Фазы жизненного цикла проекта. Формирование цели проекта. Функции и подсистемы управления проектами
Жизненные циклы проекта понимаются как определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации, а также функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, ведь оно дает возможность лучше контролировать процесс производства.
Стадии жизненного цикла проекта
В процессе реализации того или иного замысла касательно производственного процесса или прочих мероприятий на предприятии можно выделить несколько последовательных моментов. Так, принято выделять следующие этапы жизненного цикла проекта:
· Инициация - происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.
· Планирование - определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.
· Исполнение - начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий.
· Завершение - анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. Данная обязанность в большинстве случаев возлагается на руководство.
Стоит отметить, что данное деление на этапы жизненного цикла проекта весьма условное. Каждая организация вправе самостоятельно детализировать этот процесс и разбивать его на стадии.
Фазы цикла
Можно выделить четыре основные фазы жизненного цикла проекта, а именно:
1. исследования, предшествующие инвестированию - это выбор наилучшего варианта проекта, проведение переговоров с заинтересованными лицами, а также эмиссия ценных бумаг, посредством которых будет привлекаться капитал;
2. непосредственно инвестирование, когда посредством продажи акций или других финансовых инструментов в организацию поступают средства, необходимые для реализации замысла;
3. эксплуатация проекта - это полномасштабный производственный процесс, который проводится согласно заранее разработанному плану;
4. послеинвестиционное исследование заключается в оценке эффективности деятельности, а также в определении соответствия полученных результатов предполагаемым.
Формирование целей проекта
Формирование целей проекта является одной из основных задач менеджера, который обязан контролировать соответствие им выполнимых работ.
Цели проекта:
1. Производственные
2. Финансовые
3. Рыночные
4. Цели, связанные с персоналом
5. Цели, связанные с исследованием и разработками
Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование контроль проекта анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и прочие. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.
Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области - затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и прочих.
Пояснение некоторых функций управления проектами:
1. Функции целеполагания, т.е. разработка системы целей проекта.
a. Бенчмаркинг (изучение опыта лидеров глобального рынка);
b. Построение проблемного поля организации;
c. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон организации);
d. STEP-анализ
2. Функция управления качеством проекта
a. Обеспечение качества проектных работ;
b. Обеспечение организационных и управленческих решений;
3. Функция управления временем проекта.
4. Функция управления стоимостью проекта.
5. Функция управления рисками проекта.
6. Функции управления человеческими ресурсами в проекте
7. Функция управления контрактами и поставками в проекте.
8. Функция управления коммуникациями в проекте
9. Функция управления изменениями в проекте и реинжинирингом проекта