УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовил: воспитатель I кв. категории

Чеботарева Диана Тагировна

 

 

Пушкино, 2019 год

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие » федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Я в своей работе уже на протяжении нескольких лет использую в режиме дня Утренний сбор, который задаёт тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, которые развиваются во время Утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра по - датам рождения или по очереди: мальчик-девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Утренний сбор длится от 10 до 15 минут в зависимости от возраста детей.

Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.

В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.

Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет.

Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в сообществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.

Примеры приветствий из нашей практики:

дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия;

создают общую «паутину» – все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу;

паровоз имён;

приветствие – комплимент и т. д.

Еще один момент Утреннего Сбора - обмен информацией (идеями, новостями) - это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Во время Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы.

Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности, который должен быть понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

говорить громко и понятно;

представлять новости кратко и четко;

предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;

отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:

сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;

внимательно слушать сообщение;

воспринимать новые идеи с уважением;

задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;

демонстрировать уважение к тому, кто делится;

внимательно слушать вопросы и комментарии других.

Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.

Иногда воспитатель задает вопрос, на который отвечают все дети, сидящие в кругу, или высказывают свое мнение по проблеме, выдвинутой воспитателем или детьми. Такой подход называется фокусированным обменом идеями и помогает детям участвовать в групповой дискуссии. Темы для фокусированного обсуждения могут быть следующими:

- разработка правил группы;

- как уладить конфликт и др.

В зависимости от возраста детей и их опыта воспитатель может начать такую дискуссию, задав вопрос:

Что ты чувствуешь по поводу?

Каким своим достижением ты гордишься?

Расскажи нам о том, как ты был храбрым.

Обсуждение и ответы на вопросы сначала демонстрирует воспитатель, а затем он начинает практиковать в этой деятельности детей.

Умение задавать вопросы можно тренировать в течение Утреннего сбора. Для этого вводятся различные типы вопросов для различных групповых дискуссий и исследований:

1. Фактические: используются для получения информации по вопросу и стимулируют обсуждение. Например: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?»

2. Расширяющие: используются для расширения дискуссии. Например: «Что мы еще должны рассмотреть?»

3. Осмысленные (обоснованные): используются для осмысления старых идей, введения новых подходов, обсуждения причин и приведения доказательств. Например: «Почему это произошло таким образом?» или «Как это можно сделать по-другому?» «Как это надо сделать?»

4. Гипотетические: используются для развития новых идей, изменения хода дискуссии. Например: «Что, если мы сделаем вот так? Как вы думаете, что произойдет?»

5. Альтернативные: используются для выбора между двумя вариантами решения проблемы и для достижения согласия. Например: «Какой вариант лучше, первый или второй?» или «Мы все согласны с этим решением? Как оно будет осуществляться?»

Воспитатель обсуждает с детьми темы, которые они хотели бы обсудить, выявляет круг их интересов. Наиболее значимые для дошкольников темы: «Моя семья», «Моя любимая сказка», «Мой друг», «Мое любимое занятие», «Что я умею хорошо делать», «Динозавры», «Транспорт», «Моя коллекция» и т. д.

Обмен идеями помогает детям раскрыться, поделиться информацией о себе и лучше узнать друг друга.

В середине Утреннего сбора вставляется групповая деятельность детей.

Главная цель данного этапа – построение сообщества через игру, через желание общаться и позитивное настроение. Каждый ребенок группы участвует в различных видах деятельности – пении, играх, других упражнениях – быстрых, энергичных, зажигательных, но они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Такие задания требуют умения сконцентрироваться, творчески мыслить, выражать себя. Совместные игры и задания помогают группе добиться успеха.

Воспитатели практикуют такие виды игровой деятельности, которые:

заставляют детей смеяться;

способствуют кооперированию и совместному решению проблем;

создают «банк» игр, упражнений, песен, считалок, стихов;

поддерживают позитивный настрой;

развивают координацию движений, проворность, ловкость, выносливость.

Возможности для веселья, познавательных игр и обучения практически бесконечны и не требуют много материалов. Воспитатели планируют различные виды деятельности, которые включают:

действия и движения;

языковые игры и упражнения;

математические игры и упражнения;

естественнонаучные эксперименты.

При этом воспитатель учитывает:

изучаемые в настоящий момент темы по программе, а также темы, которые интересуют детей данного возраста;

степень зрелости группы;

опыт участия в подобных групповых видах деятельности;

совместный опыт участия группы в специфических видах деятельности.

Утренний сбор, по моему глубокому убеждению, технология, которую можно (и нужно) ввести в «тело» каждой программы, ориентированной на ребенка, на педагогику развития

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

- контролировать свое поведение,

- высказывать свое отношение,

- комментировать свои действия,

- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе,

- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,

- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать,

- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения,

- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы,

- высказываться в связи с высказываниями других,

- устанавливать контакты,

- поддерживать разговор,

- использовать элементарные нормы общения.

- сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

 

 

Литература

1. Хансен К. А., Кауфман Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / Предисловие П. А. Коглин. – М.: «Гендальф», 1999.

2. Колин Б. Доброе утро! Я рад (а, что вы здесь!: Пособие для педагогов «Утренний сбор ». Вступительная часть Памела А. Коглин. Материалы семинара. – Children's Resources International, Inc. Copyright 2004.

3. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах – вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» /Под редакцией О. Л. Князевой – М.: «Гендальф», 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: