Основную часть своей работы мы начали с того, что разработали критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы среди воспитанников 11 – 13-летнего возраста, подобрали методики:
№ | Наименование критерия | Наименование методики |
Нервно-психическая устойчивость | Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. | |
Настроение (характеристика эмоционального состояния) | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др. | |
Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность | Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. |
Далее было проведено первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик.
Результаты диагностического исследования:
Воспи- танники | Методика оценки актуального психоэмоционального состояния | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния | Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина | |||
Кол-во баллов | Уровень нервно-психической устойчивости | Кол-во баллов | Уровень эмоцион. состояния | Кол-во баллов | Уровень ситуац. и личностной тревожности | |
А1 | 4.5 | высокий | 4.4 | хороший | низкий | |
А2 | 23.1 | низкий | 2.8 | сниженный | высокий | |
А3 | 5.6 | хороший | 5.1 | хороший | умеренный | |
А4 | 15.3 | средний | 6.3 | высокий | умеренный | |
А5 | 21.2 | сниженный | 3.8 | средний | высокий | |
А6 | 23.1 | низкий | 1.8 | сниженный | высокий | |
А7 | 11.8 | средний | 3.5 | средний | высокий | |
А8 | 9.3 | хороший | 4.8 | хороший | низкий | |
А9 | 17.3 | сниженный | 2.6 | сниженный | высокий | |
А10 | 15.3 | средний | 2.8 | сниженный | высокий | |
Ср. резуль-тат | 14.7 | 3.8 | 41.1 |
Обобщенная интерпретация данных:
|
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007).
Уровни нервно-психической устойчивости | кол-во чел./% |
высокий | 1/10% |
хороший | 2/20% |
средний | 3/30% |
сниженный | 2/20% |
низкий | 2/20% |
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.)
Уровниэмоционального состояния | кол-во чел./% |
высокий | 1/10% |
хороший | 3/30% |
средний | 2/20% |
сниженный | 4/40% |
низкий | - |
Шкала самооценки уровня тревожности
Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина(www.effecton.ru)
Уровни ситуационной и личностной тревожности | кол-во чел./% |
высокий | 6/60% |
умеренный | 2/20% |
низкий | 2/20% |
Результаты диагностики показали, что у рядавоспитанников выявлен повышенныйуровеньтревожности,сниженный уровень нервно-психической устойчивости(свидетельствующийоповышенном уровне непродуктивной напряженности,сниженномэмоциональномтонусе,переутомлении), сниженный уровень эмоционального состояния (настроения), что указывает нанеобходимостьпрофилактикиисамокоррекциинегативныхпсихоэмоциональныхсостояний воспитанников средствами песочной терапии.
После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу,задачейкоторого являлось применение на практике техники рисования песком на стекле.
|
С целью оценивания эффективности применения техники рисования песком, через год было проведено повторное диагностическое исследование, по ранее обозначенным критериям.
Результаты повторной диагностики:
Воспи- танники | Методика оценки актуального психоэмоционального состояния | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния | Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина | |||
Кол-во баллов | Уровень нервно-психической устойчивости | Кол-во баллов | Уровень эмоцион. состояния | Кол-во баллов | Уровень ситуац. и личностнойтревожности | |
А1 | 5.0 | высокий | 5.3 | хороший | низкий | |
А2 | 8.3 | хороший | 3.5 | средний | умеренный | |
А3 | 5.4 | высокий | 6.3 | высокий | низкий | |
А4 | 5.1 | высокий | 7.3 | высокий | низкий | |
А5 | 8.1 | хороший | 4.5 | хороший | умеренный | |
А6 | 12.6 | средний | 3.1 | средний | умеренный | |
А7 | хороший | 4.1 | хороший | умеренный | ||
А8 | 7.7 | хороший | 6.4 | высокий | низкий | |
А9 | 16.8 | средний | 3.5 | средний | умеренный | |
А10 | 12.8 | средний | 3.5 | средний | умеренный | |
Ср. резуль-тат | 9.3 | 4.8 | 34.1 |
Обобщенная интерпретация данных:
«Методика оценки актуального психоэмоционального состояния»
Уровни нервно-психической устойчивости | кол-во чел./% |
высокий | 3/30% |
хороший | 4/40% |
средний | 3/30% |
сниженный | - |
низкий | - |
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.
Уровни эмоционального состояния | кол-во чел./% |
высокий | 3/30% |
хороший | 3/30% |
средний | 4/40% |
сниженный | - |
низкий | - |
Шкала самооценки уровня тревожности
|
Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина
Уровни ситуационной и личностной тревожности | кол-во чел./% |
высокий | - |
умеренный | 6/60% |
низкий | 4/40% |
С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена
сравнительная характеристика полученного среднего балла по каждой методике:
Методика1. Оценка актуального психоэмоционального состояния | Методика 2. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния | Методика 3. Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина | |||
первичное | повторное | первичное | повторное | первичное | повторное |
14.7 | 9.3 | 3.8 | 4.8 | 41.1 | 34.1 |
уровень нервно-психической устойчивости | уровень эмоционального состояния | уровень ситуационной и личностной тревожности |
Рис.Сравнительная диаграмма психоэмоционального состояния воспитанников
Полученные результаты позволили сделать вывод, что число воспитанников с высоким уровнем нервно-психической устойчивости увеличилось более чем на 36%. Число воспитанников с низким уровнем нервно-психической устойчивостиуменьшилосьна26%.Число воспитанников, имеющих высокий и хороший уровень эмоционального состояния, увеличилось на 17%.
Таким образом,сравнительная характеристика исследований показала,что техника рисования песком эффективна с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний детей-сирот. Результаты подтвердились по трем критериям: уровню нервно-психической устойчивости, уровню эмоционального состояния, уровню ситуационной и личностной тревожности.
Приложение 2