Пьянство.
Выпивающему человеку на вопрос,
чем можно заменить расслабляющий эффект алкоголя?
Теги:
Пьянство
Алкоголь
Расслабление
Этот ответ является продолжение ответа: «Пьянство. В ответ на вопрос, что плохого, если выпить хочется». Получил ответ, человек спросил: «Чем можно заменить расслабляющий эффект алкоголя?»
Один человек рассказывал, что одесские моряки (не утверждаю, что все) пьют Хельбу. Работа по лову рыбы тяжелая. Все лицо горит от соленой воды, руки устали от сетей, тело ломает, да и попросту плохое самочувствие. Чтобы это состояние снять, они заказывают в прибрежных заведениях стаканчик Хельбы. Это пряность. Она продается именно как пряность. Половину чайной ложки на стакан воды заваривают, как чай и пьют.
В беседах «Тирания мозга и алкоголь»были разобраны некоторые возможные варианты расслабления. Часто люди сами замечают, что таким восстанавливающим свойством обладает природа. Иоанн Златоуст, обращаясь к пьющему мужчине, отмечал, что при единодушии супругов совместные поездки дают утешение.
Своим опытом поделился человек, по работе испытывающий много переживаний. Вечером, по возвращении домой после активного трудового дня с обилием встреч, голова просто раскалывается. Возникает метафизическая тошнота. Возможно, это чувство возникает от огромного числа запросов, на которые сознание давало отклик в течение дня, да еще на больших скоростях. Человек посылает запрос в сознание, оно готовит ответ, а ты уже бежишь дальше – «проехали». Наматывается комок, как говорится в теории продуктивизма, незавершенных циклов. В частности, Дэвид Аллен создал теорию, как разгрузить мозг менеджеров. Суть теории – отсутствие незавершенных циклов. Все рабочие цепочки должны быть завершены в сознании. Человек должно понимать, что по этому номеру позвонил, на это письмо отвечать не будет. Некая определенность в сознании возникает. Незавершенность же цикла - огромное количество задач без решения в голове - гудят пчелиным роем.
|
Но вернемся к человеку, о котором шла речь. В такие минуты, он отмечает, что понимает алкоголиков. Сам испытывает помысел напиться, но осознает: это путь в никуда. Выпьет, заснет, а утром вопросы все равно останутся. Проблемы перейдут в следующий день, словно отодвинуты ковшом бульдозера. Но бульдозер либо упрется в не сдвигаемую кучу, либо проблемы (как земля) начнут переваливать через ковш и падать на крышу твоего трактора. В этом состоянии метафизической тошноты невозможно кушать, говорить, работать, читать и молиться. Это состояние оглушенной рыбы. Для себя он нашел выход – встать на коленочки перед Распятием и в покаянной молитве перебратьвесь день с того момента, как потерял себя. Возможно, день шел нормально, но вот на какой-то точке сорвался и побежал, вошел в состояние загона (азарта). Сорвался, поругался. Часто в течение дня нет возможности восстановиться, ждут дела. С этой точки, когда помчался он и кается – Господи, прости, что побежал; что поругался; что не помолился перед тем, как что-то сказать; что накричал и не вернулся попросить прощения. Когда добирается в покаянной молитве до нынешней секунды, то происходит соединение с самим собой. Состояние невыносимой метафизической тошноты, как чулок, сходит. Конечно, это не техника, это не аутотренинг. Это все дар благодати Духа. К такой практике он прибегает, только когда испытывает сильное чувство внутреннего раздрая. Помогает травяной чай (не агрессивный, а расслабляющий) и чтение духовной литературы (той, которой сейчас хочется). И даже если прочитанное (совет, например) вызывает протест из-за разницы взглядов, то все равно приходит ощущение, что все спазмированные умственные процессы расслабляются. Можно провести аналогию с мышцами. Когда мышцы перенапряжены, то человек словно зажат в корсете. Он не может расслабиться.
|
Еще можно помолиться и испытать совесть. В течение нескольких минут просто вспомнить прошедший день и параллельно попросить у Господа прощения. Испытание совести носит во времени фиксированный характер (не более 15 минут). При коленопреклоненной молитве перед Распятием человек уже не смотрит на часы. Полчаса чтения, травяной успокаивающий чай, молитва и испытание совести и человек входит в младенческое состояние(в хорошем смысле), когда ничто не тревожит. И даже если беспокойные мысли есть, то их уже можно идентифицировать. Из всего гула вычленить те сигналы, на которые реально стоит реагировать.
Есть светская книга Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок». Автор рассказывает, каким образом организовывать свой рабочий день так, чтобы этого гнетущего состояния не возникало. Информация об этой системе и менеджмент-технологиямбыла разобрана в цикле бесед «Тирания мыслей и алкоголь». Опубликованы работа и цикл лекций «Горение сердца», в которых разбирается почему у человека угасают творческие способности и как жить, чтобы они не угасали. В 8 части цикла идет речь об этой системе[1]. Предлагается таким образом структурировать информацию, поступающую в жизнь человека, чтобы ничего не нужно было держать в памяти. Эта система несколько сложнее, чем записывать дела на бумажках и приклеивать их к столу. Когда таких стикеров наберется 20-30, в них уже сложно ориентироваться. Методика системы сначала кажется сложной, но потом эта сложность проходит. Возможно, в начале требуются папки и блокноты, а потом, года через 2, эта система работает без папок, блокнотов и многих записей. Незавершенный рабочий процесс мозг не может забыть и постоянно сигнализирует, что этот пункт остался без решения. Два-три таких сигнала на постоянной основе мы еще способны выдерживать, хотя это и неприятно. Но когда их десятки или соткни, с этим гуломсигналов очень трудно жить.
|
Здесь становится понятна логика пьющих людей. Рассказывал один человек, который изучал эту методику. Он все сделал, как полагалось и ощутил, что мозг чист. Не нужно ничего помнить, все записано. Смысл записей в том, что они всплывут в нужное время в нужном месте. Но оказалось, что от бокала вина ощущения похожие. На время пропадают все мысли (что ты не успеваешь или беспокойство за качество работы). Но разгрузка головы подобными способамичревата. Например, для хирурга или стоматолога критична точность движения рук. А работающий в нетрезвом состоянии столяр подвергает опасности самого себя. Рано или поздно встанет вопрос о профпригодности такого специалиста.
Человек должен проживать день и общаться с людьми так, чтобы не терять внутреннего мира. Если ты на одного прогневался, другого осудил, на третьего накричал, то внутренний мир потихоньку уходит. Собственные реакции начинают разрывать человека. К вечеру голова просто гудит, но если вычленить отдельные сигналы из этого гула, то каждый из них указывает и дает информацию, что в течение дня было сделано не так. Этот гул стоитне глушить, а попытаться сначала успокоиться через молитву и покаяние, а потом сигналы эти вычленить и понять. Со временем человек накапливает опыт и в течение дня ведет себя так, чтобы к вечеру не войти в состояние раздрая. Такая возможность появляется, если вечероманализировать свой день. Святые отцы называют это испытанием совести. Когда человек начинает разбирать прошедший день (не более 15 минут), он многое осознает – с чего начинаются срывы, как страсти взаимосвязаны друг с другом. Одна страсть влечет за собой другую. Например, сначала объелся, потом поругался. Постепенно у человека приходит понимание сети страстей и системы кнопок, на которые страсти нажимают. Тогда человек еще до возникновения ситуации может на нее (страсть) повлиять. Он чувствует, что закипает и понимает, что сейчас в нем движение разовьется и выбьет из седла. Пока оно мал о необходимо противопоставить ему нечто противоположное. Академик Ухтомский говорил, что нужно по намечающимся отрыжкам узнавать то состояние нервной системы, которое сейчас стремится выйти на поверхность. Этот навык необходим, чтобы противопоставить другую доминанту, другой доминирующий процесс. Побеждать страсти противоположными добродетелями. Противоположная добродетель гасит зарождающееся страстное движение.
Возможно, кому-то эта работа покажется тяжелой, но на самом деле это не так. Познавать себя – очень интересно. Речь идет не об эгоизме и прочих современных идеях самореализации. Ты познаёшь себя - и тебе проще с собой совладать. Результат – сохранение внутреннего мира. Тогда человек даже после тяжелого рабочего дня не находится в подавленном состоянии, становится способен в мире пребывать и по возвращении домой.
Более подробно в внутреннем мире и иммунитете к внутреннему раздраю см. беседы и одноименные тексты «Внешняя жизнь и мир мыслей».
Иеромонах Прокопий (Пащенко)
[1] По сравнению с лекциями, текст – более расширен, особенно, в отношении части восьмой; https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/