Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).




Вопросы к экзамену по истории искусств

Для студентов 4 курса

Семестр

 

1. Русское искусство Советской эпохи: основные этапы.

2. Искусство Советской России в послереволюционный период (1917-1922): искусство плаката (А. Родченко, В. Маяковский и др.). Окна РОСТа.

3. Советское искусство 20-х годов. Основные художественные объединения.

4. Советское искусство 20-х годов. Ассоциация художников революционной России (АХРР).

5. Образ В.И. Ленина в творчестве художников 20-30-х годов.

6. Советское искусство 20-х годов. Общество станковистов (ОСТ).

7. Творчество А. Дейнеки.

8. Творчество Ю. Пименова.

9. Социалистический реализм как художественный метод советского официального искусства.

10. Советская скульптура 30-50-х годов. В. Мухина.

11. Архитектура сталинской эпохи. «Сталинский классицизм».

12. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов.

13. Творчество Гелия Коржева.

14. Тема Великой Отечественной войны в советском изобразительном искусстве.

15. Архитектурные образы и ансамбли Е. Вучетича.

16. Творчество А. Пластова.

17. Судьба и творчество В. Попкова.

18. Человек и время в искусстве художников 70-х годов. Н. Нестерова, Т. Назаренко.

19. Творчество И. Глазунова.

20. Скульптурные образы Вячеслава Клыкова, Александра Рукавишникова.

 

Содержание программы

Раздел 111. Искусство Советской эпохи

Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).

Октябрьская революция и гражданская война в истории страны и отечественной культуры. Становление социалистического искусства и культуры. Интеллигенция и революция. «Ленинский план монументальной пропаганды». Первые памятники - А. Н. Радищеву (Л. Шервуд), К. Марксу (А. Матвеев), В. Лассалю (В.А. Синайский) и др. Распространение графического искусства. Советский политический плакат: героический (Моор) и сатирический (Дени). «Окна сатиры РОСТА» – новаторская форма агитационного искусства. «Лениниана» в скульптуре и станковой графике - Н. Андреев, И. Бродский, Г. Верейский, Л. Пастернак, Н. Альтман, Ф. Малявин и др.). Новые формы изобразительного искусства – агитационно-массовое искусство. Тема революционного обновления жизни в символико- романтической живописи - Кустодиев («Большевик»), Юон («Новая планета»), Петров-Водкин («Петроградская мадонна»), Рылов («В голубом просторе»). Архитектурные проекты городов будущего.

 

Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)

Бурный характер художественной жизни России в 20-е годы. Многообразие художественных группировок, эстетических платформ. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – продолжение традиций передвижников. Основные жанры в творчестве художников - «ахрровцев»: историко-революционная тема в творчестве И. Бродского, образ Ленина в работах художника; бытовые картины Е. Чепцова; развитие батального жанра в творчестве М. Грекова и его учеников; характерные особенности портрета: Г. Ряжский, С. Малютин; образ строящейся страны в индустриальном пейзаже Б. Яковлева; лирический пейзаж Юона, Осмеркина, Бакшеева, Бялыницкого-Бирули. Общество станковистов (ОСТ). Поэтика произведений «Остовцев». «Оборона Петрограда» А. Дейнеки – типичное произведение ОСТа. Творческая группа «4 искусства». Проблемы выразительности художественной формы и профессионального мастерства. Работы Петрова- Водкина («Смерть комиссара», «Портрет Ахматовой»); развитие восточной темы в творчестве П. Кузнецова («Сбор винограда», «Сортировка хлопка», «Портрет художницы Е.М. Бебутовой»); образ Армении в произведениях М. Сарьяна. «Общество московских художников» (ОМХ) – развитие традиций «бубнововалетовцев» в работах А. Куприна, И. Машкова, А. Лентулова, В. Рождественского, Р. Фалька, А. Осмеркина; творчество С. Герасимова, И Грабаря, А. Шевченко и др. Эстетическая платформа ОМХ. Эволюция творчества П. Кончаловского.

Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).

Постановление ЦК КПСС о перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Ликвидация всех художественных группировок и создание единой организации – Союза художников СССР. Идеологизация искусства, превращение его в иллюстрацию политических доктрин. Провозглашение метода социалистического реализма. Эстетические принципы соцреализма. Содержание понятий «народность», «идейность», «доступность», «партийность», «революционный романтизм» в контексте теории соцреализма.

Система видов и жанров официального изобразительного искусства 30-50-х годов. Портрет вождя – главный жанр; иконографический канон (А. Герасимов «И. Сталин и К. Ворошилов на прогулке в Кремле», скульптура С. Меркурова «У шлюзов канала Москва-Волга» и др.). Тематическая картина – апофеоз хорового начала (И. Бродский «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», «Демонстрация на проспекте «25 октября», Иогансон «На старом уральском заводе» и др.). Основные разновидности пейзажного жанра (лирический, эпический, этюд, производственный и др.).

Сложение нового стиля в архитектуре. История проекта Дворца Советов в Москве как выражение социальной и художественной концепции времени. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен как воплощение духа эпохи. Станции «Кропоткинская» и «Площадь Маяковского» – классика нового архитектурного жанра подземного сооружения, образное и пространственное решение. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - идейное содержание, его художественное и техническое воплощение. Искусство рельефа.

Послевоенный период. Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам культуры и искусства и его влияние на культурную политику. Создание института Сталинских премий. Организация Академии художеств СССР, деятельность Академии. Новые черты социалистического реализма: победный дух, зрелищность, парадность. Интерес к историческому и батальному жанру. Возрождение искусства панорамы ("Оборона Севастополя", «Бородинская панорама» и др.). Послевоенная архитектура: новые станции метро, реконструкция ВДНХ, строительство высотных зданий. Стилистические особенности архитектуры послевоенного десятилетия. Термин «сталинский классицизм». Монументальная скульптура 1945-1955 гг. – активная работа по созданию воинских мемориалов. Творчество Вучетича (мемориал в Берлине, Волгограде и др.). «Новая трактовка» в станковой скульптуре (памятник Гоголю в Москве – Н. Томский, Сталину в Ереване - Меркуров).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: