Цель работы: выяснить, какую роль выполняет художественный образ мемориальных зданий и сооружений в градостроительстве.
Задачи:
· Рассмотреть зарубежные аналоги
· Рассмотреть отечественные аналоги
· Выявление характерных композиционных приемов формирования архитектурных решений
· Обобщение результатов исследования
Художественный образ любого здания является, прежде всего, его лицом. Благодаря такой важной составляющей у любого человека сразу возникают ассоциации и предположения по назначению данного объекта архитектуры. Должен присутствовать символизм, иными словами, мемориальное здание не должно быть похожим на жилой дом. Для зданий могут использоваться разные формы, материалы и конструкции, все это дополнительно воздействует на эмоциональный фон человека, его психологию и воспитание. Мемориальная архитектура играет важную градостроительную роль.
Мемориальные (от лат. memorialis -- «памятный») постройки любого характера, будь то целое здание или малая архитектурная форма, определяются сохранением памяти о погибших в войнах, катастрофах, об утерянном культурном наследии, о забытых предметах истории.
Рассмотрим, как за рубежом решается задача с проектированием мемориальных объектов строительства. Для начала рассмотрим многим известный Мемориальный музей мира в Хиросиме. Как уже говорилось, создание подобных зданий во многом формирует идею градостроительства, и это его не неотъемлемая часть. Важным моментом является художественный облик, то, как будет он восприниматься человеком в окружающей среде, как этот образ будет влиять на настроение, работоспособность и психику. Поэтому после катастрофы в Японии была поставлена задача сформировать ядро города, исторический центр, чем и явился проект Кэндзо Тангэ.
|
Рисунок 1 – главный фасад.
Рисунок 2 – перспектива.
В данном произведении искусства нет ничего лишнего, в основном используется железобетон. Здание поднято на высоту 6-ти метров благодаря мощной конструкции пилонной системы. Благодаря своей суровости постройка мотивирует не сдаваться, заставляет человека бороться с проблемами, на что дополнительно влияют строгие вертикальные модульные перегородки на остеклении фасада. Так же от главного здания галереями соединены боковые части музея, что позволяет видеть постройку более целостной и органичной. В целом конструкция выглядит очень мощно за счет ее монолитности и объемов.
Невозможно пройти мимо мощного памятного сердца Ульяновска, мимо Ленинского мемориала. Сразу стоит отметить, что здание построено полностью из железобетона, как и музей Кэндзо, но облицовка выполнена из белого мрамора. План имеет квадратное очертания на всех уровнях. Первый этаж выполнен с помощью конструктивной сетки железобетонных колонн высотой 7,5м и шагом между ними в 14,5м, что позволило избежать чрезмерной громоздкости здания. Так же человек может пройти по первому этажу без проникновения в комплекс, а за счет стеклянных стен вестибюлей еще и рассмотреть его внутренние части. Второй этаж на разных фасадах имеет свои решения. Например, главный фасад имеет большую лоджию-трибуну с видом в город, восточный фасад выполнен с элементом горельефа Ленина, западный фасад решен крупными стеклянными витражами. Надо заметить, мемориал выполнен без каких либо излишеств, присутствует строгость форм, за счет простых, больших объемов и прямых перпендикулярных линий во всех плоскостях. Благодаря символизму данного объекта архитектуры, можно сказать определенно точно, что это мемориальный комплекс.
|
Рисунок 3 – Ленинский мемориал.
Можно сделать следующий вывод: подход у этих двух построек одинаковый – монументальность идеи, прямоугольность и простота форм, использованы однотипные материалы и конструкции, а вот тематика и функциональное назначение несут разный характер.
Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры предстает перед нами абсолютно в ином художественном образе. Сразу в глаза бросается форма здания – три модуля перевернутой усеченной четырехугольной призмы, которые облицованы решеткой интересной резной формы, вторым слоем идет остекление и завершается все крепким металлическим каркасом, который и создает форму постройки. Первый этаж выражается чистым панорамным остеклением, что автоматически делает конструкцию визуально легче. Стены самого верхнего этажа тоже полностью застеклены, а на кровле располагаются солнечные батареи. Как итог – само здание органично гармонирует с городской средой, не выбивается из общей концепции. Облик четко дает понять, что объект является культурно мемориальным зданием.
Рисунок 4 – главный фасад.
Рисунок 5 – вид с верху.
Рисунок 6.
Музей истории Холокоста по-своему уникален. Здание вырезано в ущелье и выполнено в виде треугольной призмы, это позволяет уменьшить нагрузку от земли на крышу. Верхняя часть полностью сделана из стекла, что позволяет днем постоянно освещать внутреннее пространство. Пол, внутренние и внешние стены полностью выполнены из железобетона. Выход представляет собой поперечное сечение призмы, боковые грани которой развернуты в разные стороны, далее открывается чудный панорамный вид на Иерусалим. Для населения Израиля такой музей просто необходим. С градостроительной точки зрения здание идеально вписывается в среду, не занимает много площади и легко сочетается с соседними постройками.
|
Рисунок 7 – смотровая площадка.
Рисунок 8 – вид сверху.
Как можно заметить – в двух последний сооружениях используются уже иные формы, образующие объем здания – призмы разного сечения с применением остекления в больших объемах. Этим можно объяснить другое функциональное назначение и стиль построек.
В результате исследования стало ясно, что для городской среды проектирование зданий и сооружений мемориальной архитектуры необходимо, оно формирует художественный образ города и сохраняет в памяти людей то, что было забыто или утеряно несколькими веками ранее.
Список литературы.
https://www.yadvashem.org/ru/museum/holocaust-history..
https://archi.ru/projects/world/5663/smitsonovskii-nacionalnyi-muzei-afroamerikanskoi-istorii-i-kultury
https://tatlin.ru/articles/leninskij_memorial
https://mirchudes.net/architecture/1243-memorialnyy-muzey-mira.html