ТРОПЫ
Прием | Определение | Пример |
Метафора (развёрнутая метафора) | Вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков (скрытое сравнение). | Сыплет черемуха снегом. (Цветущие кисти черемухи подобны снегу). |
Метонимия | Замена одного слова или понятия другим на основании внешнего или внутреннего сходства. | Люблю Пушкина. (Произведения Пушкина). Съесть три тарелки.(Их содержимое). |
Ирония | Употребление слова в смысле, противоположном буквальному, с целью насмешки. | Ах, Моська, знать она сильна, что лает на слона. |
Гипербола | Образное преувеличение. | Редкая птица долетит до середины Днепра. |
Литота | Образное преуменьшение. | Мужичок-с-ноготок. |
Олицетворение | Перенос свойств одушевленного предмета на неодушевленные. | Вышел месяц из тумана. |
Синекдоха | Обозначение целого через его часть. | Швед, русский колет, рубит, режет. |
Эпитет | Образное определение предмета. | Сквозь волнистые туманы пробирается луна. |
Сравнение | Слово или выражения, которые образно характеризуют предметы, действия, признаки путем сравнения их с другими предметами, действиями, признаками. | Над лугами дуют свежие ветры, а высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ(ПРИЁМЫ)
Стилистические фигуры – это обобщенное название стилистических приемов. Они построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, "практического" употребления. Их назначение – усиление выразительности высказывания.
Прием | Определение | Пример |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. | Ее голубые глаза светились, горели, сияли. |
Парцелляция | СФ, при которой части одного предложения становятся отдельными предложениями с целью выделения смысла каждой фразы. | Я люблю тебя. Я. Тебя. Люблю. Я видел солнце. Над головой. |
Антитеза | Резкое противопоставление понятий, образов, состояний. | Они сошлись: волнаикамень, стихии проза, ледипламеньне столь различны меж собой. |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически несовместимых. | Живой труп. Грустная радость. |
Зевгма | СФ, в которой центральное слово конструкции – многозначное, а зависимые поясняют оба значения этого слова. | Пахнет потом искандалами. Он потерял фуражкуи верув людей. |
Лексический повтор | Повтор одного и того же слова или словосочетания ради выделения ключевого понятия: а) для обозначения большого числа предметов; б) для усиления признака, качества или действия; в) для указания на длительность действия. | а) Кругом леса, леса, леса; б) Вот темный, темный сад; в) Зимы ждала, ждала природа |
Анафора (единоначатие) | Повтор слова или словосочетания в начале смежных строк. | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. |
Эпифора | Повтор слова или словосочетания в конце смежных строк. | Мне бы хотелось знать, почему я титулярный советник?Почему именно титулярный советник? |
Бессоюзие | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или простыми предложениями в составе сложного. Придает высказыванию стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржание, стон… |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Тонкий дождь сеялся и на поля, ина леса, и на Днепр. |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов с целью усиления выразительности речи. | Вывели лошадей. Не понравилисьони мне. |
Эллипсис | Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи. | Мы села –в пепел, грады –в прах. |
Перифраза | Замена однословного названия его описательным выражением. | Гений русской литературы. (Пушкин) |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение предложений | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет |
Цитирование | Передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. | Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» |
Противопоставление | Противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом | Пролетариям нечего в ней терятькроме своих цепей.Приобретут же они весь мир. |
Звукопись | Разнообразные фонетические приёмы для усиления звуковой выразительности речи. | …Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. |
Аллитерация | Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность | Лет доста расти нам без старости. |
Ассонанс | Повторение одинаковых гласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность | По небу голубому Проехал грохот грома |
Вопросно-ответная форма изложения | Текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них | И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
|
|
|
Название | Определение | Пример |
Антонимы (контекстные) | Слова, противоположные по своему лексическому значению | Горячий-холодный (серые-прекрасные) |
Синонимы (контекстуальные) | Слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. | Бояться-робеть, страшиться (нелёгкий-трудный) |
Диалектизмы | Слова, употребляемые лишь жителями определённой местности | Гуторить – говорить, балка – овраг, кочет - петух |
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Муравьишка, пашенка, песенка, деревенька, горошинка, полюшко |
Устаревшие слова | Историзмы – слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время, предметы и понятия. Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов | Камзол – короткая мужская одежда. Длань – рука, ланиты щёки, чело-лоб, зело – очень, паче - больше |
Разговорные слова | Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому неуместны в письменной, книжной речи. | Затеять – начать делать, белобрысый – с очень светлыми волосами, шарю- понимаю |
Просторечные слова | Слова, характеризующиеся упрощенностью, грубоватостью и выражающие резкую, отрицательную оценку. | Втемяшиться – укрепиться в сознании Башка - голова |
Книжные слова | Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научном, официально-деловом стилях | Озарение, наитие, мировоззрение, незыблемый, интерпретировать |
Слова высокого стиля | Слова, придающие окраску приподнятости, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают | Беззаветный, грядущее, зиждется, осенить, отчий, уста, нисходить |
Термины | Слова с точно определёнными значениями в лексике научного стиля | Катет, гипотенуза, склонение, подлежащее, окисел, ангидрид |
Специальная лексика | Слова, связанные с профессиональной деятельностью | Шариковые подшипники |
Индивидуально-авторское средство | Слова, созданные индивидуально автором | Огнепалящая (истина) |
Эмоционально-окрашенные слова | Эмоционально-окрашенные слова | Так что, значит, гамбургский счёт, без показухи, без обмана, есть и в литературе. |
Эмоционально-оценочные слова | Эмоционально-оценочные слова | Преображенцы, семёновцы – его любимцы, его надежда – падали у каменный стен |
Фразеологизм (фразеологический оборот) | Устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением | «Прибрать к рукам», «не покладая рук», «душа перевернулась» |
Общеупотребительные слова | Слова употребляются во всех стилях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий. | Осень, школа, газета, книга, новый, старый, учиться, работать, идти, читать, хорошо, интересно |
Неологизмы | Новые слова, обозначающие новые понятия, которые появляются с развитием науки, культуры, техники и т.п. | Драйвер, файл, принтер, департамент |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Название | Определение | Пример |
Восклицательное предложение | Интонация, выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. | Он так подло поступил! От экскурсии мы остались в полном восторге! Никто не ожидал такого развития событий! |
Вопросительное предложение | Предложение, выражающее вопрос | Что ты там увидел? |
Неполное предложение | Предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные. | Первой – Ирина, за ней – бойцы. |
Неопределённо-личное предложение | Односоставное бесподлежащное предложение, в котором главный член выражен глаголом в форме 3-го лицамн. ч. наст. или буд. времени либо в форме мн. ч. прош.времени или сосл. накл. и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, необозначенными вследствие их неизвестности или намеренно устраненными из речи. | Сейчас за вами придут. (Симонов). А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой. (Чехов) |
Односоставное предложения | Односоставное предложение — это предложение, имеющее только один главный член. | Сходи. Принеси. Помой. |
Однородные члены предложения | Члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения. Однородными могут быть все члены предложения, главные и второстепенные. | Появились школа, уроки, появились часы, время. |
Вставные конструкции (вводные и вставные) | Слова, сочетания слов, предложения, которые содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к основному высказыванию. | Его дом (так он называл шалаш из веток и листьев) находился на острове посреди озера. |
Вводные слова и выражения | Слова помогают автору точнее выразить свое отношение к тому, о чем идет речь, или же подчеркнуть важность какой-то части сказанного. | Грубо говоря, мне хочется прогнать тебя со двора. |
Уточняющие конструкции | Члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены. | Завтра, (когда именно?) в шесть часов вечера, состоится собрание членов кооператива. |
Сравнительный оборот | Сравнительный оборот - это часть предложения, которая образно характеризует предметы, действия, признаки путем сравнения их с другими предметами, действиями, признаками. Он вводится в предложение с помощью сравнительных союзов как, точно, что, будто, словно, чем и т.п. | Воздух неподвижно дымился светом, густым, как известковая пыль(Грин) |
Обращение | Слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. | «О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?» (Пушкин) |
Риторический вопрос | Вопрос-утверждение, который не требует ответа. | «А судьи кто?» (Грибоедов «Горе от ума») |
Риторическое обращение | Высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. | «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (Пушкин) |
Риторическое восклицание | В форме восклицания содержится утверждение. | «Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!» (Ф. Тютчев) |
ФОРМЫРЕЧИ
Прием | Определение | Пример |
Диалог | Разговор дух или более людей | - Кто сегодня дежурный в классе? - Иванов? - Иванов, кто отсутствует в классе? |