Задание 1.Впишите в таблицу недостающие даты и факты.




  родился в Кисловодске, 11 декабря
  окончил школу в Ростове-на-Дону
   
1941–45 в армии, от рядового до капитана
  арестован на фронте в Восточной Пруссии, 9 февраля; 7 июля осужден по ст. 58 на 8 лет лагерей
  отправлен «навечно» в ссылку в аул Кок-Терек Джамбульской области Казахской ССР
1953–56  
  в апреле распущена ссылка по 58-й статье, в июне уезжает в Россию
1956–57 учительствует в Мезиновской средней школе во Владимирской области
  6 февраля реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР
1957–62 учительствует в Рязани, в школе № 2
  в мае-июне написал «Один день Ивана Денисовича»
  в ноябре рассказ отнесен в «Новый мир» Твардовского
  в ноябрьской книжке «Нового мира» опубликован «Один день...»
  в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка»
1965–68 в несколько приёмов написан «Архипелаг ГУЛАГ»
  закончена повесть «Раковый корпус»
  в мае — открытое письмо Съезду советских писателей
  окончательная редакция романа «В круге первом»
  в марте начал писать историческую эпопею «Красное Колесо»; в ноябре исключен из Союза писателей
  в октябре присуждена Нобелевская премия по литературе
  в Париже выходит по-русски «Август Четырнадцатого»
1970–73 рождаются три сына
  в конце августа рукопись «Архипелага ГУЛАГа» захвачена КГБ; в декабре первый том «Архипелага» вышел в Париже
   
  в Париже выходит «Бодался телёнок с дубом»
  переезжает из Цюриха в США, штат Вермонт
1975–89 пишет «Красное Колесо»; выступает с публицистикой
  начало печатания «Архипелага» на родине
   
  публикует книгу «Россия в обвале»; 80-летний юбилей; на сцене «Театра на Таганке» премьера «Шарашки»
1998–03 публикует «Двучастные рассказы», очерки «Литературной коллекции», «Двести лет вместе», «Угодило зёрнышко между двух жерновов»
  в Москве прошла международная конференция: «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества»
   
3 августа 2008 Александр Исаевич Солженицын умер в Москве
Задание 2. Прочитайте рассказ «Один день Ивана Денисовича», ответьте на вопросы. 1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опи­шите ее.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнесите приведенные ниже характеристики внешности и поведения или фрагменты высказываний с конкретными персонажами рассказа.а) «Темный, да длинный, да насупленный — и носится быстро. Вынырнет из барака: «А тут что собрались?» — Не ухоронишься. Поперву он еще плетку таскал, как рука до локтя, кожаную, крученую. В БУРе ею сек, говорят».___________________________
б) «...Оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за дру­га держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало».__________________________
в) «...Видите ли, я прожил почти целый месяц на английском крейсере, имел там свою каюту. Я сопровождал морской конвой. Был офицером связи у них».___________________________
г) «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменив была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. <...> Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостенев­шие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного».____________________________
4. Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по именам и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем заняты в рассказе лагерные художники? Как в этой подробности проявляется отношение автора к искусству тоталитарной эпохи? Назовите эпизоды рассказа, развивающие мотив псевдоискусства._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки. Проверьте, как вы по­няли следующие детали его «производственной деятельности ».
а) Каким образом Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком, хотя по правилам в конце каждого рабочего дня инструменты сдаются инструментальщику?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Для чего Шухов с Гопчиком прячут на месте работы куски алюминиевой проволоки?__________________________________________________________________________
в) Какой предмет заимствует у Шухова Цезарь Марнович, прося у него «десять суток»?______________________________________________________________________________
7. В сюжетном движении рассказа важную роль игра­ет фиксация точного времени или точные указания на длительность того или иного действия или состояния. Ряд хронометрических подробностей действия обладает смысловой многозначностью. Прокомментируйте указан­ные ниже эпизоды или детали:
а) Почему Шухов всегда просыпается за полтора часа до развода?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Во время работы на строительстве ТЭЦ Шухов по солнцу определяет время полдня, однако Буйновский по­правляет его, упоминая принятый по этому поводу совет­ской властью декрет. О каком декрете идет речь и в чем символика этой сцены?_____________________________________________________________________________
в) Определите, когда были арестованы и начали лагерную жизнь первый бригадир Шухова Куземин и нынеш­ний его бригадир Тюрин. Как помогают эти хронологи­ческие подробности понять позицию Солженицына по отношению к эпохе тоталитаризма?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Допишите концовки двух пословиц, звучащих в речи героя: «Брюхо — злодей, _________________________________________»;«Быстрая вошка все­гда первая_______________________________________________». «Старый месяц _______________________________________________» Задание 3. Прочитайте рассказ «Матренин двор». Ответьте на вопросы.

1. Как первично назывался рассказ?

________________________________________________________

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

_________________________________________________________

3. Когда был написан рассказ?

_________________________________________________________

4. Назовите время действия в рассказе.

_________________________________________________________

5. В каком году был опубликован рассказ?

_________________________________________________________

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

___________________________________________________________

7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

_____________________________________________________________

Чей это портрет?

1. «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

_______________________________

2.«Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

_________________________________

3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так словно хлебало был виден едва…».

___________________________________

4. «…круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

_____________________________________

5. «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

залиты, были глаза».

__________________________________________

3.Кто из персонажей рассказа …

 «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

_______________________________________________

 «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?_______________________________________

 «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?______________________________________

 «Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то – поезда»?

______________________________________

 Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?__________________________

 «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?______________________________________

 «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?_____________________________________

 «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?__________________________________

 «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником – дезертиром»?_________________________________

 «И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»________________________________

4.Кому принадлежат слова:

1. «Ни к столбу, ни к перилу эта работа».___________________________________

2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

не так»._____________________________________

3.«У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».____________________

4.«Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»____________________________

5.«Две загадки в мире есть: подобно родился – не помню, подобно умру – не знаю».

____________________________________

6.«Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

__________________________________

7.«Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный праведник, без которого, вдоль пословице, не целесообразно село. Ни город. Ни все суша наша».

__________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: