Ранняя взрослость, средний возраст, пожилой возраст




Характеристики взрослости:

1) физиологические. с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем.

2) социальные и юридические. возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

3) п сихологические. собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Главные характеристики личности на стадии взрослости:

· производительность (генеративность) - это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.

· порождение (продолжение рода)

- реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве.

Новые личностные характеристики:

1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Противоречивость периода взрослости:

Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни.

 

82. Характеристики взрослой личности. Самоактуализация в сфере профессиональной деятельности, социальная активность и ответственность в зрелости.

Психологическое определение понятия взрослости обнаруживает свою нетождественность понятиям социальной или юридической зрелости, а также сталкивается с трудностями в определении нормы развития в связи с действием культурных факторов и общей инфантилизацией современного населения. Оно связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум, космос. Это центральная стадия жизненного пути человека. Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами.

Во взрослости образуется определенный «склад», тип личности:

1. Исследовательский - реализует стремление иссле-1вать функционирование окружающего мира и объяснять связь явлений в нем.

2. Мыслящий-ощущает стремление упорядочить мир своих представлений в системах и теориях, увидеть его в глобальных взаимосвязях.

3. Организующий-воспринимает мир как то, что нужно упорядочить, переделать, сделать понятным и простым.

4. Заботящийся-стремится к тому, чтобы поддерживать, кормить, оберегать другое живое существо, растить его.

5. Реформирующий-предполагает желание изменять и улучшать все существующее и выступает в разных вариантах — от медицины до революционной деятельности.

6. Охраняющий-стремится к сохранению всего существующего, его регистрации, передачи, контролю и, если возможно, к занесению в определенную систему ценностей.

7. Творческий-встречается в чистой форме, прежде всего у людей искусства и науки. Чаще он пронизывает другие типы, придавая им жизненность и действенность.

Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореализуется, т.е. активно воплощает в деятельности свои идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъективный смысл. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием.

Если человек недостаточно самореализуется в работе, он либо «уходит в болезнь» (здоровье важнее), либо проявляет феномен «зеленого винограда» (есть много интресного помимо работы), либо уходит в политическую или общественную деятельность. Характер связи взрослой личности с профессией определяет потенциал ее движения в будущем и удовлетворенность в настоящем. Взрослая личность во многом идентифицируется со своей профессией. Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью. В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее непрерывное осуществление; особенно это важно для творческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже вообще «отучиться» работать.

Профессиональная и социальная самореализация предполагает такие формы, как инициатива и ответственность. Инициатива представляет собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной или практической сферах. Ответственность — это добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и формах, определяемых самим субъектом.

3 причины отсутствия инициантивы:

1. может не быть сформированной на ранних этапах развития (дефицит общения с матерью, зависимое положение ребенка в семье, его личностное подавление родителями или учителем и т.д.).

2. личность может подавлять в себе инициативу на стадии ее возникновения, заранее зная, что она не будет принята и одобрена окружающими (безынициативные люди часто говорят о своей ненужности, невостребованности, ратуют за принцип «не высовывайся»).

3. связана с отсутствием умений реализовывать собственные инициативы, необходимых способностей, организаторских навыков, а также с неразвитыми формами групповой жизни.

Принимая на себя ответственность, взрослая личность очерчивает поле своей активности, на которую будет распространяться ее контроль. Ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность.

Сознавая ответственность за принятые на себя обязательства, человек не ограничивает себя неким набором условий и требований, а стремится отыскать оптимальный путь решения встающих перед ним задач. Принимая на себя ответственность, человек гарантирует себе определенную степень независимости, самостоятельности, свободы.

 

83. Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости.

Старость – жизненно важная, необходимая, актуальная проблема нашего времени. Эта проблема малоизучена. Старость воспринимается как возраст затухания, потерь, болезней, страданий (с обыденной точки зрения). Но чтобы посмотреть на эту проблему глубже, необходимо обратимся к Большому энциклопедическому словарю.

«Старость - возрастной период жизни организма, наступающий за зрелостью. Сопровождается характерными изменениями в органах и системах, ведущими к ограничению приспособительных возможностей организма. Период старости у людей 75-90 лет (св. 90 лет - долгожители)».

«Старение же – это в биологии - закономерный процесс возрастных изменений организма, снижающий его адаптационные возможности и приводящий к старости».

Стоит обратить внимание на то, что старость и старение не одно и то же. Старость, это период, а старение - процесс изменений, приводящий к данному периоду. И этот процесс изучает наука геронтология.

Геронтология смотрит на старость как на период развития, пытается указать на различия в проявлении отдельных признаков старения и установить границы между зрелостью и старостью, хотя последнее отчасти утопично.

Вообще роль старости большая: она (старость) помогает проследить весь цикл жизни человека, его перспективу развития как личности, помогает в установлении связи времен и поколений. Только «устами старика» можно понять и объяснить будущим поколениям смысл жизни, ее сущность.

Говоря о старосте и старении, стоит начать с того, с какого возраста начинается этот период и с какого возраста начинаются изменения в организме.

В данном вопросе есть определенная сложность. Она заключается в том, что процессы старения в каждом организме протекают по-разному, то есть одни стареют «на глазах», а другие внешне «вечно молоды». Поэтому возраст, с которого можно было бы вести отсчет старости и старения определить проблематично. Хотя «границы календарного возраста старения были определены Европейским зональным бюро Всемирной организации здравоохранения, принявшим следующие деления населения на возрастные группы:

· Средний возраст – 45-59лет;

· Ранняя старость – 60-72 года;

· Старческий возраст – 73-89лет;

· Долголетие – 90 лет и более».

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: 1) это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) это постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 4) это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 5) это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

В определенном отношении большинство процессов индивидуальной жизни к 63-70 годам обретают устойчивый характер, что и рождает переживание «завершенности жизни». Человек готов к тому, что дальше начинается спад душевных сил и физических возможностей, что наступает время большей зависимости от других, что он меньше будет участвовать в решении социальных и профессиональных задач, что ослабеют его социальные связи и личные желания и т.д.

 

84. Изменения в функционировании психических функций. Изменение структуры социальной активности в старости. Проблема одиночества. Эмоциональная сфера в старости.

Компенсаторные механизмы поддержа­ния уровня общей интеллектуальной актив­ности и отдельных высших психических функций получили частичное освещение в работах отечественных нейропсихологов. Так, было показано, что сужение объема психической деятельности, имеющееся при старении, создает когнитивный дефицит, и в качестве компенсаторного механизма вы­бирается стратегия опосредования как спо­соб саморегуляции. Полученные данные о динамике когнитивных стратегий и о фор­мировании новых способов опосредования психической активности при старении позволяют видеть в нем особую форму онто­генеза. Нейропсихологи отмечают, что даже при благоприятном протекании старости высшие психические функции характеризу­ются некоторой дефицитарностью. На этом основании были выделены три типа старения на основе наиболее дефицитарного зве­на в высших психических функциях в соот­ветствии с теорией А.Р.Лурия о трех блоках мозга. Первый — нейродинамический — тип старения связан с дефицитарностью бло­ка регуляции тонуса и бодрствования. Вто­рой — пространственный — тип старения высших психических функций связан с дефицитарностью блока принятия, переработ­ки и хранения информации, с недостаточностью анализа и синтеза.

Отечественные нейропсихологи (Н.А.Загянская, Ю.В.Зуе­ва, Н.К.Корсакова) показали, что перера­ботка пространственных характеристик ин­формации обнаруживает высокую степень сенситивности в старости и даже при благополучном старении с возрастом снижаются возможности пространственной ориентировки, решения пространственных задач в различных модальностях, запоминания ло­кализации объекта, в результате чего стра­дает целостность, симультанность воспри­ятия пространственного, упорядоченного мира предметов и явлений. Третий — регу-ляторный — тип старения обусловлен де­фицитарностью блока программирования, регуляции и контроля психической деятель­ности. Компенсаторный процесс протекает, по предположению нейропсихологов, в на­правлении возрастных перестроек в перераспределении активности отдельных блоков мозга и, возможно, в перераспределении аспектов активности правого и левого полу­шарий мозга.

Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в деловой жизни (как правило, это те, кто избегает зависимости и ценят уверенность в собственных силах и самостоятельность).

Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений (в связи с переездом друзей к детям или другим родственникам) – «иных уж нет, а те далече». В ряде работ по проблемам старения отмечается, что принципиально любой человек старится в одиночку, так как в силу преклонного возраста он постепенно отдаляется от других людей. Пожилые люди очень зависят от побочных линий родства и косвенных отношений, стараясь поддерживать их в отсутствии других близких родственников. Любопытно, что многие пожилые люди не хотят, чтобы им напоминали о старости, и не любят из-за этого общаться со сверстниками (особенно с теми, кто жалуется на старость и на болезни), предпочитая общество более молодых людей, обычно – представителей следующего за ними поколения (в то же время они часто обнаруживают социальную установку, что молодые презирают стариков и что старикам нет места ни в других возрастных когортах, ни в обществе в целом).

Отсутствие контактов с обществом способно вызвать у стариков эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим. Пожилых людей почти всегда в явном или неявном виде сопровождает мысль о смерти, особенно в случаях утраты близких и знакомых, которые, к сожалению, в пожилом возрасте достаточно часты. Когда из рядов ровесников в этом возрасте выбывает каждый десятый, найти кого-то другого на их место из молодого поколения бывает сложно. В этом смысле в более выгодном положении находятся не европейские, а азиатские культуры, например Китая или Японии, которые не вынуждают поколения шагать плотными однородными возрастными шеренгами, а позволяют им сливаться друг с другом, обмениваясь опытом. В этих культурах старикам отводится роль патриархов, старейшин, что позволяет дольше сохранять вовлеченность в социальные связи.

В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Но острее проблема снижения социальной активности и одиночества переживается стариками, живущими в городах, чем в сельской местности, в силу специфичности самих жизненных укладов города и села. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону, еженедельный поход по магазинам, ежемесячные встречи друзей, ежегодное совместное празднование годовщин и т.п.). Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Тем не менее именно пожилые женщины чаще мужчин жалуются на одиночество и дефицит социальных контактов.

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Многие старики часто живут с ощущением ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности. Это означает, что в старости отмечается не только сужение межличностных контактов, но и нарушение самого качества человеческих взаимоотношений. Эмоционально неуравновешенные пошлые люди, остро чувствуя это, часто предпочитают деморализую-iee добровольное затворничество унижению, которое они усматривают в риске стать обузой и испытать на себе глумливое высокомерие молодых. Эти переживания могут стать и основой старческих суицидов наряду с материальной необеспеченностью, одиночеством, страхом умереть в одиночестве.

На социальные связи влияет широкий круг факторов. Так, известно, что люди старше 60 лет часто жалуются на здоровье и возраст, хотя не выглядят ни очень больными, ни очень старыми. Л. М. Терман отмечал, что такие явления часто наблюдаются после утраты близкого человека (вдовства) или в ситуации старения в одиночестве, т.е. одинокие пожилые люди чаще ощущают себя больными. Факторами, способствующими тому, что человек начинает «чувствовать свой возраст», переживать отчаяние и депрессию, становятся в этом случае следующие процессы: переживание горя и соблюдение траура; необходимость искать новых людей, которые примут человека в свой круг и заполнят образовавшийся «вакуум'; необходимость учиться решать многие проблемы самому и т.д. Наоборот, человек менее остро переживает одиночество, если он ощущает комфортность и стабильность существования, счастлив в домашней обстановке, удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства, если у него есть потенциальные возможности осуществлять по собственному желанию контакты с другими людьми, если он вовлечен в какие-то ежедневные, пусть и необязательные, виды деятельности, если он ориентирован на элементарные, но обязательно долгосрочные проекты (ждет правнука, покупки автомобиля или защиты диссертации сына, урожая от посаженной когда-то яблони и т.д.).

 

85. Особенности личности пожилого (старого) человека. Личностные новообразования в старости. Изменения в структуре мотивации. Изменения временной перспективы.

Новообразования старческого возраста:

1) чувство принадлежности к группе или группам;

2) чувство, что «ты здесь дома» – личностный комфорт во взаимодействии с людьми;

3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

4) вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

5) мужество быть несовершенным – ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым';

6) ощущение себя человеком – чувство, что ты часть человечества;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: