Особенности развития эмоциональной сферы детей,воспитывающихся вне семьи




Ю.С. Денисенко

 

Рисование песком

Как средство гармонизации

Эмоционально-личностного развития детей-сирот

Методические рекомендации

 

 

Нововосточный 2012

Автор-составитель

Ю.С.Денисенко, педагог-психолог муниципального казенного образовательного учреждения детский дом «Ласточкино гнездышко» п. Нововосточный, Кемеровской области

 

 

Консультанты:

Н.И. Приходько, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Л.И. Архипенко, заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» Тяжинского района Кемеровской области

Л.А. Ткаченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Ласточкино гнездышко»

 

Методические рекомендации составлены с целью внедрения в практическую деятельность педагогов современной арт-терапевтической техники – рисования песком, позволяющей гармонизировать эмоционально – личностное развитие ребенка.

Данные рекомендации предназначены для педагогов-психологов, воспитателей, социальных педагогов и др. педагогических работников образовательных учреждений.

Введение

Детство–период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и сорадоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Это показывают и многочисленные исследования (Денисевич Н.Н., 1996; Лисина М.И., 1982; Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990; Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990, 1991, 1995; Шипицина Л.М., Виноградова А.Д., Хилько А.А. и др.).Темп развития детей-сирот замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе,недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, вспыльчивости,нарушении эмоциональных контактов с окружающими и т.д.

Анализ результатов психологических исследований, проведенных нами, свидетельствует о том, что неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Учитывая специфику детей-сирот, и современных тенденций инновационных технологий, необходимость деятельностного подхода становится очевидной. Все это настойчиво требует активного внедрения в практику педагога-психолога детского дома, простых, но оригинальных средств психологической коррекции. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми-сиротами, помнению исследователей (и мы с ними согласны), является песочная терапия, а именно техника - рисование песком.

Все вышесказанное определяет цель данных методических рекомендаций: внедрение в практическую деятельность педагогов-психологов современной арт-терапевтической техники, позволяющей гармонизировать эмоционально-личностное развитие ребенка.

Методические рекомендации направлены на решение следующих задач:описать условия использования техники рисования песком в работе с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы; представить диагностический материал для выявления эмоциональных нарушений у детей-сирот; распространить опыт использования техники рисования песком среди педагогов-психологов.

Данный методический материал может быть полезен психологам и педагогам детских учреждений разного типа и вида.

 

 


 

Особенности развития эмоциональной сферы детей,воспитывающихся вне семьи

Как уже было сказано выше, наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоциональной сфере.

Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении [7, с. 267-271].

Имеются данные, свидетельствующие о влиянии разлуки с взрослыми на развитие и фиксацию у детей фобий и неврозов. Так, З. Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет младенца остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию. Эту же мысль высказывает и Элперт, которая пыталась (и по ее данным - успешно) избавить от патологически фиксированных состояний детей, у которых фобии и навязчивость возникли в связи с пережитой ими в младенчестве разлукой с матерью [1, с. 186].

Во многих работах отмечается, какое влияние оказывает разлука с матерью на развитие личностных качеств детей. Так, Джерсилд считает, что выросшие вне семьи дети не способны к богатым эмоциональным переживаниям;способность ребенка любить окружающих, говорит он, тесно связана с тем, сколько любви получил он сам, и в какой форме она выражалась. А. Фрейд обнаружила, что в подростковом возрасте дети, выросшие без близких взрослых, развивают примитивные связи с окружающими, у них появляются «замещающие» связи со сверстниками или с группой сверстников; многие дети ищут истинных материнских отношений с каким-нибудь лицом, без чего их переход к зрелости становится невозможным.Сэлливен развивает мысль о том, что «Я» ребенка социально по своему происхождению, так как оно рождается и постепенно формируется пол влиянием оценки взрослыми поступков ребенка [5, с. 344].

Основные эмоционально-личностные деформации возникают у детей-сирот как следствие эмоциональной депривации, неудовлетворённой потребности в эмоционально тёплом контакте. Эта потребность является одной из базовых для адекватного развития мотивационной, эмоционально-волевой, личностно-смысловой сфер, а также правильного гармоничного становления самосознания[1, с. 187].

Итак, обозначенные нами психологические особенности эмоционального развития детей-сирот, такие как: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);повышенная склонность к страхам,тревожности и беспокойству ит.д.,требуют организованной психологической помощи,обеспечивающей воспитание ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Мы считаем, что для более эффективной работы по коррекции выше перечисленных проблем подходит техника рисования песком.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: