Фортепианные миниатюры в творчестве романтиков.




Мендельсон, Шуман, Шопен в основном маленькие пьесы, соединялись в сборники либо циклы. Шопен (ноктюрн, муз.экспромт.)

Миниатюра – «это зеркало, отразившее самые существенные черты романтического мироощущения, его концентрированная и кротчайшая худ. форма.»

Интерес к сильной личности, большое внимание к внутреннему миру человека

В фортепианной музыке присутствуют песенные интонации, обращение к народным песням и танцам, большое распространение программные фортепианные произведения.

Мендельсон – песни без слов (камерный романс с ф-но сопровождением)

Основная фактура вокальная мелодия, близкая бытовой вокальной лирике.

Эти произведения фиксируют в творчестве романтиков, мельчайшие движения души автора (нет четких правил, формы, миниатюры лирические).

Возникают жанры: баллады, скерцо, интермеццо, этюды, фантазии….

Цикл «Бабочки» Шумана написан по роману Жан-Поль Рихтера.

«Карнавал» Шуман написан по собственному авторскому прочтению

Ф. Лист 3 цикла «Годы странствий» каждый посвящён путешествию в ту или иную страну

1 год – Швейцария

2 год – Италия

3 год – поздние сочинения из разных мест.

Зарождение фортепианной миниатюры

1.Дородовой клавесинная музыка

2.Классический период Джон Фильд ноктюрны

3. Становление, первые ранние романтики Шуберт и Мендельсон

Два направления миниатюр

1.Вальс

2.Экспромт (символ романтической стихийности, творческой порывистости и непосредственности) и музыкальные моменты

Расцвет романтической миниатюры

Шумен Шопен Лист

«Я как мир» Шуман.

Цикл «Карнавал» написан в виде цикла сквозных вариаций (непрерывная идея)

B ACH, B es H.

Шопен (поляк) не любит романтизм, не пишет программных произведений, объединяет пьесы в циклы, этюдов, прелюдий, мазурок…

Ференц Лист

Поздняя Романтическая миниатюра

Лист, Брамс

Композиторы романтики появляются в малых странах Норвежец Григ, Чех Дворжак, Фин. Сибелиус,

Особенности: становиться более сложной в гармоническом языке, эмоции отходят на второй план, музыка не столь эмоц.порывиста.

Романтическая миниатюра представлена крупными жанрами:Сонаты, претерпевает изменения в своей форме, схемы, соотношение тем более свободное, соотношение разделов иные, разработка вытесняется вариационно-вариантным, реприза может быть неточной, не тональной, зеркальная реприза (все, наоборот). Баллады, фантазии.

Камерно вокальные циклы композиторы пишут на стихи своих поэтов современников. Первым классиком романтической песни является Франц Шуберт. Камерно вокальные циклы пишутся на тему любви, в раннем творчестве Шуберта продолжает классические традиции, его поздний цикл значительно нарушает эту традицию в вокальной партии появляется речитативные элементы, более сдержанное фортепианное сопровождение,

Значительно большее развитие получило в вокальных циклах Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины» очень сложная фортепианная партия,

Появляются фортепианные прелюдии и постлюдии появляется смысловая нагрузка, сложные отношения между вокальной и фортепианной партией.

Густав Малер – вокальный цикл становится частью симфонического произведения.

Программная симфония Гектора Берлиоза

Берлиоз франц. композитор французы испытывали тягу театральности, зрелищности, пышности. Использует не обобщенную програмность а наоборот излагает что то подобному оперному либретто, изобретает новые экспериментальные жанры (пытается синтезировать разные направления и явления в искусству) Осуждения Фауста (соло и хор, драматическая легенда, оркестр). Симфония «Ромео и Джульетта» (хор, оркестр, солисты, хореограф пантомима). Гарольд в Италии (концерт для соло альта с оркестром)

Самое раннее их программных произведений «Фантастическая симфония» 30-31г. (имеет эпизод из жизни артиста, манифест франц. муз романтизма)

Позднее Берлиоз написал продолжение «Лилио или возвращение к жизни» лирическая монодрама для солистов хора и оркестра.

Фантастическая симфония 5 частей

1. Мечтания страсти (медленное вступление)

2. Бал или на балу

3. Сцена в полях

4. Шествие на казнь

5. Сон в ночь шабаша (рожок)

Тема Генриеты Смитсон возлюбленная из лирического в ведьминский.

Габой – Английский рожок

Новация использована соло литавр (4 часть)

Гарольд в Италии (по поэме Байрона) 34г.

4 части.

Использование красочных средств в оркестре.

Симфония «Ромео и Джульетта» 39г. новаторское произведение

Известный сюжет, необычные средства, микс (синтез жанров) оперно-кантатная сцена.

Траурно триумфальная симфония. 40г.

Классицисткая линия направленности симфонии

Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Брукнер, Малер

Обращение симфонии к класич. формам, использование романтических средств выразительности, преобладание лирической, пейзажной и жанровой образности.

Шуберт написано 9 симфоний

Первые 5 полностью напоминают традиционную венскую класич школу,

Шуберту был наиболее близкий Бетховен (его героич образы, пасторальность, использование медно-духовых)

5 симфония трагическая

7 (8) Неоконченная симфония 1822г. Считается первым образцом романтической симфонии, первая лирич. симфония, в качестве главных тем в каждой части используются песенные темы с аккомпанементом. Сохранилось 2 части, переведены в партитуру, 4 в виде клавира, 3 немного.

Романсная симфония, песенные темы напоминают романсы.

9 Симфония Лесная 1828г. До-мажор, отличительная черта лесные валторновые зовы (золотой ход валторн) многим композиторам не понравилась из за того что длинная, образ нац.фольклора, лесная героич симфония, много маршеобразных интонаций которые соседствуют с лесной романтикой

Феликс Мендельсон – 2 симфонии «Шотландская» и «Итальянская»

Симфонии лирико-пейзажные, лирико-драматические, навеяны путешествиями по странам, как композитор умеренный романтик, максимально яркий синтез классические формы и романтические средства выразительности

Итальянская симфония 1833г. – скрыта программность, никаких комментариев, построена на Итальянском фольклоре.

1. Тарантелла

2. Хоровая итальянская песенная музыка

3. За рамками, Итальянский танец

4. Итальянский карнавал, масочность.

Симфония «Шотландская» более сумрачная, писалась 12 лет, с 30 по 1842г.

Еще одна жанрово-пейзажная, в ней намечается новый принцип тяготения к одночастности, природа Шотландии, тематизм Шотландии, монотематизм, в основе песня.

Шуман Роберт 1840ые годы симфонии охватывают поздний период творчества, 4 симфонии написано сама известная.

3 Симфония Рейнская

4 Симфония Ре минор

Симфонизм не сильная сторона композитора, плохо владел оркестром, его оркестровки страдают перегруженностью фактуры, малоинтересным тематизмом, развитие напоминает тематизм в его вокальных циклах.

Брамс – принадлежал к поколению умеренных романтиков, не использовал экстраординарных выразительных средств, любил классику и барочные формы, есть музыка для церкви, роднит с Бахом, отсутствие повышенного субъективизма, можно выделить несколько произведение, где романтизм прорывается,

Фортепианное интермеццо,

4 симфония (финал 4 симфонии фуга в сочетании с вариациями)

3 симфония медленная часть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: