Личность и ее формирование




Ведущий. О каждом из нас можно многое сказать, но прежде всего каждый — это личность, т.е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Уже на первом году жизни ребенка ведущим видом деятельности (формирующим психику) является эмоциональное общение с взрослыми, и если ребенок по тем или иным причинам лишен этой возможности, то депривация сказывается на уровне психического развития.
Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

Уникальность и неповторимость личности

Ведущий. На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Упражнение «Индивидуальность личности»
Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Вадим — вежливый активный, добрый, интересующийся, мягкий). Эти качества фиксируются либо на доске, либо на листочках.
Психолог, опираясь на записи, побуждает учащихся сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.

Упражнение «Я — уникальный»
Психолог передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я как все...», и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все...».
Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Познакомься сам с собой

Упражнение «Письмо себе, любимому»
Каждый пишет письмо самому близкому человеку, т.е. самому себе, себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.
Время выполнения — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами выполняли это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Это упражнение помогает человеку обратить внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Итог занятия

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  • Что такое личность?
  • Личностью рождаются или становятся?
  • В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?

ЗАНЯТИЕ 3.
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель: научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сложные жизненные ситуации

Ведущий. «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» — гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно.
На рисунке, где изображено солнце и два облака, на одном облаке напишите свое имя и фамилию, на другом — имя, которым хотелось бы называться. В центре солнца изобразите символический автопортрет, на 3—4 лучах солнца напишите качества, которые помогают вам преодолевать сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу справа. Каждый, получив чужой рисунок, пишет на одном луче название качества, на его взгляд подчеркивающее индивидуальность автора. Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и, если есть желание, комментирует его вслух.

Осмысление ресурсов собственной личности

Знаменитое высказывание Иммануила Канта «годы юности — самые трудные годы. Ибо это годы выбора» записано на доске. Часть учащихся должна подтвердить, а часть — опровергнуть это высказывание. По итогам дискуссии психолог делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: