанник компании знает ее изнутри, хорошо разбирается в том, какого рода товары и услуги она предлагает. Думаю, выпускникам вузов не следует увлекаться амбициями и отдавать себе отчет в том, что восхождение по карьерной лестнице начинается снизу.

В рамках выводов сделанных по вопросам инвестиций в образование стоит отметить следующее:

1. В настоящее время влиятельным фактором выбора потребительских пристрастий в пользу определенного учреждения образования являются цены на его платные образовательные услуги и тарифная политика этого учреждения образования, что послужило основой модели формирования оптимальной цены на отдельную образовательную услугу и рекомендаций по формам финансовой помощи малообеспеченным семьям и слабозаселенным регионам Казахстана со стороны высшего уровня управления образованием и финансами Республики Казахстан.

2. Развитие платных образовательных услуг во многом зависит от тех финансовых инструментов, которые используются и вращаются в системе функционирования соответствующего рынка.

8. Учитывая роль образования в формировании будущего кадрового потенциала государства и в целях уточнения функций государственного участия в развитии рынка платных образовательных услуг в дипломной сформированы предложения по способам разделения управленческих функций между учреждениями образования и высшим уровнем управления образованием со стороны государства, которые, на наш взгляд, должны расширить самостоятельность образовательных предприятий Казахстана в сфере принятия инвестиционных решений.


Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года №389–1 «Об образовании» с изменениями на 13.07. 2008.

2. Государственная программа «Образование», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г.

3. Бизнес-образование в Республике Казахстан: Проблемы и стратегические ориентиры на XXI век». С. Сатубалдин, исполнительный директор КИМЭП при Президенте Республики Казахстан, академик, доктор экономических наук, профессор. // «Актуальные проблемы высшей школы» 2008 год. №1,4

4. Официальный сайт Фонда Сорос-Казахстан // 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: