Причины отмены крепостного права




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По Истории 9 класс

Записать в тетрадь

Тема: «Преобразования Александра II: социальная и правовая политика»

 

«Начало правления Александра 2. Крестьянская реформа 1861 г»

Цель урока: 1. Понимание причин необходимости отмены крепостного права

2. Формирование представлений о ходе реформы и об ее последствиях.

3. Воспитание уважения к личности и отрицательного отношения к

насилию над личностью.

 

Задачи: 1. Изучить новый материал и объяснить значимость реформы 1861 года.

2. Проследить последствия реформы для экономического и социального развития государства.

3. Расширить представлении о реформе через различные исторические источники.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

 

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подведение итогов контрольной работы

III. Изучение нового материала

План урока

1. Личность Александра II

2. Причины отмены крепостного права

3. Подготовка реформы. Основные положения реформы

4. Значение реформы

 

Личность императора.

Новый император Александр II (1855 – 1881) записать!

один из самых вдающихся русских монархов. Александр Николаевич был прозван в народе Александром Освободителем. Народу действительно есть, за что так называть Александра II.

По ходу моего рассказа определите, какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите затем в тетрадь.

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан Карл Карлович Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт Василий Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

Женой Александра II в 1841 г. стала принцесса Гессен-Дармштадтская Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, более известная как Мария Александровна. Она родила Александру 7 детей, 2 старших умерли.

Далее из учебника стр 117

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.

 

Ответье на вопрос, так какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности в России?

- высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум

- разностороннее образование

- любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость

Главные недостатки – лень, отсутствие упорства в достижение целей

 

Внутренняя политика Александра II разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа 1861 года

Причины отмены крепостного права

Работа с текстом учебника стр. 118

Записать в тетрадь

1. Необходимость ликвидации отставания России от индустриально развитых стран

2. Необходимость ослабления социального напряжения в стране

 

 

Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

? классу 1. Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

2.Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: