Черная риторика и ее использование




Риторика

Риторикой называется наука об эффективном применении речевых компонентов (слов и фраз) во время публичного общения, а не во внутренних монологах. Она также описывает технические приемы, коллегиального решения в свою которые позволяют добиться пользу либо просто выбить почву из-под ног оппонента. Термин «техника» (techne) подразумевает, что речь идет как об искусстве и науке общения, так и о практических Навыках — определенном знании, мастерстве, способностях того, кто ее применяет, «хитроумных приемах, уловках, коварных замыслах», даны в ведь именно такие равноправные значения слова «техника» этимологическом словаре.

 

Диалектика

 

Диалектика, в дословном переводе «внутренняя противоположность», означает способность вести диалог и убеждать партнера по дискуссии в своей правоте. Это искусство убеждения и вместе с тем готовность решать проблемы посредством общения, когда консенсус достигается в процессе взаимного познания. При этом важно точно формулировать мысли, правильно трансформировать их в слова и убеждать аудиторию либо конкретных собеседников языком, ориентированным на адресата, стремясь с позиций отношений партнерства достичь согласия и взаимопонимания.

Эристика

Эристика считается высшей школой мастерства, это — техника и метод ведения спора. Вместе с тем зачастую под этим словом и подразумевают не только владение специальными приемами, но способность представить неопровержимую аргументацию, позволяющую одержать принципиальную победу в споре.

Рабулистика

Рабулистика — это искусство изощренной аргументации, позволяющее выставить предмет обсуждения или последовательность чьих-либо мыслей в нужном свете, не всегда соответствующем действительности.

Черная риторика

Черная риторика — это манипулирование всеми необходимыми риторическими, диалектическими, эристическими и рабулистическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к для нас заключению и результату. Магическая сила языковых средств заключается в умении аргументировать и дискутировать, акцентировать, пропагандировать и вести спор так, чтобы говорящий всегда одерживал верх, причем, как это сформулировал Артур Шопенгауэр, «per fas et nefas» — всеми правдами и неправдами. Черная риторика — волшебное и демагогическое средство, позволяющее внушить оппоненту иную точку зрения. Это непреднамеренность», подобная китайскому «увэй» «намеренная (Wu Wei — одно из центральных понятий даосизма, обозначающее недеяние. — прим. пер.). Она позволяет разрешать противоречия, создавать основу для взаимопонимания, целеустремленно дискутировать с любым собеседником — даже с таким оппонентом, с которым трудно найти общий язык. Просто и элегантно облекает она в слова цепочки наших мыслей, богов, владеющих силой напоминая собою современных посланцев убеждения и магией переубеждения — составными частями могущества нашего языка, или изрядно потасканных и ощипанных голубей мира времен вербальных компромиссов. С такой легкостью, будто речь идет о предметах вовсе для нее неважных, черная риторика терпеливо сносит все парадоксальные противоречия, содержащиеся в наших, казалось бы, прекрасно высказываний, или неловкости, задрапированных в аргументы вызванные проблемами с артикуляцией; иронически шаржируя, подсмеивается над некоторой склонностью к описанию собственной натуры, балансирующей между жеманством и провоцирующим лицемерием; проворно предупреждает любые попытки действия и зачастую является остро отточенным оружием тех, кто не имеет в своем арсенале ничего другого либо желает. замаскировать положение вещей, складывающееся не в его пользу.

Черная риторика — это наркотик, принимаемый нами для самовозбуждения и наносящий незатягивающиеся раны, навсегда остающиеся в реминисценциях, воспоминаниях собеседника. Черная риторика — это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, т. е. речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь.

Конечно, мы, подобно Карлу-Хайнцу Антону (Mit List und Тйске argumentieren), могли бы ошибочно отнести ее как, несомненно, злую риторику исключительно к области эристики, но при этом потеряли бы из виду другие технические приемы, методы и инструменты, взаимно дополняющие друг друга и предлагающие целый калейдоскоп возможностей применения, и заранее или бесполезные технические определили бы как полезные приемы, сами по себе, в принципе, нейтральные, потенциал которых проявляется лишь при их использовании.

В этом случае на первый план выходят, главным образом, диалектические, т. е. ориентированные на диалог дискуссионные и аргументационные структуры, а технические приемы и инструменты, рассчитанные на монолог, незаметно исчезают из по крайней мере рискуют остаться без должного поля зрения или внимания.

Тот, кто сегодня посещает семинары, посвященные проблемам коммуникации, возлагает особенно большие надежды на честный, доверительный, основанный на достоверности разговор, обязательными условиями которого являются взаимная толерантность партнеров и стремление к «субъективной объективности». Однако повседневная жизнь, в частности профессиональная жизнь,

демонстрирует нам прямо противоположное: здесь участникам разговора вновь и вновь удается добиваться выводов, изначально для других неприемлемых, подводить собеседников к принятию цепочек аргументов и мыслей, чуждых им или вызывающих недовольство, в качестве собственных. Здесь идет работа с риторикой интереса (это понятие очевидно несет на себе печать Третьего рейха с его манипулятивными препарирующей конкретную опытами и ужасными извращениями), тему или предмет разговора так, что мы вдруг оказываемся вынужденными сказать то, чего сами от себя не ожидали, и в результате отходим от собственных позиций или терпим вербально-аргументативное поражение, и это несмотря на то, что изначально факты выглядели вполне убедительно. Инициатива в разговоре уплывает из наших рук, победу одерживают софизмы, а цепочки объективных аргументов запутываются в клубок, размотать который не представляется возможным. И все-таки следует учитывать один очень важный момент: инструменты все коммуникативные технические приемы, методы исами по себе нейтральны, честными или нечестными они становятся лишь при использовании, превращаясь в белую или черную риторику.

 

Черная риторика и ее использование

 

Опираясь на работы Цицерона и депутата британского парламента Вильяма Герарда Гамильтона, проанализировавшего тысячи выступлений в палате общин с 1754 по 1796 г., Вольф Шнайдер в своей уже цитировавшейся нами книге разработал несколько правил хитроумной риторики (с. 115 и след.), которые я возьму на себя смелость объявить общими:

1. Способ выражения должен быть простым и метким — «смотреть в рот народу» (Лютер).

Живое и меткое использование языковых средств — ключ к коммуникативному успеху. При этом сила речи заключается не только в ясности простых мыслительных ходов, но и в изощренности тонких умозаключений, цель применения которых в конечном итоге одна: быть предельно убедительными.

2. Говорящий должен четко выделять в своей речи основные положения.

В качестве примера Шнайдер приводит здесь листовку 1789 г., т. е. времен Французской революции, в которой ее автор, аббат Сиейес, говорит о роли пролетариата, широких масс народа (третьего сословия): «Что такое третье сословие? Все! Что оно значит сегодня? Ничего! Что ему нужно сегодня? Все!»

Основные позиции необходимо изложить в течение нескольких секунд или одной минуты, главная мысль должна быть понятной и убедительной. Поэтому в современной интерпретации данную листовку следовало бы закончить однозначным призывом к действию: «Помогите нам изменить существующее положение вещей путем революции!»

3. Убедительная главная мысль, ясное mission-statement (англ. — заявление о миссии. — прим. пер.) фокусирует в себе все послание.

Социальный звуковой фон сопровождает речь, лозунги акцентируют идею. Эти сжатые в кулак аргументы — ни в коем случае не идеи на пути к фразе, а команды изменить что-либо, сравнимые с заголовками плакатов, которые, по выражению Нормана Майлера, подают «события мировой истории в форме пилюли». Не только Шоу было известно о том, что удачный боевой клич обеспечивает половину победы.

4. За фокусировкой послания следует постоянное повторение основной мысли.

Классическая фраза Катона «Полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» давно уже напоминает нам о том, что повторение главной мысли надежно закрепляет ее в сознании собеседника, делая все более привлекательной и убедительной. ходе научного эксперимента, проводившегося в одном из

В

мичиганских университетов, в домашнюю страницу

интернетовского сайта вставляли слова, придуманные

 

 

— роль, котораянамникогданенадоедает. Всеженщинылежату

 

нашихног — приэтомусооруженногонамидлясамихсебя

 

 

----------------------- Page 45-----------------------

 

пьедесталаприближайшемрассмотренииобнаруживаютсяне

 

толькотрещины, ноисвойствовсчитанныечасыразваливатьсяна

 

мелкиекусочки. Прахестьтыивпрахобратишься. Ноэтотуходиз

 

жизниначинаетсяужесейчас, амывсепытаемсязадержатьего

 

своейнеуклюжейложью.

 

Весьмаубоговыглядитнаэтомфонеженскийвариант

 

человеческогосущества. Женщинылгут, когдаговорятосвоем

 

возрасте, амы, мужчины, гордимсясвоейзрелостьюизнанием

 

жизни. Скольковывесите? Женщиначащевсегоскажетнеправду,

 

амужчинавоспользуетсяповодомлишнийраздоказать, какон

 

любитжизнь. Каждыйфунтдлянего — этожизненныйопыти

 

жировойбуфернаслучайвозможныхпроблемвбудущем. В

 

интимнойжизниженщинсовершенноособоеместозанимаетложь

 

оборгазме — тогдакакнам, мужчинам, приходитсястаратьсяизо

 

всехсил, дабынеударитьвгрязьлицом, потомучтодлянас

 

потенцияявляетсявыражениемсилы.

 

Нетничеготруднее, чемговоритьправду. Междутем, помнению

 

ученых, талантврать, искусствообманыватьслужитпризнаком

 

высокоразвитогоинтеллекта. Наукаолжи, ментиология,

 

утверждает, чтоложьгенетическиприсущачеловеку, и

 

феноменальнаяэволюциянашегомозгасталавозможнойлишь

 

благодаряпостояннопротекающемупроцессукодированияи

 

декодированияправды, полуправды, лжиинамеренной

 

дезинформации.

 

Самообман, розыгрыш, вынужденнаяложь, респектабельная

 

полуправда — этоткалейдоскопимеетбесчисленноеколичество

 

граней, отражающихвсевозможныемотивылжи. «Let's lie it.com»

 

(Дабудетложь (англ.). — Прим. пер.) — воткаквыглядитодноиз

 

слагаемыхуспехасовременногочеловека.

 

«Честныйвсегдаостаетсявдураках», — резюмируетУльрих

 

Виккерт, постулируядавноизжившуюсебяпрямолинейность.

 

Возможно, емуникогданеприходилосьнаблюдатьситуации, в

 

которыхправдаоказываласьисточникомникомуненужныхспоров

 

ибесполезныхдискуссий, нескончаемыхконфликтовивсем

 

надоевшихдиалоговниочем? Наверное, емудосихпорне

 

довелосьузнатьотом, чтокаждаясияющаясовершенствомистина

 

обязательнотащитзасобойбезобразныйхвостоправданийипри

 

всейсвоейочевидностиспособнаобманыватьнехужесамой

 

отъявленнойлжи.

 

Пример

 

 

----------------------- Page 46-----------------------

 

«Тыспрашиваешь, вкуснолито, чтотыприготовил? Почемубы

 

тебенеспросить, умеешьлитыготовитьвпринципе? Можетбыть,

 

тебеинтереснобудетузнать, чтоменяужетошнитоттвоих

 

кулинарныхизысковикаждыйразявстаюиз-застолас

 

испорченнымнастроением? Почемуядолжнадавитьсяэтим, если

 

большевсегомнехочетсяколбасысжаренойкартошкой?»

 

Этотвнутреннийдиалогможетпродолжатьсядобесконечности,

 

языкпоставляетемувсеновуюиновуюпищу, и, наконец, следует

 

ответ: «Отлично, простовеликолепно!» — этонезначит, чтоя

 

неискреннавсвоейлюбвиктебе, возлюбленнаянадеждаиопора

 

моегоочага, ведьдажепромолчавсначала, явсе-такисмогланайти

 

всебесилыи — солгать!

 

Междутеминогдаправдаиложьнастолькоблизкососедствуют

 

другсдругом, чторазличитьихвесьмазатруднительно. 24-летняя

 

БарбиХаллер, членфракцииСвДП, быласамоймолодой

 

женщинойвбундестаге. Наодномиззаседанийсобравшиесявзале

 

делегатыхохотомиаплодисментаминаградилиееза

 

чистосердечноепризнание: «Ядевственницаи...» — набумагеоно

 

выгляделокак «Ямолодаяженщинаиболеюза Stuttgarter Kickers»

 

ибылопризвановысмеятьквотовуюполитикуСвДП.(Внемецком

 

языкеслова «jung» (молодой) и «Frau» (женщина) вместеобразуют

 

сложноеслово «Jungfrau» (девственница). — Прим. пер.)

 

Совет

 

Учитесьиспользоватьсобственныеостроумиеинаходчивостькак

 

доказательстваличнойзрелости.

 

Упражнение: Проявляйтеостроумиеинаходчивость, используя

 

двусмысленности!

 

Попытайтесьинсценироватьдиалог, построенныйна

 

двусмысленностях. Вотнесколькопримеров:

 

«Выопятьпытаетесьвскочитьвуходящийпоезд!» «Ну, ваш-то

 

поездвообщеужедавным-давноушел!»

 

«Нучто, ясновадолженнаставлятьваснапутьистинный?»

 

«Пожалуйста, нохотелосьбы, чтобыэтобыланеузкоколейка, как

 

впрошлыйраз!»

 

«Вывообщевидитехотькакой-тосветвконцетуннеля?» «Ну, вы-

 

 

----------------------- Page 47-----------------------

 

тоневсостоянииувидетьдажесигналсемафора».

 

«Вечновыбежитевпередипаровоза!» «Покрайнеймере, это

 

лучше, чембытьтакимтормозом, каквы!»

 

«Нашпоездидетточнопорасписаниюисовсемиостановками!»

 

«Тогда, можетбыть, намлучшебылобыпересестьвскорый?»

 

«Этогопунктавнашемрасписаниинет!» «Правильно, ноничегоне

 

поделаешь, выужевпоезде!»

 

Здесьобыгрываласьтема «железнаядорога». Теперьвашаочередь,

 

дерзайте!

 

Тема — «Охота».

 

Дано: «Нучто, выопятьпромахнулись?»

 

Запишитесвойответвнизуилинаотдельномлистебумаги.

 

_____________________________________________________

 

Следующаяигра: какпрощаютсяучастникиконгрессаврачей?

 

Придумайтесвоиварианты.

 

Глазнойврач: «Увидимся!»

 

_____________________________________________________

 

ЛОР: «Хотелосьбыуслышатьчто-нибудьотвасвближайшем

 

будущем!»

 

_____________________________________________________

 

Ветеринар: «Ну, возвращаемсякнашимбаранам!»

 

_____________________________________________________

 

Гинеколог: «Надеюсь, нашивстречибудутрегулярными!»

 

_____________________________________________________

 

Дерматолог: «Будемлезтьизкоживон, чтобывстретитьсяснова!»

 

_____________________________________________________

 

Хирург: «Ну, надеваемперчаткиизаработу!»

 

_____________________________________________________

 

Атеперьпридумайтеформулупрощанияиответнуюреплику:

 

 

----------------------- Page 48-----------------------

 

Уролог:

 

_____________________________________________________

 

Терапевт:

 

_____________________________________________________

 

Разумеется, аналогичнымобразомвыможететренироватьсяис

 

партнером, выбираялюбуютему, какаявамбольшенравится.

 

Желаюудачи... идаюещеодинпример.

 

Приезжийспрашивает:

 

«Какмнедоехатьдоаэропорта?»

 

Или: «КакмнедобратьсядоресторанаРозелла?»

 

«Знающиелюди» отвечаютемукаждыйпо-своему:

 

• Специалистпориторике: «Апочемувыхотитеузнать, где

 

находитсяэтотресторан?»

 

• Специалистпотрансакциям: «Пожалуйста,

 

охарактеризуйтесначаласостояниесвоегоЯ, длятого

 

чтобымысмоглидобратьсядомотивоввашихисканий!»

 

• Специалистпомоделямповедения: «Итак, начнемссамого

 

начала. Выподнимаетеправуюногуиперемещаетеее

 

вперед. Наступаетенанее, отлично, отлично, ужеочень

 

хорошо. Вотвыиидете!»

 

• Руководительтренингов: «Готовоерешениеничегонедаст

 

вамсейчас. Ответьтесначаланаследующиевопросы: как

 

высобираетесьискатьэтотресторан, какпредставляете

 

себевозможныепрепятствиянапутикцелиикакие

 

наработанныемоделимогутпомочьвамвваших

 

поисках?»

 

• Психоаналитик: «Выжаждетевойтивэтот

 

восхитительныйхрамкулинарии, длятогочтобы

 

медленно, снаслаждениемподноситькгубамвилкус

 

лакомством, погружатьееврот, потомвыниматьизорта,

 

накалыватьнанееследующийкусочекивновьпогружатьв

 

ротит. д. — вынимаем, погружаем, вынимаем,

 

погружаем?!»

 

 

----------------------- Page 49-----------------------

 

• Специалистпопсихологииличности: «Будьнастойчив.

 

Скажисебе, чтотыжаждешьпопастьвэтотресторан —

 

тольковэтот, инивкакойдругой!»

 

• Специалистпоинтенсивнойпсихотерапиис

 

использованиемметодовНЛП (нейролингвистическое

 

программирование. — Прим. пер.): «Представьтесебе, что

 

выужедобралисьдоресторана. Теперьмысленно

 

проделайтеэтотпутьещераз!»

 

• Гипнотерапевт: «Оченьмедленнозакройтеглаза.

 

Наступаеттемнота, полнаятемнота. Теперьрасслабьтесь.

 

Вашемуподсознаниюизвестномногое, ачтооноговорит

 

вампоповодутого, какнайтидорогукэтомуресторану?»

 

• Консультантповопросамстратегии: «Вынеправильно

 

ставитевопрос. Вашвопросдолжензвучатьтак: какие

 

стратегическиважныемоменты, способныеповлиятьна

 

прохождениеэтогопути, должныбытьмнеизвестны, на

 

какиеизнихямогуактивновоздействовать, какиеизних

 

являютсядлямоегопутинаиболееважными? Далеевы

 

намечаетедлясебястратегиюдостиженияцели.

 

Определяйтесвоюцелькакможночетче, будьте

 

максимальноточнывформулировках».

 

• Специалистпоглубиннойпсихологии: «Увасесть

 

установка. Скакихпорваспреследуетжеланиевочтобы

 

тонисталопосетитьэтотресторан?»

 

• Коуч-консультантпопланированиювремени: «Почему

 

посещениеэтогоресторанаимеетдляваспервостепенное

 

значение, какимзапасомвременивырасполагаетеикак

 

этомероприятиеукладываетсяввашграфик?!»

 

• Специалистпопровокационнымтехнологиям: «Выдавно

 

ужезанимаетесьэтимипоисками, причемабсолютно

 

безрезультатно. Почемувамнеудаетсядобратьсядоцели?

 

Возможно, естьчто-то, чтовыможетеделатьлучше?»

 

• Коуч-консультантпотехникеведенияпубличных

 

дискуссий: «Давайтеопределимвозможныеварианты

 

решениянашейзадачиприпомощитехники

 

метапланирования. Вывыписываетеэтивариантына

 

карточки, затеммывыбираемизнихнаиболееразумный,

 

моделируемпроцессрешенияиобеспечиваемсебе

 

гарантированныйрезультат!»

 

• Д-рУльрихШтрунц, папаримскийдляприверженцев

 

здоровогообразажизни: «Почемубывамнепробежаться

 

 

----------------------- Page 50-----------------------

 

трусцойприпостоянномконтролепульса? Выбежите,

 

находитесвоюцель, затемнамечаетеновую. Диетапо

 

Штрунцу — вотчтовамнужно! Вообще, янаписалмассу

 

книгподаннойтематике, выможетеихпрочитать, но

 

обязательноподдерживайтедиетусоответствующими

 

витаминамииминералами — очем, например, говоритвам

 

такоеназвание, как "селен"?»

 

• Специалистпореинкарнационнойтерапии: «Тебеследует

 

мысленновернутьсявовремядотвоегорождения. Нучто,

 

тебеужеприходилоськогда-торазыскиватьэтотресторан?

 

Кактебязваливтойжизни? Чемтызанимался? Какая

 

кармаохранялатебя?»

 

• Коуч-консультантпопродажам: «Есливынаходитесьв

 

состоянииполнойдезориентации, современные

 

навигационныесистемыспособныпредложитьвам

 

идеальныйвариантрешенияпроблемы; квашимуслугам

 

любойизнаходящихсявпрокатеавтомобилей!»

 

• Руководитель: «Пожалуйста, нетратьтевремянаописание

 

своихпроблеминачинайтедействовать, вперед!»

 

• Психолог-консультантповопросамсемьиибрака: «Чего

 

ещетынамерендобиться, получивответнаданный

 

вопрос? Коготыхотелбывстретитьвэтомресторане?

 

Тебехочетсяперевестиотношениявновуюфазу? Ты

 

ищешьэмоциональнойзависимости? Тебеужеслучалось

 

переживатьэдиповкомплекс?»

 

• Биоэнергетик: «Ану-ка, сделаемвдох, выдох, ещераз

 

вдох! Почувствуйсвоюэнергию, используйеедлятого,

 

чтобынайтидорогукцели. Тыможешьоткрытьеев

 

глубинесвоегосущества. Ну, чтотысейчасчувствуешь?!»

 

• Социолог: «Какоевыражениенаходитвэтомресторане

 

фактразделениянашегообществанаклассы? Выдолжны

 

былиназватьсвоеимя, когдазаказывалистолик? Каков

 

уровеньтамошнихцен, можноливойтивнутрьвобычной

 

уличнойодежде?»

 

Этаинтереснаяподборкаклише, слетающихснашихгубчисто

 

автоматически, составленапоматериаламдайджеста Trainer-

 

Pressespiegel, издаваемогоМартиномПехлером.

 

Информациякразмышлению

 

 

----------------------- Page 51-----------------------

 

Обратитевниманиенато, чтонашязыкоченьмногогранени

 

располагаетогромнымпотенциаломвыразительныхсредств.

 

Задайтесьвопросом: осознаетеливыэтовдостаточнойстепени?

 

Пример

 

Одинчеловекговорит, другойслушает, новзаимопонимания

 

достичьнеудается. Говорящийкомментирует (несколько

 

вариантовформулировок, отсамогомягкогодооченьжесткого):

 

• «Возможно, янеправильновыразился!»

 

• «Значит, мыдругдруганедопоняли!»

 

• «Значит, вынеправильноменяпоняли!»

 

• «Этоозначает, чтовыпростонехотитепонятьменя

 

правильно!»

 

Итак: выможетепрямовыразитьсвоичувства, аможетевообще

 

оставитьихприсебе.

 

Информациякразмышлению

 

Слушатьможнопо-разному:

 

• активно;

 

• внимательно;

 

• аналитически.

 

Слушатьактивноозначаетприпомощивербальных,

 

паравербальныхиневербальныхсигналовдемонстрировать

 

собеседнику, чтовыпонимаете, очемидетречь.

 

Слушатьвнимательноозначаетслушатьсосредоточенно, вникаяв

 

каждоесловоилипредложение, непропускаямимосвоего

 

вниманияниодноизних.

 

Слушатьаналитически — значит «читатьмеждустрок», постигая

 

истинныйсмыслиглубинноепсихологическоезначение

 

услышанного.

 

Упражнение: Вратьнельзя, говоритетолькоправду!

 

Попробуйтенелгатьвтечениекакого-топромежуткавремени. Для

 

этоговампридетсяподобратьопределеннуюситуацию — подойдет

 

 

----------------------- Page 52-----------------------

 

совещаниеиличей-тоденьрождения, можнопопрактиковатьсяза

 

стойкойбараилизаранеедоговоритьсясдрузьями, толькоэто

 

должныбытьнастоящиедрузья, которыеостанутсятаковыми, даже

 

есливашаправдаимнеоченьпонравится.

 

Ярекомендовалбывамвсе-такивнекоторыхслучаяхлукавить,

 

мысленноделаядлясебяпометку: «здесьясказалнеправду».

 

Впрочем, решайтесами.

 

Составьтедлясебясвойсобственныйкаталоглжисразделами:

 

• большаяложь;

 

• маленькаяложь;

 

• «ложьвоспасение»;

 

• целенаправленнаядезинформация;

 

• полуправда;

 

• умышленнаяложь;

 

• вынужденнаяложь;

 

• глупаяложь;

 

• розыгрыши.

 

Соберитетакойматериалпросторадиинтереса — ипроверьте

 

себя!

 

Совет

 

Длятогочтобыобманутького-то, вамнужнопродемонстрировать

 

владениетемижесамымиприемами, какимивыпользуетесь,

 

стараясьвчем-либокого-нибудьубедить.

 

Хотясамипосебеонинейтральны, решающеезначениеимеет

 

цель, скоторойвыихприменяете.

 

Неследуеттратитьвремянасовершенствованиесобственной

 

способностилгать, нооттачиватьсвоюспособностьубеждать

 

совершеннонеобходимо.

 

Следующиеприемыпомогутвамсделатьсвоюречьвозможно

 

болееубедительной. Онибылисформулированы

 

врезультатеколлективнойработыучастников 25 семинаровна

 

тему «Провокационнаяриторика II — манипуляцияиложь!» Всем

 

большоеспасибо!

 

Практическиеприемытехникиубеждения: повторение

 

 

----------------------- Page 53-----------------------

 

наиболееважныхположенийзакрепляетихвсознании

 

собеседника

 

• Постоянныйвизуальныйконтактспервойидопоследней

 

минутылюбоговажногоразговораиливыступления.

 

Закончивговорить, следуетотвестивзглядотсобеседника

 

илиаудитории, длятогочтобынезаставитьслушателей

 

усомнитьсявдостоверностиполученнойинформации.

 

• Сопровождающиеречьсигналы (неконтролируемые

 

жесты, вздохи) выдаютвашунервозность, скованность,

 

напряжение, существенноснижаясилувоздействияваших

 

словнааудиторию. Вкритическихситуацияхследитеза

 

собой, неговоритеслишкомбыстро, подавляйтесимптомы

 

стресса, несуетитесь, иначеуслушателейсоздастся

 

впечатление, чтовысаминеуверенывтом, очем

 

говорите.

 

• Следитезатем, чтобывашидвижения, жесты, осанкаи

 

мимикабылигармоничны, передответственными

 

выступлениямитренируйтесьпередзеркалом.

 

• Используйтечеткиеиясныеформулировки. Покрайней

 

мереосновныеположениявашейречидолжныбыть

 

сформулированытак, чтобыихневозможнобылоне

 

понятьилипонятьнеправильно. Передвыступлением

 

несколькоразгромкопроговоритеглавныеаргументыи

 

наиболеезначимыеотрывкиречи. Вашиформулировки

 

врежутсявпамятьаудиториитольковтомслучае, есливы

 

будетепроизноситьихгромко.

 

• Есливыбудетеделатьпаузывнаиболеезначимыхместах,

 

вамстанетлегчеговорить, ааудитории — воспринимать

 

услышанное. Крометого, таквашаречьбудетвыглядеть

 

менеетяжеловесной.

 

• Тщательновзвешивайтенеобходимостьобъясненийи

 

комментариев. Изложенныевамифактыбудутвыглядеть

 

менееубедительно, есливыбудетерасписыватьихвовсех

 

деталях. Объяснятьслишкомподробно — значит

 

оправдыватьсяидемонстрироватьсобственную

 

неуверенность.

 

• Фокусируйтевниманиеслушателейнаосновных

 

положенияхсвоейречи, неразбавляйтеихненужными

 

отступлениямииизлишниммногословием.

 

• Правильноразмещайтематериалпообестороны

 

 

----------------------- Page 54-----------------------

 

разграничительнойлинии, когдапроводитетаковую.

 

«Следуетвыбратьнепервыйвариантрешения, авторой!»:

 

негативныйэлементвсегдавыноситсявперед, а

 

позитивныйзамыкаетфразу.

 

• Принеобходимостинебойтесьвключатьвтекст

 

выступленияобъяснениетогоилииноготехнического

 

термина, нопомещайтееговначале, аневконце

 

соответствующегораздела. Точностьвопределениях

 

показывает, насколькохорошовывладеетематериалом.

 

• Откажитесьотзаигрыванийспубликой, отльстивых

 

замечанийвадрессобеседника, зачастуюонизаставляют

 

насторожитьсяиусомнитьсявискренностиговорящего:

 

«Онпонимает, чтоегоматериалвыглядитнеубедительно,

 

поэтомуипытаетсяподкупитьнассвоейлестью».

 

• Следитезатем, чтобыважные, нонеожиданныеинеочень

 

понятные, способныевызватьнедовериеаудитории

 

положениябылиподанывточносоответствующемих

 

значениюконтексте, тогдаслушателямбудетлегчеих

 

классифицировать.

 

• Лучшеменьшедалучше. Необилиеаргументов, аих

 

качестводелаетуслышанноеболеевесомым. Используйте

 

толькоубедительныеаргументыинебойтесьих

 

повторять.

 

Совет

 

Этирекомендациибудутполезныивтомслучае, есливызахотите

 

проверитьсобеседниканаискренность. Непренебрегайтеими!

 

Сообщенныеучастникомразговора «факты» непосредственнов

 

процессебеседыпроверитьоченьтрудно, номанераизложения

 

даетвозможностьсделатьвыводыотносительноих

 

состоятельности.

 

Следующиерекомендациипомогутвамубедитьсявдостоверности

 

илинедостоверностипредложеннойинформации.

 

• Задавайтевопросы. Уточняйтесмыслуслышанного,

 

чередуйтевопросыспрямымитребованиямиразъяснитьто

 

илииноеположение, поэтомуповодусм.

 

соответствующуюглаву (с.207).

 

• Есливысомневаетесьвискренностисобеседника, не

 

 

----------------------- Page 55-----------------------

 

уверенывдостоверностиизложенныхимсведений,

 

перейдитессодержательнойплоскостинаэмоциональную,

 

заставьтесобеседникаговоритьосвоихчувствахиличных

 

впечатлениях.

 

• Вкритическойситуациипрямозаявите, чтоневерите

 

собеседнику, ичеткообоснуйтесвоюпозицию.

 

• Предложитесобеседникупоменятьсяролями. Например,

 

скажитеему: «Авыбынамоемместеповерилитому, о

 

чемговорите?»

 

• Услышавочевиднуюложь, простозаявитесобеседнику:

 

«Этонеможетбытьправдой!»

 

Учитесьнаходитьсловавлюбыхситуациях, всегдастарайтесь

 

сохранитьинициативу!

 

Худшее, чтосвамиможетслучиться, этоесливовремявашего

 

выступлениякто-тогрубовырветинициативуизвашихрук.

 

Пример

 

Одинизучастниковсеминара «Риторикаконфронтации» рассказал

 

отом, какпотерялдарречиинесмогничегосказатьвответна

 

грубостьсвоегошефа, которыйоборвалегонасередине

 

ответственногодоклада, заявив: «Спасибо, господинТакой-то, вы

 

можетесадиться, сейчасявкратцеобрисуютемудоконцаи

 

резюмируювашевыступление».

 

Докладчиксовершеннорастерялсяизамолчал, аегопатронеще

 

целыхполчасарассуждалнатужетему, несказавничегонового

 

иливажного.

 

«Подязвительнымивзглядамиприсутствовавшихнасовещании

 

членовруководствамнехотелосьзалезтьподстол!» — признался

 

участникнашегосеминара.

 

Аведьможнобылорешитьпроблемуоченьпросто, проявив

 

настойчивостьиувереннозаявив, например, следующее: «Спасибо,

 

господинТакой-то, ноямогузавершитьсвоевыступление

 

буквальновтрехпредложениях, аименно...»

 

«Никогданемолчи!» — вотдевизкаждогоуспешногоменеджера,

 

ноонпредполагаетналичиеувасвголовеопределенных

 

шаблонов, специальноразработанныхдляситуаций, подобных

 

вышеописанной. Впрочем, лучшебылобы, еслибытакие

 

положенияневозникаливообще.

 

 

----------------------- Page 56-----------------------

 

Совет

 

Нивкоемслучаенепозволяйтеотниматьувасинициативу, иначе

 

вырискуетепотерятьсвойимиджисвоюрепутацию. Умейте

 

постоятьзасебя! Есливамужеприходилосьпопадатьвтакие

 

ситуации, проанализируйтеих, продумайтесвоивозможные

 

реакции, сочинитенескольковариантовдостойногоответа.

 

«Извиняйся, сколькодушеугодно» — расчетискусного

 

раскаяния

 

Всемнамдовольночастоприходитсяизвиняться, просить

 

прощениядругудруга. Какнистранно, висполненииизвестныхв

 

обществеличностейэтапростаяпроцедура

 

успелапревратитьсявнастоящийритуал, торжественноедейство

 

наглазахуизумленнойпублики. Вэтомпланеособенно

 

выделяютсясвоейвульгарностьюсегодняшниеполитики, чьи

 

поступкииногданапоминаютглупыевыходкиплоховоспитанных

 

подростков. Правда, следуетотдатьимдолжное, своидурные

 

манерыониоправдываютнеобходимостьювыполнения

 

«деэскалационных» ритуалов (ИренеусЭйбл-Эйбесфельдт) для

 

сохраненияобщественногоспокойствия. Приэтомпубличное

 

раскаяние, формулыкоторогопроизносятсявесьмаохотноибез

 

малейшейтенисмущения, оченьсильносмахиваетнатщательно

 

подготовленный, тонкорассчитанныйшантаж.

 

Естественно, процедураизвиненияпридумананедлятого, чтобы

 

мымоглидемонстрироватьсобственныеблагородныеманеры, а

 

дляоблегчениянашегососуществованиявсоциуме. В

 

общественноммеханизмеонаиграетрольсвоеобразнойсмазки.

 

Избежатьконфликтовневозможно — ноприэтомтот, ктонарушит

 

правила, долженлибопонестисуровоенаказание, либоискупить

 

своювину, пройдячерезпроцедурупримирениясогласно

 

определенномуобществомрегламенту.

 

Разумеется, никтонетребуетотполитиковискатьдругудругав

 

шерсти, какэтопринятоувысшихприматов, нозачастую

 

кампаниипопринесениюпубличныхизвиненийзаставляют

 

вспомнитьотакихизношенныхдодырритуалах, какцелование

 

детейвовремяпроведенияобщественныхмероприятий.

 

Подобнымобразомпросилипрощения:

 

 

----------------------- Page 57-----------------------

 

• согласноматериалам, опубликованнымвжурнале Focus,

 

федеральныйминистрподеламокружающейсредыЮрген

 

Триттин — угенеральн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: