Рисование песком на стекле, как техника песочной терапии




Песочная терапия рассматривается как средство для коррекционно – развивающих занятий, как эффективный практический метод в педагогике, предполагающий диалог руки ребёнка с песком и являющийся источником внутреннего его роста и развития.

Песочная, или песчаная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Она может использоваться и как монотерапия (самостоятельная техника,единственная в курсе лечения),и в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, символдрама, анатомические техники [6 с. 11].

Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом МаргаретЛовенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику — техника построения мира. В 1950-х годах швейцарский психоаналитик Дора Калфф, глубоко изучив методику построения мира, начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Калфф положила в основу своего подхода к песочной терапии (Sandplay) теориюК. Г. Юнга. Технология работы с песком была модифицирована ею в соответствии с теоретической базой. Иными словами, основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития.

Итак, благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Причём представители различных концепций имеют возможность использовать песочницу в своей парадигме.

Сегодня песочницу активно используют в гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе. И, конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии [4, с.57].

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, как дополнительный инструмент для коррекционно-развивающих занятий [6, с. 13].

Одним из направлений песочной терапии является, возникшая сравнительно недавно, техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола (SandArt), которая отличается от игры с песком (SandPlay), где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья…)[2, с.10].

Рисование песком на стекле – это техника, которой чуть больше 30 лет. Первые школы рисования песком появились в Соединенных Штатах Америки в конце прошлого века. А изобрела такое рисование канадская режиссер-аниматор Кэролайн Лиф, создав в 1974 году первый «песочный» мультфильм. Ее опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов, но как коррекционно-развивающий метод рисование песком стало использоваться только в наши дни[2, с.9].

На занятиях с психологом, детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным,движения его рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Рисование пескомобладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».

Задача психолога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным,увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.

Так же «Sand-Art»может применяться психологами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей.

Итак, практика применения техники рисования песком в коррекционно-развивающей работе имеет отнюдь неширокое распространение, так как пока что нет каких-либо глубоких исследований, специальной литературы на этот счет. Проанализировав возможности техники рисования песком в развитии и коррекции эмоциональной сферы путем выявления сходных черт с родственными техниками (песочная терапия, изотерапия, сказкотерапия), можно предположить, что ее использование будет иметь положительный результат.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: