родился в Кисловодске, 11 декабря | |
окончил школу в Ростове-на-Дону | |
1941–45 | в армии, от рядового до капитана |
арестован на фронте в Восточной Пруссии, 9 февраля; 7 июля осужден по ст. 58 на 8 лет лагерей | |
отправлен «навечно» в ссылку в аул Кок-Терек Джамбульской области Казахской ССР | |
1953–56 | |
в апреле распущена ссылка по 58-й статье, в июне уезжает в Россию | |
1956–57 | учительствует в Мезиновской средней школе во Владимирской области |
6 февраля реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР | |
1957–62 | учительствует в Рязани, в школе № 2 |
в мае-июне написал «Один день Ивана Денисовича» | |
в ноябре рассказ отнесен в «Новый мир» Твардовского | |
в ноябрьской книжке «Нового мира» опубликован «Один день...» | |
в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка» | |
1965–68 | в несколько приёмов написан «Архипелаг ГУЛАГ» |
закончена повесть «Раковый корпус» | |
в мае — открытое письмо Съезду советских писателей | |
окончательная редакция романа «В круге первом» | |
в марте начал писать историческую эпопею «Красное Колесо»; в ноябре исключен из Союза писателей | |
в октябре присуждена Нобелевская премия по литературе | |
в Париже выходит по-русски «Август Четырнадцатого» | |
1970–73 | рождаются три сына |
в конце августа рукопись «Архипелага ГУЛАГа» захвачена КГБ; в декабре первый том «Архипелага» вышел в Париже | |
в Париже выходит «Бодался телёнок с дубом» | |
переезжает из Цюриха в США, штат Вермонт | |
1975–89 | пишет «Красное Колесо»; выступает с публицистикой |
начало печатания «Архипелага» на родине | |
публикует книгу «Россия в обвале»; 80-летний юбилей; на сцене «Театра на Таганке» премьера «Шарашки» | |
1998–03 | публикует «Двучастные рассказы», очерки «Литературной коллекции», «Двести лет вместе», «Угодило зёрнышко между двух жерновов» |
в Москве прошла международная конференция: «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества» | |
3 августа 2008 | Александр Исаевич Солженицын умер в Москве |
2. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнесите приведенные ниже характеристики внешности и поведения или фрагменты высказываний с конкретными персонажами рассказа.а) «Темный, да длинный, да насупленный — и носится быстро. Вынырнет из барака: «А тут что собрались?» — Не ухоронишься. Поперву он еще плетку таскал, как рука до локтя, кожаную, крученую. В БУРе ею сек, говорят».___________________________
б) «...Оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за друга держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало».__________________________
в) «...Видите ли, я прожил почти целый месяц на английском крейсере, имел там свою каюту. Я сопровождал морской конвой. Был офицером связи у них».___________________________
г) «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменив была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. <...> Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостеневшие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного».____________________________
4. Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по именам и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем заняты в рассказе лагерные художники? Как в этой подробности проявляется отношение автора к искусству тоталитарной эпохи? Назовите эпизоды рассказа, развивающие мотив псевдоискусства._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки. Проверьте, как вы поняли следующие детали его «производственной деятельности ».
а) Каким образом Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком, хотя по правилам в конце каждого рабочего дня инструменты сдаются инструментальщику?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Для чего Шухов с Гопчиком прячут на месте работы куски алюминиевой проволоки?__________________________________________________________________________
в) Какой предмет заимствует у Шухова Цезарь Марнович, прося у него «десять суток»?______________________________________________________________________________
7. В сюжетном движении рассказа важную роль играет фиксация точного времени или точные указания на длительность того или иного действия или состояния. Ряд хронометрических подробностей действия обладает смысловой многозначностью. Прокомментируйте указанные ниже эпизоды или детали:
а) Почему Шухов всегда просыпается за полтора часа до развода?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Во время работы на строительстве ТЭЦ Шухов по солнцу определяет время полдня, однако Буйновский поправляет его, упоминая принятый по этому поводу советской властью декрет. О каком декрете идет речь и в чем символика этой сцены?_____________________________________________________________________________
в) Определите, когда были арестованы и начали лагерную жизнь первый бригадир Шухова Куземин и нынешний его бригадир Тюрин. Как помогают эти хронологические подробности понять позицию Солженицына по отношению к эпохе тоталитаризма?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Допишите концовки двух пословиц, звучащих в речи героя: «Брюхо — злодей, _________________________________________»;«Быстрая вошка всегда первая_______________________________________________». «Старый месяц _______________________________________________» Задание 3. Прочитайте рассказ «Матренин двор». Ответьте на вопросы.
1. Как первично назывался рассказ?
________________________________________________________
2. Кто настоял на изменении названия рассказа?
_________________________________________________________
3. Когда был написан рассказ?
_________________________________________________________
4. Назовите время действия в рассказе.
_________________________________________________________
5. В каком году был опубликован рассказ?
_________________________________________________________
6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.
___________________________________________________________
7. Как называется деревня, где-либо происходят события?
_____________________________________________________________
Чей это портрет?
1. «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».
_______________________________
2.«Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».
_________________________________
3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые
сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,
так словно хлебало был виден едва…».
___________________________________
4. «…круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».
_____________________________________
5. «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью
залиты, были глаза».
__________________________________________
3.Кто из персонажей рассказа …
«…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
_______________________________________________
«…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?_______________________________________
«…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?______________________________________
«Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то – поезда»?
______________________________________
Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?__________________________
«по улице на мужиков с кулаками бегал…»?______________________________________
«…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?_____________________________________
«Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?__________________________________
«…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?_________________________________
«И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»________________________________
4.Кому принадлежат слова:
1. «Ни к столбу, ни к перилу эта работа».___________________________________
2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им
не так»._____________________________________
3.«У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».____________________
4.«Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»____________________________
5.«Две загадки в мире есть: подобно родился – не помню, подобно умру – не знаю».
____________________________________
6.«Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».
__________________________________
7.«Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный праведник, без которого, вдоль пословице, не целесообразно село. Ни город. Ни все суша наша».
__________________________________