Сложные и смешанные размеры складываются из простых.




РИТМ и МЕТР


Считается, что музыка начинала свой путь с ритма. Сразу вспоминается рассказы путешественников по Африке. Они поражались, как быстро распространялась информация об их прибытии среди племен, находящихся за сотни километров друг от друга. Оказалось, что сведения пересекали пространства с помощью барабанов. Барабанная дробь слышна на очень дальних расстояниях. Языком ритма передавались невероятные подробности. Это был именно язык, состоящий из ритмосимволов. И в наше время африканские ритуалы, песни, танцы неразрывно связаны с барабанным сопровождением. Ритм у африканских народов в крови, он – первооснова их музыкального мышления. Джаз, появившийся как музыкальный стиль в конце XIX века в среде американских негров и вскоре проникший в Европу, долго не подчинялся европейским музыкантам. Негры его чувствовали телом, физически, они его танцевали. Европейцы мыслили мелодиями, изощренные чувственные ритмы были для них сложны.
Что касается понятия ритма, то можно с уверенностью утверждать, что ритм – это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало интегрированно проявляется и в природе, и в любой человеческой деятельности. Вся наша жизнь состоит из ритмичной последовательности рассветов и закатов, дней, лет, столетий... Дыхание, сердцебиение – вся жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами.

Ритм – чередование одинаковых или различных по длине звуков и пауз.

Метр – регулятор акцентов, измеритель долей времени.

Ритм разнообразен, прерывист. Метр равномерен, непрерывен.

В музыкальном организме метр подобен биению сердца, а ритм – движениям частей тела.

 

Ритм - это последовательность звуков одинаковой и разной длины, организованных метром.

Метр - это чередование сильных и слабых долей в определенном темпе.

Темп - это частота пульсации метрических долей.

Доля - это равномерный отрезок времени - единица измерения времени одного произведения. Длина доли (если измерять в абсолютном значении, т.е. в секундах, например) в каждом произведении может различаться.
Сильная доля - это доля акцентируемая.
Слабая доля - это доля неакцентируемая.

Чаще всего в музыке используются простые равномерные метры:
Двухдольныйметр, в котором происходит чередование сильной доли и слабой.
Трехдольныйметр – чередуются сильная-слабая-слабая доли.

Такт - это отрезок музыки (расстояние, количество долей) от одной сильной доли до другой. Такты разделяются тактовой чертой, которая ставится перед сильной метрической долей.

Размер - это числовое обозначение метра, обозначается дробью (24, 3 4), где верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя- длительность каждой доли.

Верхняя цифра дроби (числитель) означает количество долей в такте, а нижняя (знаменатель) – длительность каждой доли.

Длительность - это относительная величина, обозначающая соотношение по длине (короче-длиннее) между нотами. Длительность не имеет абсолютной (точной) величины, в каждом произведении ее точная длина зависит от темпа.

 

В европейской музыке наибольшее распостранение получила система деления длительностей на два, где каждая следующая длительность в два раза короче предыдущей.

Размер 2/4 – в такте две доли, каждая равна четверти. Первая доля сильная, вторая слабая.
Размер 3/8 - в такте три доли, каждая равна восьмой. Первая доля сильная, вторая и третья слабые.
Размеры такта бывают простые, сложные и смешанные.или три доли в такте (числители дроби – цифры 2 или 3).

Двухдольные размеры – две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых:

2/2, 2/4, 2/8, 2/16.

В данных размерах по две доли в такте: первая – сильная, вторая – слабая.

В размере 2/2 каждая доля равна половинной ноте, в размере 2/4 – четвертной, в размере 2/8 – восьмой, в размере 2/16 – шестнадцатой.

Каждая доля такта может состоять из разных ритмических фигур.

Но может быть в такте только один звук – половинная нота.

Трёхдольные размеры – три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых:

3/2, 3/4, 3/8, 3/16.

В данных размерах по три доли в такте: первая – сильная, вторая, третья – слабые.

В размере 3/2 каждая доля равна половинной ноте, в размере 3/4 – четвертной, в размере 3/8 – восьмой, в размере 3/16 – шестнадцатой.

Как и в любом размере, каждая доля такта может быть выражена разными ритмическими фигурами.

Сложные и смешанные размеры складываются из простых.

Сложные состоят из одинаковых простых размеров.

Например: 4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8, 12/8=3/8+3/8+3/8+3/8, 6/4=3/4+3/4 и так далее.
Смешанные размеры состоят из разных простых размеров (двух и трёхдольных).

Например: 5/8=2/8+3/8 или 3/8+2/8, 5/4=2/4+3/4 или 3/4+2/4, 7/8 = 3/8+2/8+2/8 или 7/8 = 2/8+2/8 +3/8.

Так как сложные и смешанные размеры состоят из нескольких простых, в такте оказываются две и три сильные доли, совпадающие с первыми долями составляющих их размеров. Первая доля такого такта является сильной, последующие доли — относительно сильными. Так, например, в размере 4/4 – первая доля сильная, третья доля - относительно сильная, в размере 6/8 первая восьмая - сильная доля, а четвертая — относительно сильная.

Обычно размер такта, указанный в начале музыкального произведения, сохраняется до конца этого произведения. Если размер такта изменяется до окончания произведения (иногда он может меняться и не один раз), то такой размер называется переменным. Переменные размеры весьма характерны, в частности, для русских протяжных народных песен; нередко они встречаются в композиторском творчестве (например; в произведениях Римского-Корсакова, Скрябина, Стравинского и других).

Чаще всего музыкальное произведение начинается с первой (сильной) доли такта. Но нередко оно может начинаться с относительно сильной или слабой доли. Такой неполный такт называется затакт. Как правило, длительности затакта и последнего такта составляют полный такт.

Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, т.е., называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате акцент как бы смещается с сильной доли на слабую долю.

 

Например:

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: