Вопросы к экзамену по истории искусств
Для студентов 4 курса
Семестр
1. Русское искусство Советской эпохи: основные этапы.
2. Искусство Советской России в послереволюционный период (1917-1922): искусство плаката (А. Родченко, В. Маяковский и др.). Окна РОСТа.
3. Советское искусство 20-х годов. Основные художественные объединения.
4. Советское искусство 20-х годов. Ассоциация художников революционной России (АХРР).
5. Образ В.И. Ленина в творчестве художников 20-30-х годов.
6. Советское искусство 20-х годов. Общество станковистов (ОСТ).
7. Творчество А. Дейнеки.
8. Творчество Ю. Пименова.
9. Социалистический реализм как художественный метод советского официального искусства.
10. Советская скульптура 30-50-х годов. В. Мухина.
11. Архитектура сталинской эпохи. «Сталинский классицизм».
12. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.
13. Творчество Гелия Коржева.
14. Тема Великой Отечественной войны в советском изобразительном искусстве.
15. Архитектурные образы и ансамбли Е. Вучетича.
16. Творчество А. Пластова.
17. Судьба и творчество В. Попкова.
18. Человек и время в искусстве художников 70-х годов. Н. Нестерова, Т. Назаренко.
19. Творчество И. Глазунова.
20. Скульптурные образы Вячеслава Клыкова, Александра Рукавишникова.
Содержание программы
Раздел 111. Искусство Советской эпохи
Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
Октябрьская революция и гражданская война в истории страны и отечественной культуры. Становление социалистического искусства и культуры. Интеллигенция и революция. «Ленинский план монументальной пропаганды». Первые памятники - А. Н. Радищеву (Л. Шервуд), К. Марксу (А. Матвеев), В. Лассалю (В.А. Синайский) и др. Распространение графического искусства. Советский политический плакат: героический (Моор) и сатирический (Дени). «Окна сатиры РОСТА» – новаторская форма агитационного искусства. «Лениниана» в скульптуре и станковой графике - Н. Андреев, И. Бродский, Г. Верейский, Л. Пастернак, Н. Альтман, Ф. Малявин и др.). Новые формы изобразительного искусства – агитационно-массовое искусство. Тема революционного обновления жизни в символико- романтической живописи - Кустодиев («Большевик»), Юон («Новая планета»), Петров-Водкин («Петроградская мадонна»), Рылов («В голубом просторе»). Архитектурные проекты городов будущего.
|
Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
Бурный характер художественной жизни России в 20-е годы. Многообразие художественных группировок, эстетических платформ. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – продолжение традиций передвижников. Основные жанры в творчестве художников - «ахрровцев»: историко-революционная тема в творчестве И. Бродского, образ Ленина в работах художника; бытовые картины Е. Чепцова; развитие батального жанра в творчестве М. Грекова и его учеников; характерные особенности портрета: Г. Ряжский, С. Малютин; образ строящейся страны в индустриальном пейзаже Б. Яковлева; лирический пейзаж Юона, Осмеркина, Бакшеева, Бялыницкого-Бирули. Общество станковистов (ОСТ). Поэтика произведений «Остовцев». «Оборона Петрограда» А. Дейнеки – типичное произведение ОСТа. Творческая группа «4 искусства». Проблемы выразительности художественной формы и профессионального мастерства. Работы Петрова- Водкина («Смерть комиссара», «Портрет Ахматовой»); развитие восточной темы в творчестве П. Кузнецова («Сбор винограда», «Сортировка хлопка», «Портрет художницы Е.М. Бебутовой»); образ Армении в произведениях М. Сарьяна. «Общество московских художников» (ОМХ) – развитие традиций «бубнововалетовцев» в работах А. Куприна, И. Машкова, А. Лентулова, В. Рождественского, Р. Фалька, А. Осмеркина; творчество С. Герасимова, И Грабаря, А. Шевченко и др. Эстетическая платформа ОМХ. Эволюция творчества П. Кончаловского.
|
Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
Постановление ЦК КПСС о перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Ликвидация всех художественных группировок и создание единой организации – Союза художников СССР. Идеологизация искусства, превращение его в иллюстрацию политических доктрин. Провозглашение метода социалистического реализма. Эстетические принципы соцреализма. Содержание понятий «народность», «идейность», «доступность», «партийность», «революционный романтизм» в контексте теории соцреализма.
Система видов и жанров официального изобразительного искусства 30-50-х годов. Портрет вождя – главный жанр; иконографический канон (А. Герасимов «И. Сталин и К. Ворошилов на прогулке в Кремле», скульптура С. Меркурова «У шлюзов канала Москва-Волга» и др.). Тематическая картина – апофеоз хорового начала (И. Бродский «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», «Демонстрация на проспекте «25 октября», Иогансон «На старом уральском заводе» и др.). Основные разновидности пейзажного жанра (лирический, эпический, этюд, производственный и др.).
|
Сложение нового стиля в архитектуре. История проекта Дворца Советов в Москве как выражение социальной и художественной концепции времени. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен как воплощение духа эпохи. Станции «Кропоткинская» и «Площадь Маяковского» – классика нового архитектурного жанра подземного сооружения, образное и пространственное решение. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - идейное содержание, его художественное и техническое воплощение. Искусство рельефа.
Послевоенный период. Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам культуры и искусства и его влияние на культурную политику. Создание института Сталинских премий. Организация Академии художеств СССР, деятельность Академии. Новые черты социалистического реализма: победный дух, зрелищность, парадность. Интерес к историческому и батальному жанру. Возрождение искусства панорамы ("Оборона Севастополя", «Бородинская панорама» и др.). Послевоенная архитектура: новые станции метро, реконструкция ВДНХ, строительство высотных зданий. Стилистические особенности архитектуры послевоенного десятилетия. Термин «сталинский классицизм». Монументальная скульптура 1945-1955 гг. – активная работа по созданию воинских мемориалов. Творчество Вучетича (мемориал в Берлине, Волгограде и др.). «Новая трактовка» в станковой скульптуре (памятник Гоголю в Москве – Н. Томский, Сталину в Ереване - Меркуров).