ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЛИТЕЛЬНЫХ




ЭТЮДОВ

 

Задание 1. Этюд головы человека с четко выраженной анатомической формой при дневном освещении (гризайль) (6 ч).

Цель задания – научить студентов передавать большие тональные отношения натуры, понимать большую форму головы, изучать и разрабатывать детали лица человека с помощью лепки формы головы.

Задачи: сделать анализ тональных отношений натуры посредством разложения ее тонов на черное и белое; определить тональный масштаб выстраиваемых отношений; выполнить этюд (без белил), используя одну из прозрачных красок (марс черный, тиоиндиго черная).

Методическая значимость этого упражнения заключается в выявлении тональных отношений большой формы головы и фона, свето-теневых отношений. С помощью тональных отношений студенты должны вылепить форму головы натурщика.

Задание 2. Этюд головы натурщика (того же, что и в первом упражнении) при искусственном освещении (гризайль) (6 ч).

Цель задания – обеспечить целевую установку восприятия учащимся теплохолодности цвета головы в зависимости от характера освещения и тональных отношений большой формы и деталей головы.

Задачи: определить тональный масштаб выстраиваемых отношений; выполнить этюд, используя одну из прозрачных красок (марс коричневый, марс оранжевый прозрачный) и одну кроющую (кадмий лимонный, кадмий желтый средний) или белила, определить тепло-холодные отношения света и тени.

Выполняя это упражнение, студенты не только выявляли тональные отношения большой формы головы и фона, свето-теневые отношения, но и тепло-холодные отношения тени и света в зависимости от характера освещения.

Задание 3. Выполнение этюда головы натурщика при контрастном дневном освещении (6 ч).

Цель задания – обеспечить целевую установку восприятия учащимся теплохолодности цвета головы в зависимости от характера освещения и тональных отношений большой формы и деталей головы.

Задачи: определить большую тень и большой свет, выстроить тональный масштаб отношений; выполнить этюд, используя мертвые тона: тиоиндиго черная, марс оранжевый прозрачный, охра золотистая, белила, определить тепло-холодные отношения света и тени.

 

Задание 4. Выполнение этюда головы натурщика (ограниченная палитра: тиоиндиго черная, охра золотистая, охра красная, белила) (6 ч).

Цель задания – это упражнение является следующим звеном в обучении живописи головы. Прибавляя к мертвым тонам красный цвет, мы получаем полноценную портретную живопись.

Задачи: определить основу цветовых отношений света, тени и полутени (полутона); выполнить моделировку формы на свету и в полутени; обобщить теневые части модели.

Задание помогает учащимся увидеть и понять особенности живописи головы, выполняемой на трех основных цветах, тем самым объединяются теоретический закон цветоведения и его практическое применение, кроме того продолжаются изучение формы и лепка головы натурщика цветом, при этом соединяются ранее полученные навыки и приемы живописи.

В упражнениях 2–4 желательно изображать одного и того же натурщика на нейтральном фоне.

Последующие задания выполняются на полной цветной палитре, постановка натуры осуществляется на цветном фоне. Здесь решаются различные живописные задачи: большие цвето-тональные отношения, цвето-контрасты, боковое освещение, прямое, контражур, светлый или темный фон.

Задача – обратить внимание на влияние цвета окружения на цвет головы натуры, стремиться к колористическому объединению цветов натуры, используя трехкомпонентную систему основных цветов и цветное освещение (холодное дневное, теплое электрическое).

Задание 5. Этюд головы натурщика в условиях контрастного (бокового) освещения (20 ч).

Цель задания – моделировка формы, передача тональных и цветовых характеристик света, тени, полутона.

Натурщик с ярко выраженный анатомическим строением головы находится вблизи окна. Художник располагается так, чтобы в поле зрения попала большая часть теневой стороны головы, дополнительно освещенной отражательной плоскостью, имеющей теплый цветовой оттенок. Внимание направляется на лепку формы, передачу тональных и цветовых различий, зависящих от окружающей световой среды.

На примере данной натурной постановки анализируются тоновые и цветовые особенности в контрастном освещении. Лепка формы головы в мастерской полностью зависит от характера отраженного света, который, проникая через окно, освещает натуру и придает её освещенной части голубоватый оттенок. Индивидуально-локальный телесный цвет головы натурщика претерпевает тем большее изменение, чем сильнее освещение и ярче голубизна неба. Цвет неба особенно заметен в тех местах головы, где лучи света из окна падают под прямым углом.

Теневая часть освещается более теплыми оттенками, отраженными от окружающих голову предметов. Сверху голова получает рефлексы потолка, снизу – пола, сбоку – стен и других предметов. Благодаря этим рефлексам мы имеем возможность видеть форму головы в тени.

Следует обратить внимание на то, что голова натурщика, находящегося вблизи окна, характеризуется резкими контрастами света и тени. Значительный контраст может и не воз­никнуть, если окружающие голову предметы и стены имеют светлую окраску, и наоборот, в окружении темных предметов контраст может быть сильным.

Специально поставленная рядом с натурой отражательная плоскость дополнительно освещает и объединяет тень отраженным цветом. Необходимость введения противоположного освещения (рефлекса) с теневой стороны вызывается тем, что неопытные художники преувеличивают плотность теневой части головы. Кроме этого отраженные от такой плоскости лучи создают дополнительное освещение, помогающее более рельефно выявить объемную форму головы. Напомним, что найти правильный оттенок цвета теневой части предмета, особенно цвета тела, начинающему художнику очень трудно.

 

Задание 1. Этюд головы натурщика, освещенный на ярком фоне (6 ч).

Цель задания – передача обобщенного цвето-тонального отношения силуэта головы к фону.

Фон подбирается с таким расчетом, чтобы голова читалась силуэтом. Это упражнение представляет определенную сложность: с одной стороны, освещенная спереди голова образует небольшие группы теней, вследствие чего объемная форма в целом воспринимается с трудом, с другой – увлечение подробной проработкой мельчайших цветовых отношений, концентрация внимания на цветовых нюансах приводит к отдельному списыванию деталей. Поэтому следует сознательно подходить к объемному моделированию формы, передаче основных отношений, создающих общее тоновое и цветовое решение этюда.

Успех в этом упражнении будет зависеть от того, насколько глубоко понял художник суть и смысл профессиональной поста­новки зрения на цельность видения, в какой мере сознательно будут переданы цвето-тональные отношения и вылеплена форма отдельных деталей и головы в целом.

 

Задание 6. Этюд головы натурщика, расположенного против света (20 ч).

Цель задания – восприятие формы и передача цветовых характеристик головы позирующего, поставленного против света.

При таком освещении голова воспринимается темным силуэтом и в значительно измененном цвете. Изменение цвета предмета происходит вследствие того, что теневая часть его практически освещается только отраженным светом.

В такого рода упражнениях следует избегать преувеличения черноты цвета в тене­вой части головы, помнить о закономерностях передачи дан­ного состояния освещения (явление ореола), имеющих решающее значение в этих условиях.

Цвет и тональность теневой части головы во многом опреде­ляются силой рефлексов. Чем сильнее характер общего освещения, чем светлее и насыщеннее по цветовой характеристике предметы окружающей среды, тем сильнее рефлексы и тем выразительнее форма головы в теневой части. И наоборот, чем слабее освещение и менее насыщены по цвету окружающие предметы, тем слабее рефлексы. Обычно теневая часть головы, воспринимая реф­лексы предметов интерьера, окрашивается в теплый оттенок.

Локальный цвет головы сильно меняется и в освещенных час­тях. Льющийся из окна свет скользит по волосам и вискам, высветляет предметный цвет, делает его холодным.

Другим часто встречающимся недостатком в работе над этюдом головы в предложенных условиях освещения является преувеличение силы рефлексов в теневой части. В пределах теневой части головы форма моделируется едва уловимыми рефлексами; только в этом случае можно грамотно и целостно передать форму и пространство, в котором находится модель. Блестящее решение подобной живописной задачи можно показать на примере картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Фигура девочки, посаженной спиной к свету, воспринимается силуэтом, однако лицо, хотя оно в тени, не кажется темным: на него падают рефлексы от розовой блузки, белой скатерти и других близлежащих предметов.

После освоения закономерностей передачи больших отношений и лепки формы в условиях естественного освещения следует перейти к длительным упражнениям, в которых условия световой среды повторяются, но уже изложенные цели и задачи изображения головы углубляются и расширяются в направлении передачи целостной объемной формы, цветовой и образной характеристик натуры.

Когда начинающие живописцы пишут натуру, натюрморт или портрет при вечернем электрическом освещении, результаты в колористическом отношении получаются почти такие же, как если бы они писали днём. Выявить действительный колорит натуры при искусственном освещении мешает одна из особенностей зрительного восприятия, называемая психологами константностью. Она заключается в тенденции видеть цвет предметов таким, каков он есть в действительности, независимо от изменившихся условий освещения, рефлексов, удаления, которые сильно изменяют локальную (предметную) окраску.

Изучение особенностей изображения головы человека при искусственном освещении следует начинать с обязательных подготовительных упражнений, призванных научить фиксировать первые неадаптированные впечатления от цветового напряжения красок натуры.

Выполнение упражнений такого рода (рассчитанных на 30 мин.) должно предшествовать каждому длительному упражнению.

 

Задание 7. Этюд головы натурщика, освещенной с теневой стороны искусственным светом (16 ч).

Цель задания – овладение навыками восприятия и передачи характерных изменений локального цвета и лепки формы в условиях двойного освещения.

Натурщик освещается со световой стороны естественным светом, а с теневой – электрическим.

Теневая часть, освещенная желтым искусственным светом, усиливает контраст между теплой теневой и холодной, освещенной дневным светом, частями лица. При одновременном сравнении освещенной и теневой частей лица закон адаптации зрения действует слабее, и поэтому художник может длительно воспринимать истинное напряжение красок натуры, теплохолодность освещения.

Задание 8. Этюд головы натурщика в условиях искусственного освещения (16 ч).

Цель задания – восприятие цветовых изменений в изображении головы модели, освещенной искусственным светом.

Вечернее электрическое освещение обладает оранжевым цветовым качеством, которое влияет на все краски комнатной обстановки. Причем в натуре цвета изменяются от освещения значительно сильнее, чем это воспринимается зрением. При электрическом свете белая ваза или гипсовая голова воспринимаются белыми. В действительности же насыщенность отраженного от них светового потока оранжевого цвета имеет значительную величину. Их нельзя писать белилами. Опытный живописец применит для этой цели кадмий оранжевый в чистом виде.

Чтобы уяснить суть и смысл данного явления, упражнение можно повторить в следующих условиях: натура освещается электрическим светом, а художник должен находиться (со своим холстом) в условиях дневного освещения. В этом случае адаптация зрения к искусственному освещению не возникает, и можно легко и просто написать этюды, точно передающие напряженный теплый колорит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: